Разделы

Цифровизация Внедрения

ИТ-консалтинг уже невозможен без консультантов от бизнеса

Роль ИТ-консультантов изменилась. Сегодня заказчики хотят видеть в их лице полноценных партнеров, способных найти корень проблем, просчитать экономически выгодный вариант решения и примирить желания заказчика, бюджет заказчика, возможности интегратора и реальность. Иван Жаднов, директор по консалтингу ГК «Компьюлинк», в интервью CNews рассказал о настоящих ИТ-потребностях отечественного бизнеса, роли консультантов и поделился опытом реализации крупных проектов.

О том, что мы могли не уложиться в выходные, речи быть не могло: в понедельник утром 7 тысяч пользователей системы выходили на работу — и все должно было работать. Наша команда из 10 человек провела множество испытаний, тренировок, проверок, отрабатывая всю технологию. Мы распланировали два дня, отведенные на фактическую реализацию проекта, буквально по минутам. И в итоге все получилось. Не без сложностей, конечно. Не бывает так, чтобы теоретические расчеты до секунды и миллиметра воплотились в реальность. Тем более реализация подобного проекта предполагает вовлечение и представителей заказчика, и экспертов вендора. В процессе подготовки мы уделяли много времени именно слаженности командной работы, устраивали тимбилдинги. Было очень важно, чтобы все сработались: отказ даже одного из участников мог оказаться решающим. Но мы справились. На следующее утро после миграции система работала уже на новой платформе.


Иван Жаднов: Изменение метода управления позволило существенно повысить качество оказываемых услуг, и думаю, что по этому показателю мы сегодня одни из лучших на рынке

Результат — повышение производительности системы в пять раз. Проект длился всего три дня, а готовился — полтора года. Его успех можно квалифицировать как торжество управления, как высшее мастерство планировать работу всей команды и контролировать ее выполнение. Мы доказали, что «Компьюлинк» это умеет.

CNews: Вы также упомянули в начале нашего разговора проект в МОЭСК по интеграции…

Иван Жаднов: МОЭСК – самая крупная сетевая компания России, в ней внедрено около 150 информационных систем, и примерно 20 из них имеют максимальный статус бизнес-критичности. С системами работают 15 тысяч пользователей. На начало проекта объем дублирования информации составлял порядка 30%.

Потребность в интеграции — это вообще открытая проблема практически для всех промышленных предприятий, которые активно внедряют автоматизацию. Вы только представьте, что в крупнейшей энергокомпании страны не знали точное количество своих же собственных подстанций. Каждая система, а вслед за ней сотрудник, ответственный за определенный участок, предоставляли разные сведения. Всему виной — автономность систем.

Главная задача электроэнергетики — ремонт и строительство сетей, поэтому знать, где ремонтировать и как строить, особенно важно. Чтобы это продемонстрировать, приведу очень простой пример. Как провести электричество на дачный участок? Нужно обратиться в энергокомпанию, специалисты которой рассчитают, что и как необходимо сделать, чтобы получилось недорого и наименее трудоемко. Для этого следует определить, подключиться ли к текущему трансформатору или построить новый. А если построить новый, выдержит ли тот, к которому будем его подключать? А, может, нужно построить новую подстанцию?

Строительство подстанции, которая подключит к электросети дачные участки, стоит 2 млн рублей. А возведение следующего объекта — той подстанции, к которой будет подключаться «дачная», — уже 2 млрд рублей. Понимаете разницу? Экономия за счет выбора нужной подстанции, строго необходимой мощности в единственно возможном месте сразу окупает весь проект.

Решение — в интеграции систем, чтобы у всех служб энергокомпании была одинаковая информация о реальном состоянии дел в существующих электросетях. Не стоит забывать, что проект интеграции позволяет избавиться от дублирования информации, с которой работают системы.

Наш проект начался в середине прошлого года. Мы изучили все потоки информации компании, определили их соответствия системам. Это очень кропотливая, сложная работа, которая требует огромного количества времени и усидчивости. На основе этих сведений мы построили модель данных. Сегодня мы заканчиваем разработку прототипа, который наглядно покажет возможный бизнес-результат.

CNews: Ощущаете ли вы интерес к решению, которое разрабатываете, со стороны других энергокомпаний?

Иван Жаднов: Реакция отрасли определенно есть. Сейчас, например, уже ведем переговоры с компанией «МРСК Урала».

CNews: Какую стратегию развития, какие приоритеты вы для себя определили?

Иван Жаднов: Особое внимание мы уделяем сегодня продвижению нашего собственного решения «Информационно-аналитический центр». Некоторое время назад мы задумались о создании некоего универсального решения для ряда различных бизнес-задач, и результатом этого стало создание продукта, в основу которого легла концепция информационного управления. Согласно ей, для грамотного управления любым объектом нужно: заниматься мониторингом текущей ситуации с объектом управления, проводить анализ (на основе мониторинга сравнивать текущие показатели с заданными), осуществлять реагирование (приводить показатели, которые вышли за допустимые значения в рамках базовой работы) и накапливать опыт наблюдений. Последний пункт — самый важный, он дает точное знание того, как вернуть цифры в заданные параметры в различных ситуациях, и позволяет оптимизировать планы реагирования. С помощью такого подхода можно решать и критические задачи — любая чрезвычайная ситуация как в рамках региона, так и в рамках предприятия; и бизнес-задачи в чистом виде. Например, можно узнать, почему выросла очередь в кассы, увеличилось время обслуживания и пр. Это новый взгляд на управление, и первые результаты показывают, что такой продукт интересен рынку и будет востребован.

Второй важный для нас стратегический вектор развития консалтингового направления — углубление экспертизы по интеграции в отрасли энергетики.

И, конечно, мы продолжаем искать по-настоящему профессиональных ИТ- и бизнес-консультантов, ведь какими бы великими идеи ни были, их воплощение зависит от мастерства и опыта команды.

CNews: Спасибо за беседу.

Мария Чимиричкина