Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Маркет

Microsoft: В России строят собственные ИТ-империи

Павел Егорихин — менеджер по маркетингу облачных продуктов Microsoft. Работая в подразделении Servers and Tools, Павел отвечает за облачные инфраструктурные решения Microsoft, включая Windows Azure и SQL Azure. В настоящее время Павел занимается маркетинговым продвижением облачных технологий в рамках компании Cloud Power, а также осуществляет текущее взаимодействие с российскими партнерами Microsoft.

CNews: Как вы оцениваете уровень готовности российского бизнеса к переходу на облачные вычисления?

Павел Егорихин: Я бы начал, наверное, с определения облачных вычислений. Помимо трех сервисных моделей: IaaS, PaaS и SaaS, – есть три модели внедрения: частное облако, публичное облако и облако хостера. Публичные облака — это облака глобальных провайдеров: той же Microsoft, Google, Amazon и т.д. У них есть свои дата-центры, с помощью которых они могут оказывать облачные услуги, в том числе, и на территории России (правда, дата-центров в России пока нет ни у кого из глобальных провайдеров). Облако хостера – это облако сервис-провайдера, который находится недалеко от потребителя: Parking.ru, Infobox, "Оверсан", "Мастерхост", "1Гб", Agava и пр. Частное облако принадлежит самой организации.


Павел Егорихин: Частное "облако" предоставляет настолько много преимуществ, оно настолько привлекательно технологически и с точки зрения управления, что в итоге туда придут все

Если мы говорим о частном облаке, то здесь никаких проблем нет: в целом, организации готовы к их использованию. Мы это прослеживаем в текущей практике: идет много проектов, пилотных и промышленных, по внедрению частных облаков. Единственная преграда на пути внедрения частного облака – это необходимость стандартизации ИТ-сервисов, которые используются в организации. С того момента, как организации удалось стандартизировать свои собственные, предоставляемые внутренним потребителям, ИТ-услуги, она готова к использованию частного облака.

CNews: Можете ли вы привести примеры стандартизированных сервисов, которые российские компании могут внедрять в своих частных облаках на текущем этапе?

Павел Егорихин: Возьмем недавно анонсированное внедрение в "Связном". Одна из задач, которую здесь удалось решить, – это быстрое предоставление инфраструктуры для тестирования. Раньше ИТ-отделу требовалось около пары дней для того, чтобы при тестировании новых приложений предоставить нужную аппаратную инфраструктуру. С помощью частного облака и виртуализации такая инфраструктура разворачивается примерно за час. Это как раз пример стандартизованного сервиса — предоставление виртуальных серверов. Причем, параметры этих серверов тоже стандартные: мы можем определить типовые конфигурации и быстро разворачивать, например, четырехъядерный виртуальный сервер с определенным количеством виртуальной оперативной памяти и пространства на жестком диске, двухъядерный, одноядерный сервер и т.д.

CNews: И все-таки, сервис – это виртуальный сервер с определенными характеристиками или это приложение, которое работает на виртуальном сервере?

Павел Егорихин: Это, безусловно, и то и другое. Это может быть, например, SQL Server, SharePoint Server – все, что угодно. Любой ИТ-сервис, который есть в компании и который поддается виртуализации – точно так же поддается стандартизации. Вопрос только в том, чтобы компания начала составлять для себя каталог стандартных сервисов, которые она сама себе предоставляет.

CNews: Можете ли вы поделиться информацией о текущих облачных внедрениях в России?

Павел Егорихин: Мы смогли существенно продвинуться в этом направлении после того, как анонсировали программу Cloud Accelerate в ноябре прошлого года. До этого наши подходы к частному облаку были несколько размытыми: по сути мы подразумевали под частным облаком Windows Server с System Center. Благодаря Cloud Accelerate мы смогли указать заказчику четкий путь миграции в частное облако. У нас уже есть первый описанный случай внедрения в "Связном" и порядка полусотни проектов, которые сейчас находятся в работе.

Еще есть масса проектов, которые предпринимаются без нашего ведома. У меня недавно был курьезный случай во время выступления перед сотрудниками крупного банка в Питере. Присутствовал весь ИТ-департамент, около 50 человек. Я рассказываю о технологиях частного облака, говорю, что есть инструментарий, который называется System Center Virtual Machine Manager Self Service Portal, который позволяет сделать портал самообслуживания в частном облаке. "Нам очень интересно, – говорит ИТ-директор. – Может быть, стоит попробовать?" И тут голос сзади: "А мы уже все сделали - скачали и развернули, он же бесплатный". Оказывается, системные администраторы действительно развернули решение - сначала загрузили приложение, чтобы попробовать, им понравилось и они начали использовать его на практике в реальных инфраструктурных задачах. Но даже ИТ-директор об этом ничего не знал.

CNews: Можно ли сказать, что в будущем все сегодняшние дата-центры станут облачными?

Павел Егорихин: Частное "облако" предоставляет настолько много преимуществ, оно настолько привлекательно технологически и с точки зрения управления, что в итоге туда придут все. Вопрос только в том, какие приложения это затронет. Не все нагрузки имеет смысл переносить в частное облако. Некоторые нагрузки имеет смысл оставить либо на голом железе, либо вообще за пределами компании.

Этот вопрос также связан со степенью технологической зрелости. Если мы посмотрим, например, на Англию, то мы увидим, что 40% инфраструктуры в компаниях среднего и крупного бизнеса — это инфраструктура на аутсорсинге. Я не знаю, когда аналогичный уровень будет достигнут в России.

CNews: Как быть компаниям, которые уже вложились в создание собственной инфраструктуры?

Павел Егорихин: Действительно, есть организации, которые инвестировали в свои дата-центры большие средства. Наиболее крупные российские компании в организационном отношении обычно представляют собой многофилиальные сети, которые обслуживаются двумя-тремя ЦОДами. Но перед этими компаниями не стоит бизнес-задача сокращения издержек – действуют другие правила игры. В этой ситуации частное облако внедряется, в первую очередь, для того, чтобы предоставлять более адекватную инфраструктуру под требования бизнеса. То есть речь идет о масштабировании приложений, о более быстром разворачивании инфраструктуры под новые приложения или проекты, о более качественном управлении этой инфраструктурой, включая правильное размещение виртуальных машин, интерактивный мониторинг и управление конфигурациями, – эти технологические преимущества сами по себе очень ценны для заказчиков. Поэтому речь не идет о каких-то серьезных новых инвестициях, речь о получении большей отдачи от уже существующей в компении инфраструктуры и более рациональном управлении новыми затратами на ее развитие.

CNews: Получается, что инициатива по внедрению облачных вычислений в данном случае исходит со стороны ИТ, а не от бизнеса. В какой-то момент эта парадигма может измениться?

Павел Егорихин: Я думаю, что ключевой аргумент для бизнеса – это, все-таки, исполнение SLA, то есть, качество предоставления услуг. Если частное облако, публичное облако или облако хостера позволяет достичь SLA лучше, то ИТ-подразделение должно выбрать такую конфигурацию инфраструктуры, которая будет лучшим образом обеспечивать исполнение SLA. Поэтому мы и говорим, что не будет массовой миграции в публичное облако и не будет полного отказа от собственных дата-центров – облачные вычисления придут к гибридной модели, где сохранятся оба элемента. И наша задача как вендора как раз в том, чтобы дать пользователю выбрать, как именно строить свою инфраструктуру. Мы обеспечиваем предельную гибкость, позволяя пользователям создавать системы на их собственных условиях.

CNews: А насколько к облачным вычислениям готов российский госсектор?

Павел Егорихин: С госструктурами, конечно, немного тяжелее. Уровень их ИТ-зрелости несколько ниже, но это вопрос решаемый, и драматического отставания нет. Есть очень передовые госструктуры, которые работают на высоком уровне и могут задавать тон. Но важное ограничение для госструктур связано с более жесткими требованиями по размещению информации. В условиях действующего законодательства вести речь об использовании нашими госструктурами публичных облачных сервисов на базе зарубежных дата-центров пока преждевременно.

Думаю, для государства наиболее перспективна модель community cloud, когда появится некоторый провайдер облачных услуг, работающий специально для государства и оказывающий услуги с территории России.

CNews: То есть, готовность государственного сектора к восприятию облачных вычислений вы связываете именно с появлением таких провайдеров?

Павел Егорихин: С двумя вещами. Первое – это качество управления ИТ в госсекторе в целом, готовность в принципе стандартизировать свою инфраструктуру, предоставлять ее по каталогу и оптимизировать ИТ-системы. А второе – это, конечно же, наличие предложений. Предложение должно соответствовать спросу.