Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Сергей Чиков: BI-проект должен учитывать запросы заказчика

Сегодня рынок POS-кредитования и кредитных карт является одним из наиболее перспективных направлений розничного банковского бизнеса. Начав развивать в августе 2010 г. новое направление по кредитованию в торговых точках и массовой эмиссии кредитных карт, Национальный банк "ТРАСТ" последовательно реализует проекты, позволяющие максимально автоматизировать бизнес-процессы в этой области. Очередным этапом такой автоматизации стало внедрение в банке BI-платформы SAS Banking Intelligence Solution. О том, как воплощалось это решение, CNews рассказал Сергей Чиков, директор Департамента информационных и банковских технологий удаленных продаж кредитных продуктов.

CNews: Какие первоочередные задачи ставил перед собой банк, начиная внедрение BI-системы?

Сергей Чиков: Прежде всего, это создание удобного и эффективного инструмента для бизнес-заказчиков (бизнес-подразделений и их топ-менеджеров), а также смежных подразделений, в частности — Операционных и Управлений Рисками.

Нам нужен был инструмент для получения как статистики по историческим данным, так и прогнозной аналитики. Это позволило бы принимать управленческие решения по развитию во всех областях: бизнесе, операциям, рискам.


Сергей Чиков: Реально найти на рынке готовое BI-решение невозможно в принципе

Здесь стоит упомянуть о классически сложившейся практике на российском рынке, когда отчетность собирают на операционных системах, а о внедрении выделенной BI-платформы задумываются только тогда, когда OLTP-системы начинают не справляться с обработкой накопившихся данных. Кроме того, операционных систем, как правило, много, поэтому не происходит и консолидации накопленной информации. Проводить же анализ по отчетам, реализованным в нескольких источниках, трудно. Мы задумались над этой проблемой сразу. В результате банк выбрал правильный путь, начал изначально строить корпоративное хранилище данных, и сейчас наша операционная система не нагружается аналитическими вычислениями.

Если же вернуться к основным задачам, то среди них можно выделить и такую, как автоматизация операционных процессов, то есть участие BI-платформы в подготовке данных для формирования различных кампаний по информированию клиентов, по прямым и перекрестным продажам продуктов Банка и т.д. Таким образом, наряду с системой для получения аналитики и управленческой отчетности, мы разработали полнофункциональную аналитическую CRM-систему.

CNews: На базе какого решения планировалось реализовать систему отчетности?

Сергей Чиков: Надо отметить, что реально найти на рынке готовое BI-решение невозможно в принципе, поскольку у каждой организации свое представление о том, как оно должно выглядеть. Поэтому и сама модель данных, и витрины, и отчетность формируются из тех требований, которые представляют конкретные заказчики. Конечно, за основу можно было взять какое-то решение и доработать его, но в этом случае степень кастомизации была бы достаточно большой, что не имело смысла. Исходя из этого, в качестве основы для инструментария была выбрана BI-платформа SAS. Кроме того, мы учли, что SAS имеет широкую линейку продуктов, покрывающих все наши запросы.

CNews: Кто отвечал за внедрение выбранного банком решения? Как проводился выбор партнера проекта?

Сергей Чиков: Наша ИТ-команда уже имела большой опыт работы в кредитных организациях схожего профиля. Учитывалось и то, что в большинстве этих организаций использовалась именно платформа SAS. Мы знали ее возможности, стоимость владения и потребительские свойства. Кроме того, у нас были жесткие сроки по получению готового продукта и внедрению BI-инструментария, поэтому создавать проект на основе других решений было нецелесообразно.

Итак, с вендором мы определились сразу, оставалось найти интегратора. Здесь не было явного лидера, обладающего решением, в полной мере удовлетворяющим нашим требованиям, поскольку его не могло быть изначально. Критериями, по которым выбирался интегратор, явились его опыт внедрения аналогичных проектов на рынке, успешность этого опыта, стоимость работ и возможность соблюдения сжатых сроков по запуску продукта. В результате в конкурсе победила компания AT Consulting, подтвердившая готовность уложиться в крайне ограниченные временные рамки проекта и предложившая адекватную цену. Сомнений в большом опыте AT Consulting по реализации подобного рода проектов у нас не возникало, так как компанией на тот момент был успешно реализован ряд проектов по построению BI-платформ для крупнейших в России финансовых институтов и компаний в других секторах экономики. Забегая вперёд, скажу, что взятые на себя обязательства AT Consulting выполнила в полном объёме.

CNews: Насколько активно в реализацию данного проекта были вовлечены специалисты банка?

Сергей Чиков: В проекте очень активно участвовали заказчики, причем это были специалисты как со стороны бизнес подразделений, так и со стороны Операционного блока и Блока Управления рисками.

И это естественно, поскольку проект должен был учитывать все индивидуальные потребности, а также соответствовать определенному видению предоставления данных в части аналитики.

Со стороны ИТ-подразделения банка команда была небольшая. На период старта она насчитывала всего два человека: менеджера проекта и технолога. Этими силами банк вполне справлялся, но когда в 1-ом квартале 2011 г. начнется развитие карточного бизнеса, планируется усилить внутреннюю команду дополнительными сотрудниками.