Статья

Вечная гонка: какие ИТ обеспечат банкам первые места

Безопасность Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения
мобильная версия

На смену интересным, но несколько отвлеченным дискуссиям о преимуществах новых технологий или общих принципов применения аутсорсинга в банковском секторе сегодня приходит обсуждение других тем и конкретных вопросов. Основные из них касаются того, как современному банку противостоять конкурентному давлению телекоммуникационных компаний и игроков из смежных отраслей? Что конкретно подразумевается, когда говорится о мировом уровне ИТ-разработок для банковской отрасли? Как отечественным банкам угнаться за быстро изменяющимися запросами потребителей, требованиями регуляторов рынка, постоянно появляющимися инновациями? Обо всем этом говорили участники круглого стола "Информатизация банковского сектора в России: современные ИТ-продукты мирового класса", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Несмотря на то, что многие намечающиеся тенденции рынка субъективно воспринимаются некоторыми банками как нечто, относящееся к достаточно отдаленному будущему, практика показывает, что фактические изменения происходят сегодня гораздо быстрее, нежели ожидают игроки. Многие специалисты отрасли отмечают тот позитивный момент, что интересы банков-заказчиков постепенно смещаются к достаточно конкретным и прикладным вопросам модернизации ИС в соответствии с требованиями меняющегося рынка, оптимального подбора архитектуры или решения, выбора между оплатой или арендой сервисов или ПО.

Банк плюс АБС

Core-banking на российском рынке поддерживается и развивается исключительно российскими компаниями. Этот своего рода "заповедник" возник не в силу каких-то искусственных причин или ограничений, а из-за относительно небольшой емкости российского рынка, изменчивости требований регуляторов отечественной банковской отрасли и прочих проблем. "Все это делает для западных разработчиков поддержку и развитие АБС для российских банков несопоставимо более затратными, чем стабильную работу на зарубежных рынках с большими объемами продаж", - считает руководитель департамента информационных технологий ВТБ Дмитрий Назипов.

1 | 2 | 3 | 4 |

Алексей Катрич, управляющий директор департамента развития ИТ "Сбербанка РФ": Банкам, которые хотят быть лидером на мировом уровне, обязательно иметь R&D подразделение

Эта ситуация, видимо, сохранится и в том числе после перехода на международные стандарты отчетности. Один из барьеров, мешающих проникновению core-banking систем западных разработчиков на российский рынок, при этом будет снят, но серьезной конкуренции быстро развивающимся отечественным АБС западные ИС, скорее всего, не окажут. В частности, очевидным трендом в развитии современных российских АБС является уход от монолитных решений к многокомпонентным, что позволяет существенно снизить временные и денежные затраты при их внедрении, особенно в случае автоматизации продаж простых банковских продуктов.

"Перспективы более сложных продуктовых решений - в частности, для инвестиционного банкинга - пока что менее радужные, и отечественные разработки в этой области сегодня чаще всего проигрывают по функционалу западным", - считает г-н Назипов. Наибольшие шансы для того, чтобы выйти на рынки развивающихся и, особенно, развитых стран, появляются у отечественных вендоров тогда, когда там открывают свои филиалы российские банки и покупают для их автоматизации соответствующее ПО. В качестве такого успешного кейса г-н Назипов привел использование полнофункционального решения одного из отечественных разработчиков в филиале ВТБ, работающем на азиатском рынке, которое он положительно оценил с точки зрения стоимости и скорости внедрения.

Гонка за инновациями

"Основные вызовы для банков исходят сегодня не от их коллег, а от смежных отраслей: телекома, ритейла, почты", - утверждает управляющий директор департамента развития ИТ "Сбербанка РФ" Алексей Катрич. Более важным фактором чем, например, масштаб деятельности, является в наши дни скорость внедрения появляющихся во всех отраслях экономики инноваций. Результат чаще всего достигается за счет синергии финансового бизнеса и ИТ. Поэтому "Сбербанк" сегодня активно ищет ИТ-партнеров и сотрудничает с инновационными компаниями, главным критерием отбора которых является готовность партнера мыслить глобально и позиционировать себя как игрока мирового уровня. В частности, при выборе программных продуктов для возможного внедрения "Сбербанк" оценивает не только текущую функциональность решения, но и такие факторы, как амбициозность и масштабность планов развития компании-разработчика, способность ее руководителей к нестандартным инновационным подходам.

В качестве примера такого сотрудничества г-н Катрич привел работу с компанией "Диасофт", решения которой соответствуют новой стратегической концепции целевой архитектуры приложений "Сбербанка" и успешно проходят процедуру тестирования в территориальных подразделениях организации и ее центральном аппарате; а также компанию ЦФТ, наработки которой использованы при разработке концепции "Сбербанка" в области аутсорсинга программных продуктов, и ряд других фирм.

Обязательным для банков, которые хотят быть лидерами на мировом уровне, г-н Катрич считает наличие собственного R&D подразделения. Еще до организации такого отдела в самом "Сбербанке" там уже был создан работающий инновационный механизм - централизованная автоматизированная база данных "Биржа идей", в работе которой сейчас активно участвует около половины трудового коллектива "Сбербанка". "Биржа идей" уже позволила получить эффект - более 1 миллиарда рублей при минимальных инвестициях.

Сегодня в "Сбербанке" создана эффективная корпоративная система работы с инновациями на всех уровнях - от поддержки фундаментальных новшеств до внедрения текущих инновационных предложений - и г-н Катрич привел множество интересных результатов деятельности в этой области. Например, в рамках услуги "Сбербанк ОнЛ@йн" предполагается создать персональное виртуальное пространство для каждого клиента, дающее ему не только возможность осуществлять различные виды платежей, но и доступ к услугам, развиваемым в рамках концепции "Электронного правительства", ряду популярных социальных сервисов и пр. Многие новые технологии уже внедрены в московском "офисе будущего" "Сбербанка", главной задачей открытия которого г-н Катрич считает привлечение инновационно-мыслящих банков и компаний к дальнейшему сотрудничеству.