Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Вологдаэнергосбыт: Нас интересуют системы анализа больших данных

О текущей информатизации компании «Вологдаэнергосбыт» и планах развития ее ИТ-стратегии рассказал Виктор Артамошин, начальник управления информационных технологий и коммуникации.

CNews: Расскажите немного о компании «Вологдаэнергосбыт».

Виктор Артамошин: Компания «Вологдаэнергосбыт» образована 1 октября 2005 года в результате реорганизации «Вологдаэнерго» в рамках реформирования РАО ЕЭС России. На сегодняшний день «Вологдаэнергосбыт» работает в статусе гарантирующего поставщика электроэнергии в Вологодской области, обслуживает более 500 тысяч потребителей, юридических и физических лиц.

CNews: Скажите, есть ли у энергосбытового бизнеса какие-то специфичные требования к ИТ-службе?

Виктор Артамошин: Кроме того, что обеспечивать работу большинства информационных систем, ориентированных как на фронт-, так и на бэк-офис приходится в круглосуточном режиме, пожалуй, нет.

CNews: Какие ключевые задачи стоят перед вашим подразделением?

Виктор Артамошин: Некоторые бизнес процессы, такие как работа на оптовом рынке электроэнергии, биллинг, очень требовательны к соблюдению сроков. Задержка выполнения некоторых мероприятий, например, при закупке электроэнергии на оптовом рынке, может обернуться компании многомиллионными убытками. Поэтому одно из главных требований к ИТ – обеспечение достаточного функционала информационных систем и их бесперебойная работа. С другой стороны ИТ все глубже проникают в энергетику, потребитель становится более требовательным, осведомленным о том, какие сервисы появляются в аналогичных компаниях в России (и не только). Поэтому второй важной задачей является обеспечение такого уровня информационных технологий, который позволяет соответствовать высоким ожиданиям клиентов, постоянно совершенствовать наши сервисы.

CNews: Решение каких задач с помощью ИТ имеет первостепенную значимость для компании?

Виктор Артамошин: Мы стараемся обеспечить индивидуальный подход к каждому клиенту, соответствовать ожиданиям и предоставлять тот уровень сервиса, который интересен именно этому клиенту. В связи с этим возникают многочисленные нюансы при обработке сотен тысяч лицевых счетов, пока не все запросы наших клиентов удается оперативно выполнить. Кроме того, подобный подход подразумевает постоянную доступность всех сервисов, на что тратится много сил и средств.

Виктор Артамошин: В настоящее время идет разработка систем автоматизирующих загрузку показаний приборов учета, это работа с СМС-сервисами, с электронной почтой, обработкой данных внесенных посредством тонального набора на телефоне

Самыми приоритетными для нас являются задачи, направленные на выполнение договорных обязательств перед клиентами, а также на развитие дополнительных клиентских сервисов, таких как межорганизационный электронный документооборот, личные кабинеты физических и юридических лиц на сайте вологдаэнергосбыт.рф, онлайн-оплата, автоматизированная передача показаний приборов учета, контакт-центр, центры клиентского обслуживания в зоне шаговой доступности и прочее.

CNews: С какими операционными проблемами сталкивается в настоящий момент ваш бизнес и какие требования это накладывает на ИТ?

Виктор Артамошин: Возникают проблемы, связанные с передачей показаний приборов учета от сетевых компаний, управляющих организаций, граждан. Данные могут поступать с задержкой, быть неполными или не поступить вообще. Кроме того, законодательно не определено, в каком виде должны быть переданы показания приборов учета, в результате потребитель может передавать данные в каком угодно формате. В связи с этим, информационные системы компании приходится создавать очень гибкими и мобильными.

CNews: Какие из текущих ИТ-проектов вы бы могли выделить как приоритетные?

Виктор Артамошин: В режиме постоянного развития находятся системы по расчетам с промышленными и бытовыми потребителями, что обусловлено постоянными изменениями в законодательстве в сфере электроэнергии и с растущими требованиями бизнеса. Отдельной приоритетной подзадачей является разработка расчетной системы «Социальная норма» в соответствии с постановлением Правительства РФ №614. В рамках данной задачи необходимо не только реализовать расчетную систему внутри компании, но и обеспечить загрузку данных с множества различных информационных систем, находящихся в ведении органов местного самоуправления, УФМС, ПФ, управляющих компаний.

Так же в настоящее время идет разработка систем автоматизирующих загрузку показаний приборов учета, это работа с СМС-сервисами, с электронной почтой, обработкой данных внесенных посредством тонального набора на телефонеклавиатуры), прорабатываем вопрос об использовании технологий синтеза и распознавания речи.

CNews: Есть ли у Вас выделенный ИТ-бюджет или он «зашит» в бюджеты разных подразделений?

Виктор Артамошин: Бюджет составляется до начала нового финансового года в разрезе подразделений и проектов. Как правило, все затраты по ИТ-направлениям закрепляются за ИТ-подразделениями. Предварительно планируемые затраты проходят процедуру согласования у заказчика и процедуру защиты в экономических подразделениях. Оценивается целесообразность и размер поддержки существующих систем, необходимость и масштаб их развития, планы по внедрению новых.

CNews: Как организован подход к выбору ИТ-решений и поставщиков в регионах?

Виктор Артамошин: Сначала определяются требования к выбору того или иного решения или вендора, затем проводятся конкурсные процедуры.

CNews: Расскажите, какие решения вы уже используете.

Виктор Артамошин: В первую очередь мы используем собственные разработки в области программного обеспечения. Мы получили 11 свидетельств о регистрации прав, в том числе на биллинговые системы, на системы ориентированные на бэк-офис, на фронт-офис. Подход к организации бизнес-процессов в энергосбытовой деятельности может быть разным, но в конечном итоге приходится делать выбор, на каком программном обеспечении осуществлять деятельность: на приобретенном или все же на программном обеспечении собственной разработки. Наша компания сделала выбор в пользу второго варианта и, как я считаю, не прогадала. Мы получили очень гибкие инструменты для реализации наших проектов, что и позволяет занимать лидирующие позиции в регионе среди компаний-поставщиков коммунальных услуг.

К серверному аппаратному обеспечению у нас весьма серьезные требования, не буду вдаваться в подробности, указав лишь основные бренды, это Cisco и HewlettPackard. Весь цикл работ, связанных с аппаратным обеспечением наши высококвалифицированные инженеры выполняют самостоятельно, это и первичная настройки оборудования, его диагностика и т.п.

Программное обеспечение используем то, которое проверено временем и, как это ни странно звучит, пользователями. Это продукты таких компаний как: , Microsoft, Oracle. Практически все наши информационные системы построены на базе данных продуктов.

CNews: Что из современных трендов представляет для вас интерес?

Виктор Артамошин: Для нас, как предприятия сектора энергетики, крайне важны системы управления рынком электроэнергии и платформы управления потреблением электроэнергии. Также большой интерес представляют системы анализа и обработки больших объемов данных в реальном времени, постоянно совершенствуем сервисы для работы с потребителями, в том числе и с обратной связью. Интересным направлением является все большая и большая популяризация интернета, социальных сетей. На мой взгляд, энергосбытовые компании должны уделять максимальное внимание именно этой тенденции и развиваться именно в этом направлении от приема показаний приборов учета от населения, вплоть до внесения изменений в договора поставки электроэнергии (в определенной перспективе возможно и это).