Спецпроекты

Александр Шведов, «Билайн Бизнес»: Пандемия помогла российским регионам осознать преимущества цифровизации

Телеком Интеграция ИТ в госсекторе

Цифровизация на федеральном уровне и в нескольких крупных городах идет серьезными темпами. Но российские регионы от них несколько отстают. На помощь приходят игроки телеком-рынка. «Билайн» активно работает по таким направлениям как здравоохранение, транспорт, образование, безопасность. О том, какие препятствия приходится преодолевать на этом пути, в интервью CNews рассказал Александр Шведов, директор по работе с государственными заказчиками «Билайн Бизнес».

«Госорганы ощущают необходимость трансформации»

CNews: Как вы оцениваете темпы цифровизации регионов? Что их мотивирует, что тормозит, какие тенденции становятся заметны?

Александр Шведов: В целом темпы цифровизации я бы назвал высокими. Приятно отметить, что регионы понимают необходимость и преимущества цифровизации. Особенно это проявилось во время пандемии.

Вместе с тем, понятно, что цифровизация — это широкое понятие, и если представлять ее в виде перечня активностей, то это будут пункты из национальных проектов. Помимо «Цифровой экономики» запущены отдельные нацпроекты в области здравоохранения, транспорта, образования и так далее. И если внедрение на федеральном уровне имеет максимальный приоритет, то в регионах все сильно зависит от имеющейся экспертизы и готовности внедрять соответствующие изменения. Поэтому в этой части ситуация уже более разрозненная и темпы развития регионов разные.

CNews: Региональные государственные органы охотно идут навстречу трансформации или все-таки присутствует какое-то сопротивление изменениям?

Александр Шведов: Государственные органы реагируют положительно. С одной стороны, они очень ясно осознают потребность и ощущают необходимость трансформации. С другой — нужно понимать, что у них не появилось дополнительных кадров. Мы также участвуем в программах обучения для CDO, но его крайне недостаточно. Нельзя сказать, что все специалисты страны уже переучились и теперь знают, что такое цифровизация и как с ней работать. Радикальных изменений в подготовке кадров не произошло. Одного желания мало, но без него было бы еще сложнее.

Александр Шведов: Регионы понимают необходимость и преимущества цифровизации

CNews: По каким направлениям «Билайн» развивает свою технологическую линейку на региональном уровне?

Александр Шведов: У нас создан большой пул решений, выдержанный в единой логике. Мы, как большой инфраструктурный оператор, создаем и гарантируем базовый уровень оказания сервисов для цифровизации. Предоставляем каналы связи, облачное хранилище, дата-центр, в котором хранится и обрабатывается вся информация. Кроме того, нашим клиентам доступны сами алгоритмы обработки этой информации, ее обогащение нашими собственными большими данными, платформы для коммуникаций с гражданами, телефония, смс-сервисы, интернет-активности. Эта база востребована практически во всех отраслях. На нее накладываются собственные или партнерские технологические решения. В нашем портфеле есть разные кейсы: в сфере безопасности, туризма, культуры, образования, ЖКХ. Перечень отраслей, в которых применяются наши технологии, — очень широкий.

«Через несколько лет ландшафт транспортной отрасли будет совсем другим»

CNews: Какова особенность проектов в сфере «Интеллектуальных транспортных систем», какие задачи они решают?

Александр Шведов: Эти проекты реализуются в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Всегда важно иметь понимание, ради чего проект реализуется. Основной результат, к которому мы стремимся — снижение смертности на дорогах. Безусловно, есть сопутствующие цели: увеличение пропускной способности, повышение комфорта для граждан при передвижении. Эти задачи должны быть реализованы в том числе с помощью интеллектуальных транспортных систем. Часто приходится сталкиваться с серьезной спецификой, ведь мы не приходим работать с нуля. Каждый регион уже ввел определенные элементы интеллектуальных транспортных систем. Например, управляемые светофоры, контроль количества проезжающего транспорта, камеры фото- и видео фиксации. У каждого региона есть определенный набор таких элементов, который они внедряли по своему разумению и опыту.

Теперь стоит задача объединить на уровне региона все системы в единое целое, чтобы получить общую аналитику. Это позволит осуществлять сквозной мониторинг KPI проекта, изменений ситуации на дорогах, повышения эффективности. Для этого в рамках проекта «Интеллектуальные транспортные системы» выделяются соответствующие средства для крупных городских агломераций. В этом году была первая волна финансовых поступлений, и многие регионы получили возможность заняться проектированием или установкой отдельных элементов. Вообще, программа рассчитана на несколько лет. Поэтому можно с уверенностью сказать, что через 2-3 года мы получим совершенно новый ландшафт транспортной отрасли на всей территории страны.

CNews: Вы можете поделиться примерами реализации подобных проектов? В каких регионах были реализованы первые проекты и почему именно там?

Александр Шведов: Такие проекты мы реализуем как комплексно, так и путем внедрения конкретных элементов. Каждому региону требуется индивидуальный подход. При проектировании крайне интересны и востребованы те большие данные, которые есть у «Билайн» как у сотового оператора. Эти данные предоставляются в агрегированном виде и позволяют проанализировать матрицу корреспонденции между разными районами города, оценить пиковые маршруты и пиковые часы передвижений, проанализировать и дать рекомендации по корректировке транспортной модели того или иного города. Мы осуществляем внедрение проектов не только на уровне софта или обработки данных, но и с применением конкретного оборудования и технологий.

Александр Шведов: В нашем портфеле есть разные кейсы: в сфере безопасности, туризма, культуры, образования, ЖКХ

К примеру, в Пензенской области мы смонтировали и запустили два пункта весогабаритного контроля. Это интеллектуальная система устройств, в которую входят измерительные приборы, весы, камеры фото- и видео-фиксации. Далее вся эта информация передается с использованием нашей телеком-инфраструктуры. Такие комплексы позволяют сохранить качество асфальта: они фиксируют факт перегруза, из-за которого идет разрушение дорожного полотна. Наблюдение позволяет обеспечить безопасность дорожного движения и поддерживать дорогу в надлежащем состоянии. Как следствие — на дорогах снижается аварийность. Подобные проекты доказывают свою работоспособность и эффективность.

CNews: Как решается национальная задача по увеличению внутренних затрат на развитие цифровой экономики?

Александр Шведов: Пандемия привела к большому количеству внеплановых расходов для государства и уменьшила доходы из-за снижения экономической активности. Как следствие, бюджет становится более дефицитным и государство задумывается о поиске дополнительных внутренних источников для финансирования цифровизации. Задача непростая, многогранная и еще многое предстоит сделать для ее решения. Мы заинтересованы в поиске методов государственно-частного партнерства. В частности, взаимодействуем с национальными центрами ГЧП и с другими экспертными организациями для того, чтобы правительство в итоге нашло какие-то дополнительные формы стимулирования. Например, софинансирование: государство может не полностью финансировать какой-то проект, а частично. Оно может оказывать административную поддержку в реализации проектов, к примеру, выделять земли под объекты инфраструктуры, учитывать планирование транспортных сетей и сетей электроснабжения при планировании крупных региональных проектов.

Здесь нет простых решений, задачами нужно заниматься, вносить изменения в законодательство, создавать новые возможности для господдержки тех или иных активностей. В целом — идея очень перспективная.

«Цифровизация медицины невозможна без современных игроков»

CNews: Каким способом осуществляется цифровизация сферы здравоохранения в регионах? За какими трендами будущее?

Александр Шведов: Медицина имеет огромный потенциал для цифровизации. Именно поэтому мы выделили отдельное направление по работе с медицинской тематикой, которому дали внутреннее название «БилайнМед». То, что направление телемедицины близко нам — это очевидно, как и то, что цифровизация медицины невозможна без современных игроков.

Ситуацию затрудняет то, что медицина — одна из самых консервативных отраслей, потому что цена ошибки в сфере здравоохранения очень высока. Следствие консерватизма — невосприимчивость к изменениям или их медленное внедрение, что становится существенным стоп-фактором для цифровизации. В России работают лучшие врачи, у нас — одна из самых лучших медицинских школ в мире. При этом мы имеем серьезные проблемы в самой отрасли: с инфраструктурой, с дефицитом кадров, с недостатком финансирования и низким проникновением ИТ-решений.

CNews: Как развивался этот проект?

Александр Шведов: Обычно у нас уходит около двух месяцев на разворачивание платформы, обучение врачей, включение телемедицинских консультаций в их графики. Услуга запускается либо на серверах заказчика, либо с помощью наших облачных сервисов. Для нас существуют очень простые технологии, которые могут разворачиваться быстро, например, еще в период первой волны коронавируса мы в ряде регионов развернули облачные колл-центры. Это помогло серьезно снизить нагрузку на врачей и проконсультировать многих пациентов. Сейчас появляется единый федеральный номер для работы с больными коронавирусом. Мы продемонстрировали еще полгода назад, что можем быстро разворачивать такие системы, что это эффективно, интересно. Мы показали, как технологически можно решать подобные задачи и государство увидело эффективность такого внедрения.

CNews: Как, на ваш взгляд, измеряется эффективность внедрения тех или иных технологий в социально значимых направлениях экономический деятельности, например, в медицине?

Александр Шведов: Хороший вопрос. С одной стороны, можно легко показать эффективность открытия какого-то нового объекта. К примеру, нужно решить проблему онкологии. Построили новый онкологический центр, люди там стали сразу консультироваться, лечиться, и эта больница — и есть конечный результат проекта. Внедрение телемедицины оценить сложнее: кто-то где-то поговорил по телефону. Как это увидеть? Как оценить? Что будет служить подтверждением работоспособности сервиса? Поэтому важно создавать наглядные и эффективные инструменты мониторинга.

В Московской области, например, создан Центр Управления Регионом. Мы детально обменивались опытом с коллегами из Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. У них есть отдельный блок, связанный с медицинской отраслью, он контролирует качество обслуживания людей в медучреждениях. Вся информация находится в едином центре, это позволяет увидеть количество обращений и жалоб, общую нагрузку на врачей. Сразу всплывают проблемные зоны и, что самое важное, становится виден эффект от внедрения инновационных сервисов.

Александр Шведов: Медицина — одна из самых консервативных отраслей, потому что цена ошибки в сфере здравоохранения очень высока

Приведу простой и понятный всем пример. Одно дело, когда есть ограниченное количество участковых врачей, которые должны за день принять порядка 20 пациентов в одну смену. Другое дело, когда есть возможность хотя бы вторичные приемы осуществлять с помощью сервиса телемедицины: сотруднику не нужно тратить время на дорогу, у врача меньше риска заражения и переноса инфекции. А качественный инструмент аналитики сразу показывает преимущества цифровизации.

В наших проектах используются современные способы сбора обратной связи. Это могут быть, например, опросы. У нас большой собственный опыт: в «Билайне» давно проводятся опросы с помощью смс. Заранее составляется алгоритм и сотрудникам последовательно отправляются сообщения. Компания обрабатывает эти ответы и визуализирует результаты. Если нужно провести сложный опрос, можно использовать мобильную версию и более глубоко опрашивать целевую аудиторию. Таким образом, можно получать общий мониторинг, используя ЦУР или более точечный мониторинг, получая обратную связь с помощью опроса.

CNews: Какие сервисы и технологические продукты для развития социально значимых сфер в регионах России у вас уже есть и как вы их планируете развивать?

Александр Шведов: Мы пропагандируем идею сокращения расстояния между гражданами и государством. Такой тренд делает Россию комфортной для жизни. Социально значимые задачи имеют высокий приоритет в «Билайне». Мне очень нравится наше партнерство с «Лиза Алерт»: здорово, что для спасения жизней используются наши технологии. Например, обработка больших массивов фотографий на наших собственных мощностях.

Еще одно большое направление — повышение удобства использования государственных сервисов для наших абонентов с помощью идентификации. Когда абонент приходит в салон связи, у него просят паспорт. Когда он приходит в госорган, у него опять просят паспорт. Если это один и тот же паспорт, и это один и тот же человек, то ему было бы удобнее через мобильный телефон получить госуслугу. И мы активно над этим работаем, стремимся к тому, чтобы государство стало ближе к гражданам и все больше сервисов были доступно в мобильных приложениях 24 часа в сутки 7 дней в неделю!