Разделы

Бизнес Телеком Интеграция

В Кыргызстане мобильный интернет в 330 раз дешевле, чем в Экваториальной Гвинее

Стоимость мобильного интернета в Кыргызстане — одна из самых низких в мире. На телеком-рынке страны представлены 4 мобильных оператора, три из которых работают с населением. О специфике рынка мобильной связи в республике, его состоянии и потенциале — в материале CNews.

Сколько стоит мобильный интернет

Британский портал Cable.co.uk опубликовал свежий отчет о стоимости мобильного интернета в мире. Издание проанализировало более 6 тысяч тарифных планов в 230 странах мира. Сделано это было с одной единственной целью — узнать, где самые дешевые гигабайты.

По результатам исследования, страной с самым доступным мобильным интернетом признан Израиль, где стоимость 1 ГБ составляет всего 5 центов. Второе место в мировом рейтинге и первое среди стран СНГ занимает Кыргызстан. Там, согласно отчету, 1 ГБ в среднем стоит 15 центов.

Отметим, что по отношению к 2018 г., когда был проведен аналогичный анализ, в Кыргызстане цена на гигабайт снизилась почти на 44,4% (с 27 центов). «‎Имея минимальную, хотя и растущую, фиксированную связь по всей стране, Кыргызстан в значительной степени полагается на предоставление мобильных данных», — пишут авторы отчета.

Мобильный Кыргызстан

Это обусловлено рядом объективных факторов. Одним из них являются особенности ландшафта Кыргызстана. Можно сказать, что в какой-то степени развитие мобильного интернета в республике было предопределено. Горный рельеф республики и низкоэтажная застройка делает невозможным массовое распространение фиксированного интернета. Стоимость подведения канала связи для широкополосного выхода в сеть, например, в условиях того же города Ош или некоторых районов Бишкека — дорогое удовольствие. Когда люди живут в частном секторе, для обеспечения одной семьи интернетом отдельный канал необходимо подвести к каждому жилому дому, что намного дороже, чем разводить сеть по многоэтажному комплексу. А что говорить о подведении фиксированного интернета в населенные пункты, расположенные в горной местности? В таких условиях остается одна альтернатива — это мобильный интернет.

Таким образом, все держится на телеком-операторах. В Кыргызстане с населением чуть более 6,6 млн человек покрытие сетью обеспечивают три сотовых оператора, два из которых — международные компании. Телеком-операторы являются крупнейшими налогоплательщиками Кыргызстана. Только с начала текущего года в совокупности они пополнили государственную казну на 3,1 млрд сомов или $37 млн в виде налогов и обязательных платежей. Это составляет более 8,1% всех доходов бюджета в рассматриваемом периоде.

Сколько стоит мобильный интернет в странах СНГ

в $ за 1 ГБ

0,15
Кыргызстан
0,29
Россия
0,32
Молдова
0,43
Беларусь
0,59
Казахстан
0,6
Узбекистан
0,75
Украина
0,76
Армения
2,6
Таджикистан

Появление на местном телеком-рынке иностранных инвесторов связано с тем, что в свое время государство поддержало сотовых операторов путем либерализации регулирования отрасли. В результате сегодня основной частотный ресурс Кыргызстана в диапазоне 4G распределен между тремя операторами: 47% частот принадлежит государственным операторам MegaCom и «KT-Мобайл» (в настоящее время компания не оказывает услуги населению), 37% в распоряжении О! (казахский оператор «‎Нур Телеком») и 16% у Beeline («‎Скай Мобайл», которая с 2010 года входит в международную группу Veon).

Стратегии продвижения на рынке этих телеком-компаний совершенно разные. К примеру, компания О! начинала с агрессивного наращивания абонентской базы посредством демпинга цен. Госоператор MegaCom обеспечивает связью государственные компании, поддерживает реализацию государственных программ в телеком-сфере. Beeline позиционирует себя как оператор, который заботится о своих абонентах. Компания работает над сервисом и качеством предоставляемых услуг.

Различия в направлениях развития телеком-компаний Кыргызстана позволяют обеспечивать мобильной связью всю страну. По данным Государственного агентства связи (ГАС), мобильные услуги в республике предоставляются 99,25% населения.

Кыргызстан уходит в интернет

Доступ к мобильному интернету — это один из самых быстро развивающихся сегментов телекоммуникационного рынка республики. Популяризация интернет-услуг в регионе совпала с расширением зоны покрытия сотовой связью. Повсеместно наблюдается рост спроса и возможностей использования мобильных технологий, позволяющих получать услуги беспроводного интернета практически в любой точке Кыргызстана.

Число пользователей мобильного интернета в Кыргызстане

Это привело к трансформации традиционных услуг связи. В частности, в последние годы, как сообщает ГАС, происходит сокращение объемов голосового, СМС и ММС трафиков и повышается спрос на альтернативные инструменты коммуникации, такие как WhatsApp, Telegram и др.

Вместе с тем, кыргызстанцы не просто массово уходят в интернет, они еще и лидируют по количеству потребляемых гигабайтов. Согласно исследованиям, в среднем каждый абонент потребляет около 20 ГБ в месяц. По данным одного из операторов, 99% пользователей хотя бы раз в тридцать дней заходят в YouTube. По мировым меркам это очень много — далеко не каждый житель планеты может позволить себе такое.

В упомянутой Экваториальной Гвинее, например, 1 ГБ стоит почти $50. При таких ценах, привычный интернет-стриминг среднестатистическому кыргызстанцу обходился бы $1000 в месяц, в то время сейчас он тратит на это около $3,5 в месяц — стоимость трех чашек кофе. Причем такая цена актуальна для столицы, в регионах стоимость мобильного интернета может быть еще ниже из-за более низкой покупательной способности.

Невысокая стоимость мобильного интернета объясняется динамичной информационной средой и достаточно недорогим рынком смартфонов по сравнению с соседними странами. Это, в свою очередь, связано с тем, что рынок либерализован. Комплекс этих факторов во многом и стимулирует развитие телеком-индустрии Кыргызстана.

Конкуренция на рынке

Впрочем, есть еще одна важная причина — конкурентная среда, в условиях которой операторы для привлечения абонентов в свою сеть, снижают цены на ряд предоставляемых услуг. Одни за относительно небольшую плату предлагают абонентам безлимитный выход в интернет. Казалось бы, пользователи должны быть в восторге. Но у всего есть обратная сторона, и у такого «демпинга» — качество трафика. Сравнительно дешевые тарифные планы и открывают пользователям доступ на большое число социальных сетей, при этом безлимит, как ни парадоксально, имеет свои ограничения. Это связано с нагрузкой на сеть. Так как пропускная способность у базовых станций фиксированная, в случае, когда отдельные абоненты потребляют объемы трафика выше среднестатистических, в часы пиковой нагрузки скорость трафика снижается у всех клиентов. Это называется «Политика справедливого пользования». Она предполагает, что все клиенты имеют равные права на получение услуг мобильной связи и интернета.

Другие операторы не предоставляют безлимитные пакеты, фокусируясь на качестве и прозрачности тарификации. Это объясняется разными подходами к ведению бизнеса. Завоевывать рынок и внимание абонентов можно по-разному: демпингом цен или предоставлением услуг по обоснованной цене. Либо можно придерживаться тактики сохранения оптимального баланса «цена-качество», при которой оператор не предлагает бесплатных услуг, так как у всего есть своя себестоимость. При таком подходе, у операторов появляется возможность инвестировать в развитие сети, чтобы обеспечивать высокий уровень качества связи и мобильного интернета.

Развитие инфраструктуры связи

Компаниям приходится постоянно инвестировать в развитие сети, чтобы обеспечить высокий уровень качества связи и мобильного интернета. Стоит это, само собой, немалых денег — около $50-70 тыс. в год на одну базовую станцию. В среднем ежегодные вложения всех операторов связи в установку новых и апгрейд существующих базовых станций, каналов связи и программного обеспечения для управления сетью оценивается в $40 млн.

Одним из поставщиков оборудования для базовых станций в Кыргызстан выступает компания Huawei. По словам генерального директора Huawei Bishkek Technologies Сяоньэн Чен, в настоящее время на оборудовании компании услуги связи предоставляются более чем половине жителей республики.

«Huawei вошел на рынок Кыргызстана в 1998 г. Компания участвовала в строительстве 2G, 3G и 4G сетей в Кыргызстане и намерена обеспечить связью каждого человека, каждый дом и каждую организацию. Благодаря поддержке и доверию кыргызстанских партнеров и клиентов компания продолжает предоставлять надежные, безопасные и передовые ИКТ-решения и смартфоны для жителей Кыргызстана на протяжении последних 23 лет. Huawei тесно сотрудничает с компаниями «Кыргызтелеком», «Скай Мобайл», «Альфа Телеком» и «Нур Телеком», предоставляя им передовые телекоммуникационные решения», — говорит Сяоньэн Чен.

За время сотрудничества в республику было поставлено оборудование для 6 тыс. базовых станций, охватывающих все регионы. Сяоньэн Чен отмечает, что Кыргызстан имеет хорошую коммуникационную инфраструктуру, и особенно выделяет сеть одного из своих партнеров – оператора Beeline («Скай Мобайл»).

Купить оборудование для базовой станции, арендовать землю — это только часть расходов. Для того чтобы базовая станция заработала, к ней необходимо подвести канал интернета, установить оптику, кондиционеры, а, учитывая перебои с электричеством, еще и обеспечить автономность работы с помощью дизельного генератора, которые также завозятся из Европы и стоят немалых денег. С учетом проблем с водой и поставкой электричества, операторам придется приложить еще немало усилий для того, чтобы у их абонентов была бесперебойная связь. А это большие вложения.

Высокая стоимость работ по обслуживанию базовых станций обусловлена также горным ландшафтом Кыргызстана. Для того, чтобы обеспечить отдаленные населенные пункты доступом в интернет, телеком-операторам приходится работать в сложных условиях. Однако не вкладываться они не могут, поскольку скорость интернета и его доступность во многом зависит от количества и качества базовых станций.

Телеком-компании Кыргызстана уже приложили много усилий для строительства имеющейся сети и продолжают ее развивать. Из последних видимых улучшений – устойчивость интернета с точки зрения канала связи. Трафик данных растет в среднем на 20% в год у всех операторов почти равномерно.

Очевидно, что постоянный рост сети служит еще одним, возможно, главным фактором развития рынка мобильных услуг в Кыргызстане. В этом плане высокий темп всем игрокам отрасли задают телеком-компании с иностранным участием. Они не могут пользоваться преимуществами, которые имеет национальный оператор, поэтому вынуждены постоянно наращивать инфраструктуру, чтобы обеспечивать своим пользователям качественный сигнал в любой точке страны.

Короткая ссылка