Разделы

Цифровизация Внедрения

ИТ-консалтинг уже невозможен без консультантов от бизнеса

Роль ИТ-консультантов изменилась. Сегодня заказчики хотят видеть в их лице полноценных партнеров, способных найти корень проблем, просчитать экономически выгодный вариант решения и примирить желания заказчика, бюджет заказчика, возможности интегратора и реальность. Иван Жаднов, директор по консалтингу ГК «Компьюлинк», в интервью CNews рассказал о настоящих ИТ-потребностях отечественного бизнеса, роли консультантов и поделился опытом реализации крупных проектов.

CNews: Как вы оцениваете долю консалтинга в ИТ-проектах? Когда услуги консультантов не нужны вовсе, а когда без них ИТ-проект немыслим?

Иван Жаднов: Все зависит от того, какой смысл мы вкладываем в выражение «ИТ-проект». Он может быть связан в основном с «железом», а может — с автоматизацией.

Вспомним популярную ИТ-пирамиду. Наверху — аналитические задачи, внизу — инфраструктурные, например, уровня построения сетей передачи данных. Чем проще задачи проекта, чем более низкому уровню пирамиды они соответствуют, тем меньше доля консалтинга в таких проектах. В России сегодня никто не готов платить за консалтинг на уровне инфраструктуры, потому что базовые системы стали настолько дешевы, что проще строить, особо не размышляя. Все, что выше инфраструктуры, без консалтинга не работает.


Иван Жаднов: Проекты, подобные тем, что мы ведем в МОЭК и МОЭСК, весьма недешевы, однако эффект от них огромен: экономия предприятия измеряется миллиардами рублей

Но это все, конечно, относительно. Приведу два примера. Сейчас «ЕвразТелеКом», входящий в состав ГК «Компьюлинк», строит ВОЛС с целью продажи операторам из «большой тройки». Это сложный, масштабный проект: мы прокладываем сети к труднодоступным местам. И в данном проекте доля консалтинга очень велика. Кто-то же должен рассчитать, насколько эффективно это строительство, оценить себестоимость реализации и целесообразность проекта. Обратный пример: наша техническая дирекция выполняет проект для ФСК, который заключается в установке активного оборудования на построенные волоконно-оптические линии передачи данных. В данном случае в консалтинге особой нужды нет. Есть конкретная задача, которую надо просто реализовать.

CNews: Есть ли особые требования к команде консультантов? Обязательно ли привлекать сторонних специалистов по консалтингу?

Иван Жаднов: Теоретически консалтинг может быть внутренним. Но если вы хотите получить успешный проект, то без грамотной команды со стороны обойтись сложно. Приглашенные специалисты нужны даже не для того, чтобы обосновать целесообразность проекта (хотя и для этого тоже, и в немалой степени: в отличие от штатных сотрудников, к сторонним экспертам принято прислушиваться), а именно для того, чтобы совместить потребности заказчика, его возможности и возможности интегратора, который будет реализовывать проект. Вот тут роль бизнес-консультантов сложно переоценить.

Надо четко разделять две задачи: озвучивание сторонними консультантами потребностей компании, которые и так витают в воздухе, но по ряду причин не доходят до сознания руководства, и собственно профессиональный консалтинг.

Бизнес-консультанты — это люди, имеющие опыт работы в конкретной отрасли, детально разбирающиеся в исследуемой области. И это крайне важно. Мы целенаправленно собирали команду экспертов по энергетике. По второму нашему стратегическому направлению — проектам для Фонда социального страхования — мы сегодня находимся в процессе формирования штата специализированных консультантов. Да, ИТ-компания готова содержать специалистов от бизнеса, а не от технологии. Иначе как мы сможем оказывать качественные консалтинговые услуги?

Приведу пример. В связи с инициативами чиновников у МОЭК возникла потребность осуществить реструктуризацию многоуровневой биллинговой системы: счетчики с баланса компании «переехали» на баланс потребителей. «Компьюлинк» выполнял очень сложный бизнес-проект по планированию этой процедуры. Все было действительно серьезно, ведь участвовал огромный пласт автоматизации. Для понимания: день задержки в расчетах обходится заказчику в сумму, стремящуюся к цифре с девятью нулями в национальной валюте. Нам было важно сработать быстро, четко, аккуратно. В результате все работы выполнены без потерь для МОЭК.

И это был чистовой воды бизнес-консалтинг, хотя справедливости ради замечу, что «Компьюлинк» все-таки ИТ-компания и занимается внедрениями, автоматизацией, оптимизацией процессов. Но в определенных областях, в частности в энергетике, мы готовы развиваться в сторону бизнес-консалтинга, у нас есть для этого опыт, знания, профессиональная команда.

CNews: Ожидаете ли вы повышения интереса к отдельным решениям?

Иван Жаднов: Рынок ИТ сложно прогнозируем. Предположить сегодня, какой будет завтрашняя потребность, можно, наверное, посмотрев на программу автоматизации больших компаний. На мой взгляд, все участки производственных процессов или учета уже хорошо автоматизированы. На очереди — уменьшение информационных барьеров между разными системами.

Пока на предприятиях часто нет связи между ERP- и производственной системами. Наша проектная деятельность сейчас чаще всего как раз направлена на интеграцию и внедрение объединяющей отчетности, не консолидированной, когда многие ERP собираются в единую систему, а именно объединяющей, когда отчетность между производственным блоком и финансами, наконец, начинает интегрироваться. И к данному направлению мы наблюдаем большой интерес.

CNews: Какие направления вы отметили как первостепенные для себя?

Иван Жаднов: Я вижу, что сегодня только у нашей компании достаточно опыта для выполнения проектов по интеграции в электросетевом комплексе. «Компьюлинк» входит в UCAIug — авторитетную международную некоммерческую организацию, которая занимается разработкой стандартов в области интеграции в электроэнергетике всего мира.