Разделы

Цифровизация Инфраструктура

ЦОД на 4 стойки обошелся «Обуви России» в $1,5 млн

Дмитрий Карпенко, ИТ-директор компании «Обувь России», рассказал CNews, что летом 2014 г. компания завершила строительство собственного ЦОДа. Предпосылкой к строительству дата-центра стал проект по оказанию микрофинансовых услуг в магазинах компании: на этот канал продаж приходится 50% от общего объема реализации. Инвестиции в проект, с учетом дальнейшего расширения мощностей дата-центра, составят $1,5 млн.

CNews: Как формируется ИТ бюджет вашей компании? Из каких частей он состоит?

Дмитрий Карпенко: Наш бюджет формируется точно так же, как в большинстве крупных компаний. Есть две составляющие: первая – поддержка существующей инфраструктуры, а вторая – финансирование ИТ с учетом интересов развития бизнеса. Бюджет детализируется по направлениям. В начале года утверждаются бюджеты на развитие и поддержание ИТ. Перед планированием главного финансового документа мы анализируем, какие требования у основного бизнеса есть к ИТ, как развивается ИТ в компании. В целом, мы имеем прогнозы по развитию, которые рассчитаны на 2–3 года и в случае необходимости подлежат корректировке.

CNews: Какие основные ИТ-проекты профинансированы в 2013–2014 годах?

Дмитрий Карпенко: Здесь сложно провести деление, так как многие проекты длятся несколько лет. Например, в 2013 году мы решили создать собственный ЦОД и в 2014 году проект реализовали. В 2014 году мы запланировали переход всех своих магазинов на работу в онлайн-режим. Сейчас наша розничная сеть насчитывает свыше 330 торговых точек в более 100 городах, и ежегодный прирост составляет более 100 магазинов. Параллельно мы изменяем систему учета товаров, вводим возможность детализации по характеристикам (размер, цвет и т.д.), чтобы оперативно и качественно управлять товарными запасами.

Весной 2014 года мы запустили интернет-магазин по продаже обуви и аксессуаров. Благодаря освоению нового канала продаж мы получаем синергический эффект: с одной стороны, интернет-площадка помогает продвижению наших брендов – мы расширяем географию продаж и привлекаем более молодую аудиторию; с другой стороны, интернет-магазин задействует инфраструктуру традиционной розницы, а именно – логистическую систему, разветвленную сеть магазинов. Это положительно сказывается на продажах: мы посчитали, что ранее теряли около 10% выручки только из-за того, что человек, приходя в магазин, не находил нужный размер, а ехать в другой магазин хотел не каждый. Сейчас покупатель может дома или сразу в магазине оформить заказ через нашу интернет-площадку, и товар доставят либо к нему домой, либо в торговую точку.

CNews: На какой платформе реализовано учетное решение? Как за 2–3 года изменился ИТ-ландшафт компании?

Дмитрий Карпенко: Исторически компания работает на продукте 1С.8. В основе наших главных ИТ-систем – управленческий, бухгалтерский и оперативный учет, система управления микрофинансовыми услугами, документооборот – также лежит 1С.8. С точки зрения программного обеспечения, изменений не произошло, просто менялись версии и устанавливались обновления.

CNews: Летом 2014 года вы завершили проект построения ЦОДа. Расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали вариант строительства собственного центра?

Дмитрий Карпенко: Прежде чем строить собственный ЦОД, мы изучили все возможные варианты. Так, специалисты компании рассматривали варианты размещения ИТ-систем компании в облаке у сторонних ЦОДов. Причина отказа от этих вариантов – неудовлетворенность результатами тестовых размещений. На этапе тестирования мы просили подрядчиков выделить нам мощности, аналогичные текущим серверным мощностям компании, потом наши специалисты разворачивали систему и оценивали ее работоспособность.

Дмитрий Карпенко: Сейчас наша розничная сеть насчитывает свыше 330 торговых точек в более 100 городах, и ежегодный прирост составляет более 100 магазинов

По таким критичным для нас показателям, как время отклика, скорость формирования отчетов, рассматриваемые варианты проигрывали нашим локальным серверам. Конечно, можно наращивать мощности, выделяемые в стороннем ЦОДе, но существует предел, после которого стоимость постройки и владения собственным ЦОД более выгодна чем аренда мощностей. Мы посчитали, что построить собственный дата-центр будет значительно дешевле.

CNews: Расскажите, пожалуйста, каковы предпосылки для строительства ЦОДа?

Дмитрий Карпенко: Несколько лет назад компания запустила проект по оказанию клиентам микрофинансовых услуг: мы начинали в 2009 году с продаж обуви в рассрочку без участия банков, потом на базе этого проекта в 2012 году запустили выдачу денежных займов покупателям. Сейчас на микрофинансовые услуги приходится 50% от общего объема реализации. Система по сопровождению финансовых сервисов работает в онлайн-режиме: каждый наш магазин оборудован специальным рабочим местом с компьютером, интегрирован в общую ИТ-систему компании и подключен к интернету.

Мы стали очень зависимы от доступности наших сервисов. Основные сервера расположены в Новосибирске. Соответственно, как только происходит отключение электропитания или возникают проблемы на стороне провайдера, клиенты в торговых точках временно остаются без сервисов и даже без покупки, а компания напрямую ощущает падение продаж, которое доходит до 50% от дневной выручки.

CNews: В какие этапы проходило строительство ЦОДа? Каковы параметры этого объекта?

Дмитрий Карпенко: Мы начали работать над проектом собственного ЦОДа осенью прошлого года. Проект длился более полугода, инвестиции с учетом дальнейшего расширения мощностей дата-центра составят 1,5 миллиона долларов. Особых сложностей при строительстве не возникало. У нас было три партнера: один – по обеспечению инфраструктурных коммуникаций (железо, сервера, системы хранения данных, взаимосвязи между ними, резервирование), другой – по обеспечению резервирования каналов связи, и третий – по настройке системы , серверов баз данных.

Все члены команды плотно взаимодействовали друг с другом на всех этапах, и поэтому все решения, касаются ли они оборудования, программного обеспечения, настройки систем, состыкованы друг с другом. В результате нам удалось достичь цели — создать надежную и бесперебойную систему, простую и удобную для тиражирования. Можно построить ЦОД отдельно, установить железо отдельно, потом на них пытаться «навесить» программы, и в результате не добиться нужного эффекта.

Первым делом мы выбрали помещение для объекта, обеспечили непрерывное электропитание с резервированием через автономный дизель-генератор. Завели резервные каналы от нескольких интернет-провайдеров, поставили достаточно сложное оборудование, обеспечивающее возможность переключения между каналами и балансировку нагрузки незаметно для конечного пользователя – если есть перебои со связью у одного провайдера, нагрузка автоматически распределяется на других.

Весь ЦОД насчитывает четыре стойки. Архитектуру дата-центра можно разбить на два направления. Первое – инфраструктурное решение на уровне железа. Сюда входят сетевые системы, системы хранения данных, базирующиеся на специальных аппаратно-программных решениях. Сетевые выходы – скоростные, а резервирование происходит в режиме реального времени. Сервера представляют собой динамические системы, позволяющие наращивать мощности.

Второй уровень – это резервирование на уровне прикладных систем и баз данных, которое нам организовали наши партнеры, сопровождающие проекты 1С. Архитектура нашего дата-центра такая, что проблема нехватки мощностей решается физическим включением дополнительного сервера: вставляем новую «железку» в стойку, новый сервер без проблем интегрируется в существующую инфраструктуру.

Дмитрий Карпенко: Прежде чем строить собственный ЦОД, мы изучили все возможные варианты

ЦОД обслуживаем собственными силами. Свой дата-центр вмещает не только управленческие ИТ-системы 1С, но и все ИТ-системы, среди которых – IP-телефония, электронные коммуникации, документооборот и т.д. Благодаря строительству собственного ЦОДа, мы полностью зарезервировали все ИТ-системы компании.

CNews: Какие параметры стали опорными при выборе технологий для ЦОД?

Дмитрий Карпенко: Главные параметры для нас – доступность, быстродействие, резервирование, надежные каналы связи. Мы просчитали перспективный план развития компании, спрогнозировали нагрузку на серверы и выбрали решение, которое позволяет бесшовно наращивать технические ресурсы просто добавлением стойки с оборудованием. Пока видимые изменения коснулись лишь увеличения быстродействия ИТ-систем.

CNews: Есть ли срок возраста инвестиций у проекта по строительству ЦОДа?

Дмитрий Карпенко: Мы не считали срок возврата инвестиций, и цели у нас такой не было. По нашим оценкам, инвестиции окупятся в течение двух лет с учетом расширения компании и ростом продаж. ЦОД нам был необходим для обеспечения непрерывности сервисов и запаса мощностей. Строительство объекта финансировалось из прибыли компании. Из прогноза роста бизнеса текущей мощности хватит на 2–3 года, только потом потребуется масштабирование.

CNews: Какие ИТ-проекты вы планируете реализовать в ближайшие 2–3 года?

Дмитрий Карпенко: Как я уже говорил, руководство компании уделяет большое внимание развитию направления интернет-торговли. Также сейчас стартовали крупные и длительные по времени проекты – перевод в онлайн-режим розничных точек компании, внедрение поразмерного учета. В 2014 году начинаем проект по комплексной автоматизации логистической системы. Сейчас мы строим новый распределительный центр в Новосибирске.

CNews: Какие тенденции в сфере информатизации ритейла будут преобладать в ближайшие два-три года?

Дмитрий Карпенко: Тенденция одна – максимально ускорить скорость обработки транзакций, уменьшить время нахождения клиента у кассы. Вероятно, популярность наберет интеграция магазинов с интернет-сервисами. Так, клиент с помощью смартфона сможет расплатиться везде, где угодно. Мы прогнозируем, что в дальнейшем наши покупатели будут активнее пользоваться сервисами интернет-магазинов, которые, по нашим оценкам, через несколько лет будут давать до 10% розничных продаж компании. Стоит ожидать и повышения сегментации клиентов, новых предложений в системах лояльности.

В традиционной рознице появятся универсальные кассы, с помощью которых можно не только приобрести обувь, но и заплатить за «коммуналку», внести платеж по кредиту и прочее. Возможно, «поумнеет» и Wi-Fi в торговых точках: весь маршрут клиентов будет отслеживаться, мы будем знать, на какие витрины клиенты обращают максимум внимания, а на какие – минимум.