Разделы

Наука Бизнес Техника Цифровизация Инфраструктура

Примет ли Россия Tablet PC?

Мобильные компьютеры на основе спецификаций Tablet PC были впервые представлены широкой публике 7 ноября 2002 года, на премьере операционной системы Microsoft Windows XP Tablet PC (на ноутбуке компании Acer). Все основные производители ноутбуков увидели в идеологии Tablet PC массу новых возможностей для расширения модельного ряда и выхода на новые рынки, в результате чего одновременно с Windows XP Tablet PC были представлены и несколько моделей компьютеров на ее основе. Что же произошло в мире Tablet PC за прошедшее время и каковы перспективы его развития на мировом рынке и в России? Об этом, а также о том, что ждет технологию в России, в интервью CNews.ru рассказал Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами московского представительства Acer CIS, этим вопросам посвящен наш материал.

Содержание:
Tablet PC: особенности и преимущества
Рынки
Локализация
Направления роста
Кто покупает Tablet PC в России
Прогнозы

Именно ОС Microsoft Windows XP Tablet PC позволяет реализовать все основные характеристики планшетных компьютеров, и она же явилась стимулом к их появлению на широкой публике. Фактически, это не самостоятельная ОС, а немного переделанная Windows XP, в которую включен ряд новых и интересных функций. Одной из важнейших является рукописный ввод данных на всей поверхности экрана, а также возможность использования в полностью бесклавиатурном режиме. Все приложения, работающие в Windows XP, будут работать и на Tablet PC, однако для этой редакции ОС были написаны и собственные программы.

Фактически, история планшетных ПК началась гораздо раньше – уже после представления Windows CE появились первые бесклавиатурные компьютеры на основе жидкокристаллических экранов, функционально похожие на нынешние Tablet PC. Главное, чего не хватало на тот момент, – это мощности процессоров и отработанного программного обеспечения. А прототип, демонстрирующий идеологию Tablet PC, был показан главой корпорации Microsoft Биллом Гейтсом еще на выставке Comdex/Fall 2000.

Полнофункциональные планшетные ноутбуки

Полнофункциональные планшетные ноутбуки

Tablet PC от компании Acer

На сегодняшний день моделей Tablet PC представлено великое множество, на разных аппаратных платформах и, как это ни странно, даже в низших ценовых категориях, что делает их доступными для «бюджетной» категории покупателей.

Tablet PC: особенности и преимущества

У Tablet PC несколько основных отличительных черт. Во-первых, это дисплей, воспринимающий нажатия, с помощью которого и осуществляется рукописный ввод (в последнее время популярной стала реализация его в виде дигитайзера, исключающего случайное нажатие). Во вторых, в Tablet PC должен осуществляться быстрый поворот экрана в «портретный» режим и обратно в «альбомный» без перезагрузки системы. Обязательно должно присутствовать быстрое и горячее подключение к док-станции. Также критически важными являются способности к быстрому выходу системы из «спящего» состояния, а также наличие клавиши входа и выхода из системы (у них, как правило, отсутствует клавиатура). Еще одной важной чертой является поддержка беспроводных технологий передачи данных – Wi-Fi, Bluetooth или инфракрасной связи. При этом следует отметить, что большинство Tablet PC используют отработанную архитектуру ноутбуков, что позволяет избежать на начальной стадии полностью провальных и не работающих опций.

Григорий Низовский: «Для того чтобы планшетные ПК направились туда (для применения в бизнесе, образовании, медицине и т.д.), необходимо их локализовать и, возможно, несколько понизить стоимость.»

Григорий Низовский 

О перспективах планшетных ноутбуков в России в своем интервью CNews.ru рассказал Григорий Низовский, коммерческий директор по работе с партнерами московского представительства Acer CIS.

CNews.ru: Кто является покупателем планшетных ноутбуков в России?

Григорий Низовский: Как отмечено далее, сейчас на планшетные ПК в России смотрят просто как на дорогие мобильные ПК. В большинстве случаев они покупаются для индивидуального применения людьми, которые ценят их функциональность или возможность ее демонстрации и которых при этом не останавливает отсутствие локализации или высокая цена. Таких покупателей немного.

CNews.ru: Как вы оцениваете рынок таких ноутбуков в России?

Григорий Низовский: При существующем положении дел с локализацией – не более 5% от общего количества проданных в России мобильных ПК. В случае, если производителю удается позиционировать свое устройство еще и как ультракомпактный ноутбук, доля таких устройств в его поставках может составлять до 10%.

CNews.ru: Что является сдерживающим фактором в росте рынка планшетных ноутбуков в России?

Григорий Низовский: В порядке значимости – отсутствие локализации и достаточно высокая цена для конечного пользователя.

CNews.ru: Является ли локализация сдерживающим фактором в росте рынка планшетных ноутбуков в России?

Григорий Низовский: Да, является, одним из основных. При этом если проблема рукописного ввода все же может быть решена установкой дополнительных программных продуктов, то появление иконки «пуск» на русском языке в настоящий момент формально невозможно. Все это существенно ограничивает круг потенциальных покупателей планшетных ПК в России, практически, исключая их промышленное применение.

CNews.ru: Готов ли покупатель в России рассматривать планшетный ПК как отдельный класс устройств со специфичной функциональностью, ориентированный на спецпредложения?

Григорий Низовский: Сейчас на планшетные ПК в России в большинстве случаев смотрят просто как на дорогие мобильные ПК. Между тем это действительно отдельный класс устройств, предлагающий новую функциональность, прежде всего, для применений в бизнесе, образовании, медицине и т.д. Для того чтобы планшетные ПК направились туда, необходимо их локализовать и, возможно, несколько понизить стоимость. После чего большая масса компаний, работающих на рынке системной интеграции, увидит в этом продукте шанс для открытия «новых строительных площадок» в среде информационных систем своих заказчиков и станет возможно говорить о реальном формировании рынка планшетных ПК в России.

CNews.ru: Увеличатся ли продажи планшетных ноутбуков в России, в случае, если производители предложат более бюджетные устройства этого класса, чем представленные на сегодняшний день?

Григорий Низовский: Мы уже решили что да, при этом вопрос о локализации останется существенным. Действительно, первые версии планшетных ПК, представленные ведущими мировыми производителями, имели достаточно высокую стоимость для конечного пользователя. Между тем, планшетный ПК и высокая стоимость не должны быть синонимами. Как в ноутбуках мы видим сосуществование бюджетных моделей с моделями премиум-бизнес-класса, стоимость которых может различаться в разы, так и в классе планшетных ПК мы можем ожидать ценовой диверсификации. В частности, компания Acer уже в ближайшие недели выпустит устройство, работающее под управлением Windows XP Tablet Edition и предоставляющее возможность рукописного ввода с ценой для конечного пользователя менее $1900.

CNews.ru: Спасибо.

Все выпущенные и планируемые к выпуску Tablet PC делятся на две категории - раскладные и экранные. Раскладные являются внедрением идеологии Tablet PC в обычные ноутбуки и отличаются от них возможностью поворота дисплея и рукописным вводом. При повороте дисплей полностью закрывает клавиатуру. Экранные же вовсе не имеют клавиатуры и являются дисплеем, в который интегрирована вся начинка портативного компьютера, за исключением приводов CD и флоппи-дисковода. Основной особенностью всех моделей является возможность преобразования рукописного текста в печатный, причем ввод может осуществляться по всей поверхности экрана. В идеале ультратонкий, легкий и портативный планшетный компьютер Tablet PC объединяет в себе мощь ноутбуков и настольных ПК с преимуществами PDA.

Некоторые модели, например ViewSonic V1100, оборудованы не сенсорным экраном, а дигитайзером (или электромагнитным планшетом), на котором можно работать только с помощью специального стилуса, чувствительного к нажатию. Этот подход интересен тем, что в нем исключается случайное нажатие, и чем бы в экран ни тыкали, компьютер будет работать только со своим стилусом.

Безусловно, одной из самых удобных функций является возможность Tablet PC отображать информацию в том виде, который необходим в данный момент, — в портретном или ландшафтном. В обычной жизни это не требуется настолько уж часто, однако в случае применения на вертикальных рынках (медицина, продажи и т.п.) эта возможность может оказать большое влияние на эффективность работы. Помимо этого, Tablet PC реализует и модный принцип работы вне офиса. Интегрированные в большинство моделей функции беспроводного доступа к сетям позволяют значительно повысить эффективность этого подхода. Иногда офисом может стать строящееся здание, лужайка в парке или учебная аудитория, и тогда нужны гибкие решения, способные адаптироваться для максимального соответствия условиям работы. Операционная система Windows Tablet PC была серьезно переделана для реализации мобильных функций, и это привело также и к некоторой экономии электроэнергии – длительность работы некоторых моделей заметно превышает время автономной работы ноутбуков.

Следует отметить, что производители не считают необходимым использовать в Tablet PC процессоры только одной фирмы, как это происходит в Centrino. Так, в компьютере от Compaq установлен кристалл Transmeta Crusoe TM5800 с тактовой частотой 1 ГГц. В то же время большинство из них все же оснащаются традиционными процессорами для мобильных компьютеров от Intel. Так, планшетный ПК Stylistic ST4110 использует низковольтный процессор Intel Pentium III Processor-M с частотой 800 МГц, который поддерживает технологию Intel SpeedStep.

Некоторые производители начали активную рекламную кампанию Tablet PC непосредственно после премьеры. «Эра планшетных ПК приведет к революции в мобильной вычислительной технике и будет способствовать значительному росту производительности, – говорит исполнительный директор компании Fujitsu Siemens Computers Петер Эссер. - Работать станет значительно легче, поскольку пользователи смогут при помощи цифрового пера писать на экране так же, как на обычной бумаге. Кроме того, планшетный ПК можно в течение нескольких секунд трансформировать в обычный десктоп, поместив его в специальный порт-репликатор, который позволяет подключать клавиатуру, мышь и другие внешние устройства».

Этим летом Hewlett-Packard и Acer, ведущие производители планшетных компьютеров, собираются выпустить новые модели Tablet PC. Ожидается, что вторая модель планшетника от HP выйдет с экраном диагональю 10,4 дюйма в июле. Сборка компьютера будет производиться на мощностях LG Electronics. Каких-либо радикальных изменений в дизайне новой модели не будет, но, по сравнению с предшественником TC 1000, должна заметно вырасти производительность. Производственные планы составляют от 30 до 40 тыс. штук в месяц.

Также в июле появится TravelMate 240 компании Acer, эта модель использует процессор Intel Celeron. Он будет оснащён 14,1-дюймовым экраном, его производством займётся тайваньская фирма Wistron. Планируется, что его дисплей не будет иметь возможности поворота, что представляется странным решением для Tablet PC, однако эта модель будет ориентирована на нижний ценовой сегмент рынка, со стоимостью лишь на $100-150 дороже, чем ноутбук с такими же параметрами Планируемые объёмы месячных поставок должны составить 20-30 тыс. штук.

Рынки

На мировом рынке ноутбуков в первом квартале доминирует объединенный НР. Всего на мировой рынок в первом квартале, по данным IDC, поступило 1,37 млн. ноутбуков под торговыми марками НР и Compaq, тогда как в 4 квартале прошлого года аналогичные поставки составили 1,29 млн. ноутбуков. Мировой объем поставок в 1 квартале составил 8,57 млн. штук, что на 1,3% ниже, чем в предыдущем квартале. С другой стороны, продажи настольных ПК упали еще больше – на 12% относительно того же периода 2002 года.

На втором месте по объему проданных ноутбуков в первом квартале 2003 года находится Dell с цифрой в 1,24 млн. штук, за ним идет Toshiba, продавшая 1,23 млн. На четвертом и пятом местах находятся Fujitsu-Siemens и IBM с 665 тыс. и 638 тыс. ноутбуков соответственно. Корпорация NEC продала 482 тыс. ноутбуков, а Sony – 447 тыс. Следом идут Acer с 428 тыс. штук, Apple, продавшая 298 тыс. штук, и Gateway с 111 тыс. проданных ноутбуков.

По некоторым оценкам, в России наибольшим спросом пользуются модели в ценовом диапазоне от $1000 до $1500, то есть практически низший ценовой сегмент. По прогнозам IDC, в этом году ожидается, что в России будет продано от 150 тыс. до 210 тыс. ноутбуков. При этом доля российских марок может достичь 70% рынка.

По данным IDC, в прошлом году производители компьютеров продали около 30,5 миллиона ноутбуков, что составило 23,5% всего рынка PC. При этом в 2001 году доля рынка ноутбуков возросла на один процент с 22,5% до 23,5%. Следует отметить, что другое исследовательское агентство, Gartner, называет немного другие цифры: в 2002 году ноутбуки занимали 21,8% рынка компьютеров против 20,2% в 2001 году.

Вполне естественно, что все прогнозы предусматривают рост доли ноутбуков в общих продажах компьютеров, в основном, за счет сближения стоимости настольных ПК и мобильных решений. Под эту тенденцию пока не попадают Tablet PC. Их стоимость, минимум, на $150 выше аналогичного по классу ноутбука, и большинство из них являются представителями наивысшего ценового диапазона. По некоторым данным, в четвертом квартале прошлого года во всем мире продано всего лишь чуть более 72 тысяч планшетников. В первом квартале 2003 года в регионе EMEA, по данным IDC, первое место занимает компания Acer, продавшая 7987 штук Tablet PC Acer TravelMate C100. Общая сумма продаж всех производителей в этом регионе составила 20731 штук. Таким образом, компания Acer занимает почти 40%-ную долю этого формирующегося рынка. Второе и третье место заняли соответственно компании HP и Fujitsu Siemens.

В мировом масштабе Acer делит первое место с компанией НР, основой продаж которой является модель Compaq. Обе компании продали в первом квартале, по данным IDC, по 17 тысяч планшетных ПК. Компания Fujitsu-Siemens, несмотря на то, что она вела разработки концепции Tablet PC одной из первых, осталась на второй позиции. По некоторым данным, Acer может продать в 2003 году до 300 тыс. Tablet PC, однако темпы роста этого рынка внушают сомнения в таких прогнозах.

Производители не стоят на месте и стараются представить все больше новых моделей. Так, уже появились Tablet PC на основе Intel Centrino, и останавливаться никто пока не собирается. В игру включаются все новые и новые производители, такие, как MSI. Несмотря на это, согласно некоторым источникам, в первом квартале 2003 года объемы продаж планшетных ПК заметно снизились по сравнению с продажами непосредственно после премьеры ОС. Компании Acer и Hewlett-Packard даже сообщили о снижении планов производства. Официальных данных от производителей пока нет, однако, по информации DigiTimes, НР в четвертом квартале поставил около 17 тыс. планшетных ПК и заказал у поставщиков компонентов такое количество комплектующих, которого хватило бы на производство 30 тыс. штук планшетников. Однако с тех пор компания производила гораздо меньшие заказы на комплектующие для Tablet PC.

Основной причиной снижения продаж называется цена планшетных компьютеров. К настоящему времени она держится на уровне $1700-2000 за модели крупных производителей, что значительно ограничивает спрос. Еще одним существенным фактором явилось нежелание разработчика операционной системы для Tablet PC, корпорации Microsoft, оказывать производителям активную поддержку. И хотя Microsoft назвал общее снижение объемов продаж планшетных ПК в первом квартале нормальным этапом развития рынка, многие производители упрекают его в отсутствии интереса к развитию этого рынка. По заявлению корпорации, рынок Tablet PC должен начать расти с момента представления Microsoft Office 2003, которое произойдет во втором полугодии текущего 2003 года.

Локализация

Microsoft вообще не выпускал и, видимо, не планирует создания русскоязычной версии ПО для Tablet XP - этот вопрос каждому производителю придется решать самостоятельно. Как стало известно Cnews.ru, один из основных претендентов на российскую локализацию планшетных компьютеров - компания Paragon. Она уже имеет опыт в этой области. Распознавание рукописного ввода будет осуществлять специальная версия PenReader для Tablet PC. Однако глава российского представительства ViewSonic Вадим Степанишин заявил, что работы по локализации рукописного ввода в компьютерах ViweSonic пока не начаты. Кроме того, обе модели компании даже не сертифицированы для России. «И работа с русификаторами, и сертификация сдерживаются одним важнейшим фактором - отсутствием рынка», - говорит Вадим Степанишин. Но, по его оценкам, Tablet PC все-таки имеют шанс начать активно продаваться в России в течение этого года. Первые ростки серьезных продаж, считает Степанишин, должны проклюнуться к октябрю-декабрю в связи с сезонным спросом, однако, если к исходу года Tablet PC займут 5% рынка ноутбуков, – будет очень хорошо.

В итоге серьезную борьбу за этот рынок должны активно начать такие компании, как НР- Compaq и Fujitsu-Siemens. «Сложно сказать, кто будет первым, так как ни у кого из производителей нет уникальной технологии, которая кардинально выделяла бы его из общего ряда лидеров. Я считаю эту технологию инновационным продуктом, который опережает рынок, как и всякая инновация. Поэтому рынку необходим какой-то период для того, чтобы принять этот продукт», - говорит Вадим Степанишин. При этом компания Acer вовсю продает свои модели TravelMate, которые неплохи и в виде обычного ноутбука. Остается надеяться, что получившуюся у Paragon программу распознавания русского текста можно будет использовать и на других Tablet PC.

Направления роста

Совершенно очевидно, что планшетные ПК сегодня воспринимаются рынком пока лишь как дорогостоящие игрушки, а не как инструмент бизнеса. Традиционные ноутбуки уже давно завоевали себе покупателя, и вероятно, что их продажи могут даже превзойти в будущем продажи традиционных настольных ПК. В то же время, сфера применения планшетных ноутбуков пока не настолько сформировалась в умах основных заказчиков – крупных корпораций. Они до сих пор остаются в большей степени элементом имиджа, признаком благосостояния или высокого положения в корпоративной иерархии. Поэтому производителям самих Tablet PC и программного обеспечения для них предстоит еще огромная работа по кропотливому разъяснению покупателям особенностей новинок и пропаганде концепции «таблеток».

Основным двигателем продаж мобильных компьютеров в последнее время стала технология Intel Centrino, которая пользуется мощной поддержкой от своего создателя – Intel, что приносит свои плоды. Практически все мировые производители пообещали в скором времени радикально сократить в своих модельных рядах количество моделей «не Centrino». Такого двигателя у Tablet PC пока нет. Цена, безусловно, является одним из важнейшим факторов, определяющих успех нового продукта. И Tablet PC пока не может похвастаться привлекательными ценами. «Дешевой», среди планшетников, называется модель стоимостью в $1500-1900, тогда как наибольшей популярностью в мире на сегодня пользуются ноутбуки стоимостью $900-1200. Очевидно, что пока средняя цена не опустится до уровня хотя бы $1500, ни о каких массовых продажах говорить не имеет смысла.

Конечно, потенциал нового компьютера уже оценили многие мировые заказчики. Так, оценивая Compaq Tablet PC, одна из ведущих мировых консультационных служб по менеджменту и технологическим услугам Accenture отмечает потенциальные возможности устройства как полезного инструмента для разъездных сотрудников. «Этот планшетный компьютер открывает новый превосходный путь расширения возможностей разъездных сотрудников, — комментирует партнер Accenture Стив Манкофф. — Теперь специалистам по обслуживанию на месте и другим удаленным пользователям доступны преимущества экрана размером со стандартный лист бумаги и разнообразные варианты ввода информации, включая перо, клавиатуру и голос. Операционная система Microsoft Windows XP поддерживает широкий спектр способов подключения и в сочетании с Compaq Tablet PC может стать платформой для еще более продуктивной и удобной работы».

Нельзя не отметить внимание производителей прикладных пакетов программ к рынку Tablet PC. «Программное обеспечение проектирования и связи Autodesk Architectural Studio идеально подходит для использования возможностей Compaq Tablet PC, — подчеркнула Татьяна Дзамбазова, менеджер Autodesk по техническим приложениям в архитектуре по региону EMEA. — Благодаря удивительной интуитивности и простоте использования оно возвращает дизайнерам и архитекторам мощь и творческий простор пера. Это мультимедийная среда для создания набросков, изображений, двумерных чертежей и трехмерных моделей. Естественный ввод с помощью пера и мобильные возможности Compaq Tablet PC делают такое сочетание оборудования и программ идеальным». «Compaq Tablet PC представляет собой превосходный фундамент для Corel Grafigo, — продолжает нахваливать Compaq директор Corel по стратегическому маркетингу Майк Хоуп. — Теперь пользователи могут быстро фиксировать идеи, сохраняя мобильность, и легко обмениваться ими с коллегами благодаря функциям сотрудничества в сочетании с технологиями беспроводной связи».

Во время премьерного показа планшетных ПК в Нью-Йорке компания SAP демонстрировала возможности планшетных ПК на примере работы приложения mySAP CRM на Stylistic ST4110 компании Fujitsu Siemens Computers. Средства распознавания рукописного текста, ввод информации во всплывающие поля и изображения, навигация с помощью цифрового пера, по мнению SAP, помогут мобильным пользователям оперативно проводить операции в среде mySAP CRM.

Кто покупает Tablet PC в России

На сегодняшний день основными покупателями Tablet PC в России являются иностранные граждане, работающие в нашей стране. Невзирая на прошедшие полгода с момента представления операционной системы и выхода первых моделей и несмотря на появление нескольких новых моделей от самых разных производителей, эти компьютеры пока не приживаются в нашей стране.

Для иностранцев освоение новой техники приносит реальную пользу в работе, так как только они, да еще чрезвычайно малая часть российских бизнесменов, которая свободно владеет английским языком, могут сегодня полностью применить функционал Tablet PC. Конечно, ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и еще одну часть потребителей, в западных исследованиях, как правило, почтительно именуемую «энтузиастами». В России же для них больше подходит характеристика «имиджевые». Люди, имеющие достаточно денег, чтобы позволить себе самые дорогие покупки и самые совершенные технологии в них, очень часто даже не задумываются о возможности реально использовать все эти «навороченные» новинки в бизнесе или повседневной жизни, покупая их лишь как показатель успеха, демонстрирующий финансовые возможности. На этот сектор покупателей ориентируются многие производители, создавая продукты с максимальным количеством функций или используя нестандартные дизайнерские решения. Tablet PC подпадает под обе эти категории - у него масса новых, необычных функций, и большинство производителей творчески поработали над внешним видом.

За пределами России производители новых планшетных компьютеров придерживались примерно той же политики и ориентируются на высший сегмент потребителей. Эта технология очень хорошо подходит для традиционных совещаний руководящего состава в крупных корпорациях в представлении кинорежиссера – все сидят за одним столом и прилежно чиркают в блокнотах. Благодаря привычке топ-менеджеров записывать важные данные от руки, предполагали производители, Tablet PC будет пользоваться огромным интересом у глав крупных фирм и членов советов директоров. Что ж, все они уже купили себе эти новинки, однако рынок этот узок и совершенно не растет, и это привело, как мы уже упоминали, к спаду продаж.

Кроме того, скорость рукописного ввода никогда не сравнится со скоростью печати на клавиатуре того, кто постоянно работает с компьютером. Поэтому необходимо признать: если ноутбуки получили широкое применение во многих сферах деятельности, то планшетные компьютеры в их чистом виде – без клавиатуры - имеют перспективы на вертикальных рынках, которые приводили в пример их создатели. Это медицина (не в России), банковское дело, складской учет, торговля и образование, «полевые работы» - там, где компании готовы платить за повышение производительности труда работников вне офиса. Гораздо интереснее выглядят, при попытке представить будущее этой концепции, Tablet PC, выполненные по более-менее традиционным канонам, например, Portege 3500 от Toshiba или AcerTravelMateC100 Convertible TabletPC. Оба этих экземпляра имеют стандартную внешность ноутбука и превращаются в планшетные компьютеры поворотом экрана вокруг вертикальной оси. Еще более в этом преуспела модель от Compaq – TabletPC TC1000, которая выглядит практически как ноутбук, однако при необходимости клавиатура отсоединяется от экрана, который эксплуатируется безо всяких проводов. Благодаря этому решению, экран становится чистым планшетником с минимальным весом, а при необходимости работать с компьютером на клавиатуре становится нормальным ноутбуком.

Некоторые китайские компании уже, правда, объявили о выпуске Tablet PC стоимостью меньше $1000, однако это, все же, китайские изготовители, и в России их изделия вряд ли появятся, как, впрочем, и на мировом рынке. Вне всякого сомнения, российские компании, продающие мобильные компьютеры под своими торговыми марками, также должны, в конце концов, присоединиться к списку производителей на этой платформе, чтобы не упустить растущий рынок. Однако это произойдет не раньше того момента, когда мировые продажи Tablet PC достигнут сотен тысяч штук ежемесячно. Помимо этого, даже от российских компаний нельзя ожидать альтруизма по отношению к покупателю, и даже российские «таблетки» будут ненамного дешевле образцов западных производителей.

Следует отметить, что наиболее дешевые варианты реализации Tablet PC построены на базе процессора Transmeta TM5800, который также был использован в компьютере Compaq Tablet PC TC1000. Здесь вполне очевиден задел одного из крупнейших мировых производителей ноутбуков, компании НР, в плане будущего снижения цены этих устройств.

Идея заменить бумажные блокноты устройством стоимостью в полторы-две тысячи долларов представляется интересной только на первый взгляд. Блокнот, все же, гораздо дешевле. Помимо этого, для рядового пользователя, не имеющего специфических задач, например, складского учета, планшетник можно порекомендовать лишь для хождения по интернету и чтения электронных книг. Даже с учетом этих задач средняя цена в две тысячи долларов не кажется оптимальной.

В то же время, перспектива, разворачивающаяся перед идеологией Tablet PC, великолепна. Настолько широко функциональность мобильных компьютеров не расширялась очень длительное время. В итоге, развитие Tablet PC может дать толчок всему рынку мобильных компьютеров, удешевив традиционные модели и поставив на их место гораздо более привлекательные в плане функциональности устройства. Однако, следует признать, что это больше относится к средне- и долгосрочному периоду в жизни планшетных ПК. И в мировом масштабе в течение, как минимум, ближайшего года-полутора ожидать взрывного роста в этом сегменте не приходится.

Прогнозы

Можно прогнозировать некоторый рост продаж Tablet PC в России в течение всего 2003 года. Однако существует ряд сдерживающих факторов, о которых было упомянуто выше. Поэтому, даже в случае успешной реализации программной русификации рукописного ввода российской компанией, на серьезный рост рассчитывать нельзя. Фактически, при появлении полноценных русских планшетников они смогут претендовать на очень ограниченные рынки, где конкуренция традиционных ноутбуков и дорогих PDA и так велика. Все иностранцы, работающие на руководящих должностях в России, которые являются очевидным рынком сбыта, уже приобрели себе новинки, купив их в России или привезя из-за границы. Рынок энтузиастов, покупающих все новинки, также уже выбран – они владеют также либо легально ввезенными, либо «серыми» моделями, и новые вряд ли будут куплены в ближайшем году. То же можно сказать и об «имиджевом» рынке, который уже поглотил свою долю «крутых и навороченных» новинок и не способен принять больше.

Вертикальные рынки, на которые ориентирован Tablet PC в мировом масштабе, в большей своей части не развиты в России - это здравоохранение, складской учет, образование или мерчандайзинг, - и не способны к приобретению такой дорогостоящей техники. Русскоязычный руководящий состав крупных компаний в России также медленно меняет свои привычки, и новомодная технология с трудом будет прокладывать к ним свой путь. Остаются лишь немногие потенциальные пути роста продаж, актуальные в России. Это банковский сектор, частично складской учет в крупных компаниях, нефтегазовая добывающая и перерабатывающая промышленность, с успехом потребляющая все новые технологии. Из всего этого можно сделать малооптимистичный вывод о том, что бурного роста продаж Tablet PC в России ожидать нельзя. Возможно, что до конца 2003 года эти устройства, наверняка подешевев, могут потеснить ноутбуки иностранного производства. Сейчас «таблетки» занимают в продажах этих устройств доли процента, но это увеличение вряд ли превысит считанные единицы. Именно об этом упоминал Вадим Семенихин. Но перехода 10% рубежа в продажах, при сохранении текущей ценовой политики, прогнозировать нельзя ни в каком, даже самом оптимистичном варианте развития событий. Еще раз можно повторить тезис об участии российских производителей, доминирующих в штучных показателях продаж на сегодняшнем российском рынке. В случае появления российских моделей рынок ждет достаточно оптимистический рост и замещение моделями Tablet PC среднего и, в большей степени, высшего ценового сегмента ноутбуков.

О перспективах развития полностью бесклавиатурных Tablet PC, с достаточной степенью достоверности, может дать представление уже существующий рынок дорогих PDA, обладающих большой функциональностью. Напомним, что он практически незаметен на фоне продаж недорогих моделей.

Можно описать несколько факторов, которые могут заметно повлиять на рост продаж Tablet PC в России. Рост может зависеть от сочетания многих факторов, в ряду которых не на последнем месте стоит внимание производителей к маркетинговой поддержке своих продуктов. Практически, современный российский покупатель имеет представление о Tablet PC как о еще более «навороченном» варианте ноутбука, у которого есть дополнительные возможности. Это мнение сложилось на основе премьерных моделей, которые все как одна были с новым дизайном и максимально функциональны. И производителям стоит не один раз подумать, прежде чем пытаться переломить этот, уже прочный, стереотип.

Давно известно, что с помощью рекламы можно любому человеку продать все что угодно, совершенно ему не нужное. Поэтому в увеличении продаж планшетных компьютеров в России главную роль может сыграть не столько ценовой фактор, а стремление производителей продавать именно этот продукт. Российскому покупателю, прежде всего, необходимо объяснять, зачем ему нужно новое и дорогостоящее устройство, которое всегда будет дороже традиционного ноутбука. Поэтому даже снижение цен, оторванное от комплексных мер по стимулированию спроса, может никак не сказаться на продажах. При этом недорогие модели, созданные на базе недорогих же компонентов, да еще и с урезанными функциями, могут даже ухудшить имидж технологии, что, вероятно, может привести к отсутствию роста и в более дорогом сегменте. В связи с этим нельзя рекомендовать производителям проводить политику «обвала цен», выбрасывая на рынок дешевые планшетники. Что необходимо – так это несколько ярких примеров применения функциональности Tablet PC в современном бизнесе и творческой деятельности.

Денис Борушевский / CNews.ru