Разделы

Цифровизация Конференции Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения Маркет

SaaS в России: рынок считает секунды до рывка

Возможные выгоды от SaaS для бизнеса уже очевидны. Основное требование сегодняшнего дня — динамичность, быстрый выход на новые рынки, оперативное внедрение новых способов ведения бизнеса, отнюдь не новых ИТ. "Начинка" информационных систем бизнес интересует мало. Тем не менее, несмотря на все радужные прогнозы аналитиков, бум SaaS в Россию до сих пор не пришел. О том, какие факторы сдерживают развитие рынка и чего стоит ожидать в будущем, говорили на круглом столе "SaaS в России: в ожидании бума", организованном CNews Conferences и CNews Analitycs.

Аналитическое агентство CNews Analytics в своем исследовании обобщило выводы западных аналитиков и реалии российского бизнеса SaaS.

Идея предоставлять доступ к ПО как к сервису стала обретать практическое воплощение в начале 2000-х годов и уже в 2006 Gartner предсказывал, что к 2011 г. более 25% нового ПО для бизнеса будет поставляться как сервис. Похоже, что реальность оказалась несколько скромнее, но в целом прогноз подтверждается, в 2011 г. рынок SaaS достигнет 10,7 млрд долл., что на 16% больше, чем в 2010 г.

Тема SaaS тесно связана с облачными вычислениями, ведь построить масштабируемый, доступный и надежный сервис, такой, который сможет удовлетворить самые жесткие требования SLA, без облаков практически невозможно.

Кстати, именно отсутствие сложившейся культуры SLA тормозит более широкое распространение SaaS. Известно, что при продаже лицензий разработчики ПО практикуют принцип отказа от ответственности за любой ущерб бизнесу, который может быть причинен вследствие использования их программного продукта. В сервисной модели этот принцип не может быть применен, заказчик платит за услугу гарантированного качества, аналогично своему контракту с телеком-провайдером.

Модель SaaS предлагает не только иное техническое решение и схему оплаты, но также и другое распределение рисков, связанных с функционированием ПО и обеспечением защиты данных, которые переходят на сторону поставщика услуги. Для осознания и принятия этого факта бизнес-сообществом требуется больше времени, чем для внедрения очередной технической новинки. Возможно, это и есть основная причина, по которой бум SaaS еще не наступил.

Тем не менее, эксперты полагают, что вопросы безопасности и надежности будут разрешены, и облачные вычисления (в том числе и SaaS) станут не просто дополнительной технологией, а изменят принципы ведения бизнеса в целом.

Правила игры для российского SaaS

На российском рынке SaaS явно заметна положительная динамика. Как сервис уже сегодня можно получить самое разнообразное ПО: корпоративные порталы "1С-Битрикс", бизнес-решения Microsoft Dynamics, антивирус Dr. Web, электронную почту MS Exchange, пакеты для подачи официальной отчетности СКБ "Контур", ПО резервного копирования NetBackUp от Symanec и даже (впервые в мире) САПР "Компас 3D" компании "Аскон".

Но есть на пути к SaaS есть и проблемы. Это все та же непроработанность SLA и риски, связанные с действиями проверяющих органов. Поставщики стремятся снять с себя максимум ответственности, но это вовсе не устраивает заказчиков. Если малый бизнес еще может как-то с этим мириться, поскольку SaaS дает ему реальную экономию на ИТ, то для крупных клиентов важнее непрерывность бизнеса и гарантии безопасности.

Сколько-нибудь значительный рост рынка SaaS невозможно обеспечить только за счет малого бизнеса, который в России развит довольно слабо. Без корпоративных клиентов бума точно не будет. Поэтому поставщикам сервисов придется задуматься об определенном своде правил и какой-то профессиональной организации, чтобы обеспечить доверие со стороны заказчиков. В некоторых странах, например, в Великобритании и Германии, уже появились ассоциации поставщиков SaaS, которые формируют кодекс ведения бизнеса в этой сфере.

Модель бизнеса SaaS

По своей модели бизнеса SaaS ближе всего к современным услугам связи, которые давно перестали ограничиваться только предоставлением телефонных линий. Чтобы заказчик получил доступ к ПО как к сервису, его сначала нужно установить на каких-то серверах и настроить, обеспечить каналы связи, техническую поддержку и еще много всего. Таким образом, в процесс оказывается вовлечено много сторон — разработчики ПО, системные интеграторы, владельцы дата-центров и операторы связи. Естественно, клиент желает получить услугу по принципу "одного окна", а не договариваться со всеми по отдельности.

Для операторов связи такая модель бизнеса вполне привычна, и поэтому неудивительно, что они видят в SaaS хороший потенциал для развития.

О том, какие шаги предпринимает в этом направлении "Билайн", сообщил Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес сегмента "Вымпелком". В портфолио "Билайн" формируется линейка x-aaS-решений, начиная от платформенных и инфраструктурных (PaaS и IaaS) с постепенным переходом к более продвинутым бизнес-сервисам, собственно SaaS, запуск которых планируется на 2-й кв. 2011 г.

SaaS начинается с ЦОДов

Многие интеграторы и телеком-провайдеры активно строят свои ЦОДы, надеясь загрузить их SaaS-приложениями и окупить таким образом свои инвестиции, поскольку доходы от традиционного хостинга и услуг co-location едва ли позволят это сделать. Компания IBM предлагает свой опыт и технические решения для развертывания сервисов любого уровня, от инфраструктурных IaaS до прикладных бизнес-решений SaaS.

В Европе сейчас особенно популярно так называемое "облако в коробке" - комплект оборудования с установленным и настроенным ПО от IBM. Получая это "черный ящик", заказчик может за 1-2 недели развернуть у себя облачное решение. Об этой и других инициативах рассказал Павел Гельван, руководитель группы архитекторов IBM.

Антивирус как услуга

Где бы пользователь ни запускал свои приложения, в облаке или на обычном десктопе, вирусная опасность существует и от нее надо защищаться. Пока вирусные атаки остаются самой распространенной угрозой информационной безопасности, с которой сталкиваются компании любого размера.

Компания "Доктор Веб" в 2007 г. перешла на фактически сервисную модель предоставления услуги антивирусной защиты через канал провайдера, как отметил Борис Шаров, генеральный директор "Доктор Веб". Решение Dr. Web AV Desk имело централизованную систему управления защитой от вирусов и спама, которая изначально проецировалась на предприятие. Потом оказалось возможным расширить эту систему, чтобы предоставить ее всему миру из единого центра. И это оказалось интересным для интернет-провайдеров.

Использование сервисной модели дает возможность снизить общую стоимость владения антивирусом на 70-80%. Экономия возникает за счет сокращения потребности в дорогих квалифицированных специалистах, что особенно критично для малого и среднего бизнеса.