Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Как APM-решения способны предупредить бизнес-катастрофу

Многие бизнес-процессы предприятия реализуются посредством ИТ-систем, совершенствование операционного управления (operational excellence) и достижение этим путем конкурентного преимущества становится невозможным без реальных данных о производительности и доступности бизнес-приложений. Эффективность работы, в конечном счете, зависит не только от людей, их навыков и мотивации, но и от инструментов, которыми они вооружены. Средства мониторинга производительности приложений (APM, Application Performance Monitoring) отслеживают выполнение транзакций и помогают обнаруживать и диагностировать узкие места, что позволяет оперативно устранять все проблемы с производительностью и доступностью приложений. Причем не стоит сужать задачу только мониторингом бизнес-приложений, таких, как ERP, ECM, CRM, автоматизированных банковских систем (АБС), биллинга и других. Доступность инфраструктурных сервисов, например электронной почты или сервис-деска в ИТ-службе, также могут влиять на работу компании.

Существует заблуждение, что бизнес не интересует, как именно функционирует ИТ, главное, чтобы все работало. По аналогии можно сказать, что бизнес устраивает езда в автомобиле, но его не волнует, как именно она достигается, если все укладывается в бюджет. С этим не согласен Георгий Ованесян, руководитель направлений «Консалтинг по ITIL/ITSM» и «Мониторинг и управление ИТ-инфраструктурой» компании КРОК: «Я не верю, что есть человек, который согласен ехать в автомобиле без приборной панели, пользуясь только рулем, педалями, и оценивая скорость и техническое состояние автомобиля исключительно по своим ощущениям. Тогда можно еще и окна затемнить, и ехать исключительно по слуху – результат тот же: едва ли так мы доедем до цели. Для безопасной езды нам нужен обзор дороги, зеркала и приборная панель. Причем количество индикаторов не должно быть велико, чтобы не отвлекать водителя. Точно так же и в бизнесе: вам нужны индикаторы скорости и запаса мощностей для работы ваших приложений, чтобы быть уверенными, что при пиковой нагрузке все процессы не остановятся».

Из всех приборов, человек за рулем чаще всего смотрит на спидометр, чтобы соблюдать скоростной режим, продолжает аналогию Георгий Ованесян. Превышение скорости возможно и в бизнесе, здесь APM играет роль спидометра, предупреждающего аварийную ситуацию. Допустим, розничный банк начинает открывать новые отделения, не думая, как обрабатывать запросы, а просто следуя своей бизнес-стратегии: покрыть розничным банкингом все города России крупнее 10 тыс. человек. Но если при этом не думать о производительности его АБС и ее инфраструктуре, то можно столкнуться с тем, что, благодаря успешной рекламной кампании и привлекательным ставкам, в банк придут толпы клиентов, а он не сможет их обслужить. Потому что АБС будет перегружена и поток транзакций на входе превысит ее возможности в десятки раз. Все обещания банка превратятся в ничто, и клиенты от него просто отвернутся.

Кто заинтересован во внедрении

Можно сказать, что во внедрении APM-систем в равной степени заинтересован и бизнес, и ИТ. Потому что всем нужны объективные показатели производительности информационной системы, на основании которых можно принимать решения об инвестициях в ее развитие. Если из филиала жалуются на «торможение» системы, надо разобраться, что поможет снять проблему: закупка нового сервера или достаточно настроить пару индексов в базе данных, повысить пропускную способность канала связи. Здесь уже необходим транзакционный мониторинг средствами APM, чтобы определить узкое место. Бизнес готов тратить деньги на информатизацию, но ему необходимо понимать, сколько и как тратить, какой эффект будет достигнут.

Георгий Ованесян, руководитель направлений «Консалтинг по ITIL/ITSM» и «Мониторинг и управление ИТ-инфраструктурой» компании КРОК: Одно дело – говорить, что у вас есть «горячее» резервирование, соответственно, ваша инфраструктура надежна, и совсем другое – отвечать по согласованным параметрам доступности в 99,99%

Когда есть какое-то недопонимание между функциональным заказчиком и службой ИТ, APM-система помогает перевести эту ситуацию в область четких показателей, графиков производительности и доступности приложений. Бывает, что инициатором развертывания APM выступает ИТ-директор, понимающий, что для налаживания контакта с бизнес-потребителями нужны системы сетевого мониторинга и мониторинга приложений.

Взгляд аналитиков

Gartner определяет мониторинг производительности приложений (APM) как программные или аппаратные компоненты, обеспечивающие оценку по пяти функциональным измерениям: мониторинг опыта пользователя, раскрытие, моделирование и отображение архитектуры приложений во время работы, профилирование пользовательских транзакций, углубленный компонентный мониторинг в контексте приложения и аналитика.

Если бы мир был таким, как рисует Gartner, то для мониторинга имелись бы две системы. Одна – APN (Application Performance Monitoring), отвечает за приложения, другая – NPN (Network Performance Monitoring), отвечает за сеть. В реальном мире все не совсем так, эти определения очень условны. Любой вендор, интегратор или консультант решает задачу, руководствуясь реальными проблемами и потребностями заказчика. Поэтому решения не всегда четко ложатся в те границы, что им отводят аналитики. Сегодня на рынке заметна конвергенция APM и NPM в единых решениях, поскольку проблемы производительности приложений на практике часто соседствуют с проблемами производительности сети.

Кроме того, все ведущие производители APM сегодня предлагают не только средства мониторинга и сбора информации, но также средства управления бизнес-приложениями, ведь чтобы замкнуть контур управления нужно еще предпринять какие-то действия на основе собранных сведений. Данные из системы мониторинга могут быть использованы для прогнозирования работы и планирования модернизации бизнес-приложений. Также заметно движение в сторону прогнозирования и управления мощностями, средства Capacity Management и средства APM в ближайшем будущем будут сливаться в единое комплексное решение.

Типичная ситуация, когда потребность в моделировании и прогнозировании поведения системы связана с пиковыми нагрузками. Если в обычном режиме в течение дня в системе работают одновременно десятки человек, то в пиковый режим это могут быть сотни. Сезонность наблюдается, например, в ритейловых компаниях: в летний и зимний период у них одна нагрузка, а в осенний-новогодний – совершенно другая. И здесь от APM-системы требуется не только фиксировать рост нагрузки, но и вовремя предупредить о приближении к предельным параметрам, а еще лучше – спрогнозировать ситуацию и принять меры заранее.

Квадрант Gartner поставщиков АРМ-систем

Источник: Gartner, 2012

Среди традиционных лидеров рынка управления ИТ – HP, IBM, BMC Software, CA Technologies. Продукты компаний этой четверки отличаются удобным интерфейсом, позволяющим руководителям высшего звена быть в курсе состояния ИТ. Также эти продукты отличаются взаимной интеграцией между решениями класса APM, зонтичным и компонентным мониторингом, продуктами класса Service Desk и управления ИТ-активами.

В частности, HP Application Performance Management (APM) может диагностировать приложения в различных средах, включая мобильные и облачные, и предоставлять данные по каждой транзакции. Это решение входит в перечень систем, демонстрируемых в первом в России центре решений HP, открытом в сентябре этого года в КРОК. Реальные показатели доступности вместо иллюзий.

Реальная жизнь

АРМ-решение – это единственный надежный способ управлять реальной доступностью тех или иных услуг и приложений, в том числе – в облачной среде, для контроля над соблюдением SLA. Естественно, чтов «облаках» задача мониторинга доступности и производительности приложений, потребляемых по принципу SaaS, встает на первый план.

Георгий Ованесян рассказывает: «Так как КРОК предоставляет облачные услуги, нам важно производить мониторинг пользовательских транзакций, чтобы следить за уровнем сервиса и его соответствием SLA. Для этого мы используем APM-решение Precise. Транзакционный мониторинг внедрен и внутри компании. С 2005 г. мы прописываем SLA с нашими бизнес-департаментами по доступности внутренних услуг. Это очень любопытный процесс: сразу развеиваются иллюзии относительно надежности инфраструктуры – как у потребителя, так и у поставщика. Потому что одно дело – говорить, что у вас есть «горячее» резервирование, соответственно, ваша инфраструктура надежна, и совсем другое – отвечать по согласованным параметрам доступности в 99,99%. Реальность может показать, что инфраструктура, несмотря на все усилия по ее модернизации, просто не готова к требуемым бизнесу показателям доступности и надежности. В результате внедрения подходов и процесса управления доступностью бизнес понимает, о каких простоях может идти речь – минута в день или час и более, ведь это влечет за собой совершенно разные потери».

Недавно КРОК завершил проект для компании «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург». Их прикладная система для учета поставок газа и диспетчерского контроля просто перестала справляться со своими обязанностями. То есть основное бизнес-критичное приложение заказчика из-за большой ресурсоемкости с ростом бизнеса стало давать сбои, а это могло привести к серьезным нарушениям в бизнес-процессах компании. Внедренное APM-решение позволило выявить и оптимизировать наиболее ресурсоемкие функции, влияющие на быстродействие и устойчивость системы. В результате количество сбоев заметно сократилось, уменьшились и сроки восстановления работоспособности системы.

Поэтому, когда бизнес-заказчик не хочет жить в мире иллюзий, он обращается к APM-решениям. Для небольшой инфраструктуры еще можно без них обойтись, полагаясь на интуицию и опыт, но в серьезной крупной организации нужно строить свою стратегию непрерывности бизнеса на реальных фактах, заключает Георгий Ованесян.

Станислав Макаров