Разделы

Цифровизация Внедрения

ИТ-консалтинг уже невозможен без консультантов от бизнеса

Роль ИТ-консультантов изменилась. Сегодня заказчики хотят видеть в их лице полноценных партнеров, способных найти корень проблем, просчитать экономически выгодный вариант решения и примирить желания заказчика, бюджет заказчика, возможности интегратора и реальность. Иван Жаднов, директор по консалтингу ГК «Компьюлинк», в интервью CNews рассказал о настоящих ИТ-потребностях отечественного бизнеса, роли консультантов и поделился опытом реализации крупных проектов.

«Компьюлинк» давно заявил о себе как о сильном игроке на рынке консалтинга, что подтверждают в том числе и рейтинги ИД «Коммерсант» и РА «Эксперт». Но нужно сказать, что некоторое время назад из состава группы компаний вышла GMCS, занимавшаяся консалтингом, и «Компьюлинк» открыл новую страницу своей истории. Почти что вынужденно. Потребности наших заказчиков в консалтинговых услугах было необходимо удовлетворять, и эту задачу наш новый на тот момент департамент консалтинга взял на себя, быстро развиваясь и расширяясь. Исторически так сложилось, что мы получили основное отраслевое развитие в сфере энергетики. Сегодня доля этого направления в выручке компании составляет около 10%, а в числе наших заказчиков ФСК ЕЭС, МОЭК, «Транснефть» и т.д.

Сейчас мы реализуем два больших проекта по интеграции — в МОЭСК и в МОЭК. Особенность проектов в том, что успех зависит от правильного планирования. Подобные проекты весьма недешевы, однако и эффект от них огромен: экономия предприятия измеряется миллиардами рублей, и чтобы этого показателя достичь, нужна действительно профессиональная команда, нужны даже не ИТ-, а бизнес-консультанты. Необходимо просчитать не только техническую реализацию, гораздо важнее посмотреть на проект с точки зрения бизнеса.


Иван Жаднов: Бизнес-консультанты — это люди, имеющие опыт работы в конкретной отрасли, детально разбирающиеся в исследуемой области. И это крайне важно

Второе большое стратегическое направление, которое нам удалось развить с нуля, — внедрение SAP. Мы возлагаем большие надежды на рынок ERP. Начиная с прошлого года, мы создали, пожалуй, лучшую команду по продукту SAP HANA, высокопроизводительному инструменту для аналитики. В «Компьюлинк» немало сертифицированных специалистов, два больших проекта в процессе реализации и еще несколько — в стадии пилотов. За год работы, благодаря серьезной отраслевой экспертизе, мы получили статус SAP Industry Validated Expertise Partner в энергетике. Кроме того, в прошлом году наша компания стала золотым партнером SAP и была отмечена наградой «Партнер года по решениям класса LoB».

Кроме этого, у нас исторически сложилась серьезная экспертиза в госсекторе: написание различных административных регламентов, автоматизация и пр. — например, мы ведем проекты для Минздрава, Фонда социального страхования, ФНС. Мы также запустили новый инвестиционный проект по внедрению документооборота с использованием решений OpenText. Мы не оставляем и направление заказной разработки, но сегодняшняя наша роль — в управлении разработкой, содержание штата программистов в Москве становится неоправданно дорогим.

CNews: Оптимальная команда консультантов, как она должна выглядеть, по вашему мнению?

Иван Жаднов: Если уж речь зашла о команде, то в первую очередь хочу воспользоваться возможностью и поблагодарить моих заместителей Анну Дульневу и Александра Денисова. Вряд ли без них удалось бы построить то, что есть сейчас: уверенную, сплоченную, мощную команду.

Сегодня у нас в штате 60 консультантов, и мы очень надеемся, что к концу текущего года их будет 90 человек. Однако, судя по состоянию рынка труда, эти планы практически невыполнимы. Мы проводим по 5-6 собеседований в неделю, но вынуждены констатировать, что кандидатов с нужным нам опытом найти очень сложно, а в консалтинге опыт и понимание — это ключевые качества. На условиях фриланса с нами работают еще около 20 специалистов, которые становиться штатными сотрудниками, увы, в силу разных обстоятельств пока не готовы.

Нужно отметить, что «Компьюлинк» некоторое время назад поменял общую модель ведения проектов. Вместо привычной схемы — руководитель проекта плюс команда представителей функциональных департаментов — теперь у каждого крупного проекта есть руководитель и главный архитектор, который управляет всем технологическим процессом. Изменение метода управления позволило существенно повысить качество оказываемых услуг, и думаю, что по этому показателю мы сегодня одни из лучших на рынке.

CNews: Но уровень компании определяется в первую очередь конкретными решениями и выполненными проектами. Как нам стало известно, недавно вы осуществили миграцию системы SAP ERP на новый сервер в МОЭК.

Иван Жаднов: Да, это весьма интересный проект. Он стартовал в мае прошлого года. Размер базы данных МОЭК достиг 10 Тб, и в компании начались проблемы с производительностью. Был объявлен конкурс среди вендоров — Oracle, IBM и HP — на выбор платформы, а «Компьюлинк» выступал в этом тендере бизнес-консультантом. Поскольку в МОЭК все системы построены на продуктах HP, было принято решение не менять вендора, но поменять платформу — перейти на х86.

К концу 2012-го мы закончили проектирование нового комплекса с учетом потенциального развития инфраструктуры, запустили в тестовую эксплуатацию. Комплекс ожил, но следующий этап — миграция — был самым трудоемким. Подготовка к нему заняла еще 4 месяца.

Ответственность была колоссальная. Во-первых, как вы понимаете, сама система высоко критична, и малейшая ошибка стоила бы компании потерь как и финансовых, так и репутационных. А во-вторых, все работы должны были быть проведены в строго ограниченное время. Все дело в том, что технологического окна в функционировании ERP-системы МОЭК нет. Все виды операций (учет НДС, выставление счетов и пр.) осуществляются строго по очереди, для каждого из них определен свой период, а вот простои между ними не предусмотрены. Систему нужно было выключать, но просто так — в любое удобное нам время — это было сделать невозможно. Есть лишь три дня в месяц — такой мини-перерыв, когда операции в системе не проводятся. И мы ждали, когда этот трехдневный промежуток совпадет с выходными. Ждали как солнечное затмение — если бы не успели подготовиться к ближайшему сроку, то пришлось бы отложить процедуру еще на несколько месяцев.