Разделы

ПО Безопасность Бизнес Телеком Интернет Цифровизация ИТ в банках ИТ в госсекторе Импортонезависимость Ритейл Маркет

Андрей Баев, «Уралсиб Страхование»: От мирового лидера перешли к российскому вендору RPA и поняли, что ничего не потеряли

Проекты роботизации вызывают все больший интерес со стороны ИТ-руководителей компаний разного уровня. RPA-платформы позволяют снизить себестоимость товаров и услуг, повысить качество бизнес-процессов, а в конечном итоге — и имидж компании на рынке. Опытом внедрения RPA с читателями Market.CNews делится Андрей Баев, руководитель управления ИТ-инфраструктурой «Уралсиб Страхование».

Market.CNews: С чего начиналась роботизация процессов в «Уралсиб Страховании»?

Андрей Баев: Впервые рассматривать роботизацию мы начали в 2020 году. К тому моменту у нас было несколько ИТ-систем, которые либо не могли интегрироваться друг с другом, либо этот процесс требовал очень больших затрат.

Андрей Баев, руководитель управления ИТ-инфраструктурой «Уралсиб Страхование»

Изучая вопрос, как обойти ограничения по интеграции, мы натолкнулись на решение по роботизации. К слову, коллеги из других компаний уже проходили этот путь, и однозначно советовали внедрение RPA.

Далее мы приступили к выбору вендора. Российские решения на тот момент существенно уступали западным аналогам, поэтому выбирали из пяти иностранных поставщиков. В конечном итоге был выбран UiPath.

Роботизация нужна тогда, когда невозможна интеграция

Следующий этап — собственно, роботизация. Мы провели аудит, по итогам которого эксперты выделили три процесса для роботизации: они отнимают достаточно много времени, при этом в них много рутины, и они быстро роботизируются. Это были:

  • Два процесса в части расторжения договоров. Это довольно сложные процессы, в которых задействовано несколько ИТ-систем, таких как «Лотус», «», система формирования внутренних заявок, электронная почта, наша внутренняя операционная система хранения договоров, которые практически невозможно интегрировать между собой.
  • Процесс получения банковских выписок. Это простой процесс, но он занимает много времени и сильно подвержен человеческому фактору. Каждое утро сотрудник должен заходить в несколько банк-клиентов, выбирать даты, сохранять выписку в нужную папку, подгружать ее в другие системы. У некоторых банк-клиентов есть API, и работа немного упрощается, у других API нет.

В конечном итоге, все три процесса были успешно роботизированы и хорошо работали, пока…

Market.CNews: Пока не встал вопрос импортозамещения?

Андрей Баев: Да, пока в 2022 году не возникла необходимость миграции на российскую RPA. Надо сказать, что за прошедшие два года на российском рынке появилось много достойных решений, и на этот раз нам было из чего выбирать.

Преимущества PIX RPA перед конкурентами

Market.CNews: Как вы выбирали решение?

Андрей Баев: У нас было несколько критериев:

  1. Надежность. Нам важно было как можно меньше проверять робота и минимизировать человеческий фактор. Точнее, чтобы вместо человеческого фактора не появился «роботный» фактор — это когда мы ушли от непроизвольных ошибок человека, но взамен получили непроизвольные ошибки робота.
  2. Минимум времени на миграцию. Дело в том, что у нас внешняя команда разработчиков, и создавать алгоритмы работы робота с нуля — долго и дорого. Мы искали решение с максимально развитым конвертором.
  3. Компетентная команда и непрерывное развитие платформы. Очевидно, что масштабы роботизации будут нарастать, и не хотелось бы упереться в предел возможностей выбранного решения.

Весной-летом 2022 года мы протестировали несколько российских RPA-платформ. Рынок российских RPA платформ сейчас позволяет выбирать и есть достойные системы. В итоге, сравнив и выделив все плюсы и минусы рассматриваемых платформ, мы выбрали PIX RPA. Наши разработчики хорошо отозвались об этой системе, выделив следующие преимущества:

  1. Очень простая конвертация алгоритмов робота с UiPath. Команда PIX создала конвертер PIX Переходник, что существенно снизило затраты на разработку.
  2. Широкий функционал. Я постоянно получаю обратную связь от разработчиков, и пока не было ни одного случая, когда какой-то нужный нам функционал невозможно было реализовать.
  3. Динамичное развитие платформы. Даже за время запуска пилотного проекта платформа PIX RPA дважды обновилась, и наши разработчики воспользовались новыми функциями. Более того, коллеги из PIX Robotics прислушиваются к обратной связи и оперативно добавляют нужный функционал.
  4. Быстрая обратная связь от техподдержки. Опять-таки, от группы разработчиков не было жалоб, что какой-то вопрос долго решается.
  5. Стоимость. Вопрос цены, безусловно, индивидуален и зависит от конкретного проекта. В нашем случае мы получили выигрыш и в этом параметре.

Вячеслав Мусолов, коммерческий директор PIX Robotics

Действительно, в процессе внедрения RPA нашими клиентами, мы получаем массу обращений по разным каналам. На каждое из них реагируем с учетом SLA. В PIX Robotics накоплена широкая экспертиза по проектам в различных отраслях. Это позволяет быстро находить решения любых проблем.

Market.CNews: Вы уже перевели все роботизированные процессы с UiPath на PIX RPA?

Андрей Баев: Да, к настоящему моменту мы успели перевести на PIX RPA все три роботизированных процесса (получение банковских выписок и два процесса по расторжению договоров). И надо сказать, что разницы в работе роботов по сравнению с мировыми лидерами мы не ощутили.

Market.CNews: Чем вам не понравились другие российские RPA-решения?

Андрей Баев: На других RPA-платформах мы не могли делать то, что нам нужно, не могли работать с нужными объектами и ИТ-системами. Например, некоторые роботы не могли работать с системой выставления заявок и нашей системой учета страховых договоров. Там довольно специфичный клиент (приложение для сотрудника), полноценно адаптироваться под который смог робот PIX RPA.

Бывают проблемы и с конверторами. Конвертируется не весь код, его нужно дорабатывать, и таких доработок достаточно много. Это влечет за собой рост затрат на разработчиков и увеличение сроков выполнения проекта.

Кроме того, некоторые другие решения явно проигрывают в стабильности. Ты запускаешь робота, а потом обнаруживаешь, что он остановился по ошибке, и работа не выполняется.

Market.CNews: Проработал три дня и вылетел?

Андрей Баев: Если бы три дня… Порой и получаса не проходит. Робот сделал одну задачу, а на старте второй сломался, его надо вручную перезапускать.

Какой эффект дает внедрение RPA

Market.CNews: Какой эффект дала роботизация, в чем этот эффект измеряется?

Андрей Баев: Внедрение RPA влечет существенное сокращение временных затрат персонала на выполнение рутинных операций и снижение ошибок, связанных с человеческим фактором.

По итогам перехода на роботизацию процессов мы сэкономили 680 рабочих человеко-часов в год только на процессах связанных с расторжением договоров. Это 70% от общей трудоемкости процесса, то есть выигрыш более чем в 3 раза.

Одновременно с этим повысилась и точность выполнения работ. Если раньше сотрудник мог ошибиться, а наш клиент мог получить деньги не вовремя, то при роботизации ошибок стало на порядок меньше, а лояльность клиентов — выше.

Роботизация не только экономит время сотрудников, но и повышает качество процессов

Аналогичные результаты наблюдаются в работе с банковскими выписками, и там тоже большое значение имеет повышение качества работы. Дело в том, что это очень рутинный процесс, при том неотвратимый: если вовремя не предоставить выписки, возникают проблемы с контролирующими органами. Но человек мог ошибиться и выбрать не те даты или сохранить выписку не в той папке. С роботом таких проблем не возникает.

Market.CNews: Как проходит адаптация людей к работе с роботами?

Андрей Баев: Я очень удивлен, но сотрудники быстро привыкли к роботам. Обычно любая новая ИТ-система внедряется с боем и проблемами, но здесь ничего подобного не было. Связываю это с тем, что они участвовали в создании алгоритмов.

Первые две недели сотрудники постоянно перепроверяли действия робота, а потом забыли про него на несколько месяцев. Вспомнили только когда робот увидел незнакомое окно в Windows и остановился. Тут, кстати, важно отметить, что робот не стал «фантазировать» и делать лишние действия. Он просто подал сигнал, что данное окно ему неизвестно, нужна помощь человека. Человек помог — робот продолжил работать.

Мы получили слова благодарности от сотрудников, чьи условия труда заметно улучшились, ведь у них стало меньше рутинной работы. Эту участь взяли на себя роботы, а люди только получают уведомления по контрольным точкам.

Перспективы роботизации

Market.CNews: Какие процессы вы планируете роботизировать в обозримом будущем?

Андрей Баев: У нас нет четкого списка процессов для роботизации, но мы находимся в поиске таковых. В настоящий момент мы успешно роботизировали работу некоторых подразделений. Вполне вероятно, что подобные технологии нужны и в соседнем подразделении. Но сотрудники смежных департаментов практически не видят работу друг друга, здесь нужен взгляд сверху.

Для этого у нас есть проектный офис — отдел, который занимается внутренними проектами. Сейчас специалисты проектного офиса изучают работу персонала на местах и оценивают потенциальную экономию от внедрения RPA в том или ином бизнес-процессе. По результатам их работы мы будем принимать решение о последующих шагах в направлении роботизации.

Вячеслав Мусолов, коммерческий директор PIX Robotics

Стоит отметить, что платформа PIX RPA работает уже в нескольких страховых компаниях. Учитывая накопленный опыт, мы готовы сфокусировать внимание заказчика на тех процессах, которые с наибольшей вероятностью дадут максимальную отдачу при роботизации.

У нас есть долгосрочный roadmap — карта развития RPA-платформы PIX RPA. По ней можно понять вектор нашего развития и спланировать роботизацию процессов на перспективу нескольких лет.

Market.CNews: Какие функции вы ожидаете от отрасли RPA в ближайшей перспективе?

Андрей Баев: Уже сегодня роботы хорошо справляются с рутинными задачами. Я ожидаю развития интеллектуальных функций, расширения спектра применения искусственного интеллекта.

Как это может выглядеть на практике? Например, чтобы робот мог вмешиваться в шаги, умел анализировать полученные данные, предугадывать следующие действия, выявлять отклонения от нормальных значений. В общем, работать по исключениям.