Спецпроекты

"Умные офисы" в России: подсчет игроков

Бизнес Интеграция Инфраструктура
Словосочетание "умный офис" сегодня хоть и остается редкостью, но уже не вызывает былого удивления. Однако насколько сложно наделить офис "умом" в России и насколько оправдана его установка - пока вопрос для многих. Тем не менее, в отечественном секторе этого рынка уже давно сложился круг компаний, готовых взяться почти за любую задачу.

"Умные офисы" впервые появились в США около 20 лет назад и стали на Западе делом почти обыденным. Однако для сегодняшней России это достаточно новое понятие. Зачем нужна такая система? В быстро развивающихся компаниях возникает потребность в новом уровне организации труда сотрудников, снижении затрат на обслуживание офиса, повышении безопасности. С этими вопросами и помогает справиться "умный офис" – комплексное решение для автоматизации процессов жизнедеятельности в служебном помещении.


Среди дивидендов, полученных после обновления офиса, следует назвать экономию электроэнергии, комфортную работу и рост компании в глазах клиентов и партнеров

В США, Европе и особенно Японии одной из важнейших задач "умного офиса" является решение проблемы энергосбережения. Поскольку в России стоимость энергоресурсов значительно ниже, чем на Западе, то этот вопрос не является определяющим для принятия решения о снабжении офиса "интеллектом". Значительно более важными аргументами в пользу установки такой системы в нашей стране являются: поддержание имиджа компании, повышение производительности труда и удобства работы персонала, снижение затрат на эксплуатацию здания.

В силу ряда причин российский рынок "умных офисов" только начинает развиваться. Количество компаний, занимающихся комплексной автоматизацией служебных помещений, исчисляется несколькими десятками. Однако уже сам факт их наличия говорит о том, что "умные офисы" у нас имеют будущее.

Несмотря на некоторые различия, и у нас в стране, и на Западе "умный офис" подразумевает управление следующими системами и понятиями: климатом помещений; электроприборами, в том числе освещением; инженерными сетями (водопровод, газопровод, канализация и др.); системой безопасности; системами связи.

Как и в других нишах, на рынке "умных офисов" присутствуют как бюджетные, так и эксклюзивные варианты, поэтому и комплектация, и функции оборудования могут быть совершенно разными.

В идеале работа всех компонентов "умного офиса" должна контролироваться из единого центра. Разумеется, для взаимодействия устройств, входящих в состав подобной системы, нужны каналы связи. Организовывать такие каналы с помощью проводов было бы дорого, трудоемко и непрактично. Поэтому в настоящее время в качестве таких каналов используется либо уже существующая электропроводка (сигналы между устройствами передаются по тем же проводам, что и напряжение 220 вольт), либо радиоканалы. Такой подход удобен еще и тем, что в случае переезда компании в другое помещение все оборудование относительно легко демонтируется и устанавливается в новом офисе.

Кто построит "умный офис"

Есть два пути превращения офиса в "умный". Путь первый является наиболее экономичным. Если компания ограничена в средствах и в ее штате есть достаточно грамотные специалисты инженерных специальностей, то можно поручить им закупку необходимого оборудования и ее самостоятельный монтаж. В этом случае следует обратиться в фирмы, занимающиеся поставкой оборудования для "умных офисов". И хотя такой вариант наименее затратен, его нельзя назвать самым лучшим: возможны проблемы с совместимостью оборудования, сложности с монтажом, специалистам может не хватить нужного опыта.

Путь второй – обратиться в специализированную фирму, занимающуюся установкой "умных офисов" "под ключ". Обычно работники таких фирм знакомы со всеми подводными камнями установки соответствующего оборудования, обладают необходимыми знаниями и опытом, могут подсказать пути решения конкретных вопросов, возникающих в процессе проектирования и монтажа. Стоит подчеркнуть, что подобных фирм в России пока не так много.

Основные игроки российского рынка "умных офисов", 2007

Название компании Описание компании Услуги и реализованные проекты
IntelKey
www.intelkey.ru

Подразделение холдинга FosterGroup, образовано в 2001 году. Основное направление деятельности − разработка и внедрение систем интеллектуального здания.

Компания участвует в программах правительства Москвы и федеральных государственных структур, направленных на оптимизацию потребления ресурсов. Среди клиентов государственный ботанический сад, гостиница "Белград" и др.

"Армо-Инжиниринг"
www.armoengi
neering.ru

Входит в группу компаний "АРМО". Предприятие было образовано в 1997 году. Среди проектов интеллектуальные здания занимают основное место.

За последние годы компания реализовала более 60 проектов по проектированию и монтажу систем жизнеобеспечения знаний различного уровня. Среди клиентов компании Банк Москвы, RaiffeisenBank, Росбанк, Nycomed, Nestle, Mercury, IBM, Hewlett-Packard, "Российские железные дороги" и другие.

Группа компаний "Оптима"
www.optima.ru

Появилась на рынке в 1990 году, прошла путь от небольшой компании до крупного холдинга. Сегодня это один из ведущих российских поставщиков интеллектуальных решений.

Холдинг располагает возможностью предоставлять заказчикам полный комплекс услуг по созданию и разработке информационных систем любой сложности, а также их технической поддержке. Среди клиентов "Центр энергетики" РАО "ЕЭС России", Трубная металлургическая компания, группа ЧТПЗ и др.

"Саутер"
www.sauter-bc.ru

Представительство одноименной швейцарской компании в России. Год основания – 1910. Основные направления деятельности − производство систем регулирования и систем управления зданием для секторов отопления, вентиляции и кондиционирования.

Среди заказчиков фирмы – Министерство иностранных дел, Третьяковская галерея, Большой Кремлевский дворец, Сбербанк России и др.

"Солярис"
www.solyaris.ru

Основана в 1993 году, является одним из крупнейших игроков на рынке hi-tech помещений Москвы. Одним из направлений деятельности компании является проект "Умный дом", в рамках которого осуществляется комплексная автоматизация как жилых, так и служебных помещений.

Среди клиентов компании − представители многих отраслей бизнеса, государственные предприятия. Среди клиентов: группа компаний "Торговый Квартал", экспериментальное художественно-производственное обьединение "Вель", издательский дом "Рипол Классик".

"Союзинформ"
www.sojuz.info

Основана в 1996 году. Одним из важных активов "Союзинформа" является наличие лицензий ФСБ, МЧС и Службы внешней разведки. Сотрудники компании имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Это дает компании полномочия на реализацию ИТ-проектов на специализированных и режимных объектах внутри страны и за рубежом.

Постоянными заказчиками компании являются Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Министерство иностранных дел России, Федеральная служба государственной статистики, а также Внешэкономбанк, концерн "Росэнергоатом", "Ноябрьснефтегаз" и другие организации.

Источник: CNews Analytics, 2007

Стоит отметить, что при общении с представителями некоторых российских компаний, занимающихся "умными" помещениями, часто звучала мысль, что заказчики именно "умных офисов" нередко стремятся на всем сэкономить.

Стратегия месяца

Уже появляются российские эквиваленты западных решений для банков

Сергей Пегасов

CIO Промсвязьбанка

Тема месяца

Обзор: Мобильность в бизнесе 2019

Рейтинг CNews Mobile

Крупнейшие разработчики мобильных приложений