Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Учительница первая моя... Часть 2

Учительница первая моя... Часть 1

Создание и использование универсальных образовательных интернет-программ постепенно набирает обороты и в России. Важно, что внедрение новых технологий в отечественную систему образования поддержало и государство.

Для развития сетевых образовательных проектов в марте 2000 года была создана Федерация Интернет Образования (ФИО). Высшим общественным руководящим органом Федерации является Наблюдательный Совет, в который входят вице-премьер Правительства РФ Валентина Матвиенко, министр образования РФ Владимир Филиппов и глава Нефтяной Компании "ЮКОС" Михаил Ходорковский.

Для организации обучения школьных учителей Федерация открыла региональные центры в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Красноярске, Новосибирске и Самаре. В течение ближайших 5 лет такие центры планируется создать в 50 регионах России. Через основной проект Федерации - Поколение.ру, в 2000 году прошло 2088 учителей, в том числе одна сотня из сельских школ. "Наша задача - подготовка квалифицированных пользователей интернета среди работников образования - говорит Александр Костиков, пресс-секретарь ФИО. В 2001 году число работающих центров будет доведено до 22 с годовым планом обучения - 15 тысяч учителей". И хотя существующими темпами вряд ли удастся обучить "не менее четверти миллиона к 2005 году" как было заявлено первоначально, начинание это безусловно похвальное. Кроме того, в стенах ФИО разрабатываются учебные программы и электронные учебники нового типа, отдельное внимание уделяется педагогическим основам разработки школьных сайтов.

В стране уже действуют десятки центров онлайн-образования на базе ВУЗов или частных компаний. В рамках межвузовской программы начато создание общероссийской информационно-образовательной среды - виртуального Российского Государственного Открытого института. Участником этого начинания выступил и Центр дистанционного обучения (ЦДО) Московского Института Электроники и Математики (МИЭМ) - один из старейших отечественных проектов в этой сфере. Первым опытом использования интернета в ЦДО был проект обучения письменному английскому языку в Rio Salado Community College штата Аризона, США, осуществляемый по электронной почте, еще в далеком 1992 г.. Сегодня специалистами МИЭМ разработана собственная информационно-образовательная среда. С марта 1999 года посредством дистанционного обучения в МИЭМ можно получить государственный диплом о профессиональной переподготовке по программам "Сетевые технологии" и "Программно-аппаратные средства защиты информации". А в последнее время были добавлены курсы "Дизайн и реклама в компьютерных сетях" и "Вычислительная техника и коммуникации". По словам Марины Нежуриной, директора центра и ведущего эксперта по открытому дистанционному образованию проекта DELPHI, за истекшее время дипломы получили около 200 слушателей и еще около 100 проходят курсы в настоящее время.

Некоторые проекты, не имея столь серьезной базы, как ЦДО МИЭМ, предпочитают строить собственные системы на основе ПО иностранных фирм. По оценкам Сергея Зверева, руководителя отдела маркетинга и рекламы компании Softline, рынок программного обеспечения для целей интернет-образования составляет в России 150-200 тысяч долларов и демонстрирует тенденцию к росту: "Например, наши продажи решений для онлайн-образования компании Click2Learn выросли в 2000 году более чем на 150%. Большая часть покупателей представлена московскими образовательными организациями (80%), но появляются и региональные партнеры. Самой популярной сферой являются языковые курсы".

Реальное число студентов на российских онлайновых курсах пока крайне невелико, а по некоторым данным, 95% проектов дистанционного образования так и не дождались своих учеников. Тем не менее, если учесть, что массовое освоение подобных технологий происходит в России с существенным отставанием от западных стран, можно говорить о том, что мы стоим на пороге значительного повышения спроса на услуги интернет-обучения.