Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения

CPM-системы стали козырем для банков

Рынок банковских услуг Казахстана в последние годы характеризовался очень динамичным развитием. Начав работать в республике, Сбербанк России решил сделать своим конкурентным преимуществом не только широкий спектр продуктов и услуг. Он продолжил стратегию применения современных ИТ-решений, начатую его предшественником, TEXAKBANK. Первым в Казахстане Сбербанк внедрил систему управления эффективностью IBM Cognos 8. Реализовала проект компания Columbus IT.

В 2006 году крупнейший государственный банк России – Сбербанк – начал деятельность на территории Казахстана, приобретя 99,99% акций казахстанского банка TEXAKBANK. Дочерняя структура Сбербанка располагает собственной филиальной сетью и имеет возможность предоставлять банковские услуги как физическим, так и юридическим лицам. Однако в последние годы конкуренция среди банков в Казахстане стала заметно более напряженной – для сохранения лидерства понадобились новые средства. Сбербанк сделал ставку на технологические преимущества, первым среди банков республики внедрив, совместно с компанией Columbus IT, решения IBM Cognos 8 для управления эффективностью. "Мы стали первопроходцами среди банков Казахстана. На тот момент, не располагая детальными знаниями о системе, мы положились на опыт крупнейших международных банков – пользователей IBM Cognos 8 – и не ошиблись", - прокомментировала решение руководства начальник отдела анализа и автоматизации ДБ АО "Сбербанк" Наталья Кливанова.

ДБ АО "Сбербанк" (до 13 января 2007 года АО "TEXAKABANK") – универсальный банк, оказывающий содействие в развитии корпоративного бизнеса, частного предпринимательства, кредитования физических лиц. Банк функционирует на территории Казахстана с 2006 года. Филиальная сеть насчитывает около 100 подразделений.

Перед банком стояла задача сохранить контроль над эффективностью работы при постоянно растущей клиентской базе и увеличивающемся портфеле продуктов и услуг. Рост масштабов бизнеса вполне логично привел к увеличению количества данных. Планирование и сведение информации занимало много времени, кроме того, данные необходимо было неоднократно выверять. С подготовкой отчетности сложилась аналогичная ситуация – отчетов для проведения глубокого анализа требовалось много, но их подготовка слишком затягивалась. Не было возможности и оперативно разрабатывать новые отчеты. Зачастую им отводилась второстепенная роль – к разработке привлекались ИТ-специалисты, занятые другими, более насущными задачами. "В какой-то момент руководство банка осознало, что для эффективного анализа, планирования и контроля эффективности деятельности банка нам необходима специализированная система, функциональные возможности которой выходят за рамки банковских систем. В конечном итоге нам был необходим аналитический портал, который, с одной стороны, давал бы возможность в реальном времени получать данные по операционным показателям банка, а с другой стороны, позволял бы их детализировать на различном уровне и сопоставлять с планом", - рассказала Лейла Нурманбетова, заместитель председателя правления банка.


В 2006 году Сбербанк России начал деятельность на территории Казахстана

Сбербанку потребовалось комплексное решение взаимосвязанных задач финансового планирования и прогнозирования деятельности, оперативного контроля ключевых показателей эффективности по подразделениям и направлениям бизнеса, а также предоставления средств для детального многомерного анализа и построения отчетности по финансовым потокам, доходам и расходам и аналитическим данным по продуктовой линейке. Ключевым требованием к системе была гибкость и оперативность изменения создаваемых бизнес-моделей, а также возможность самостоятельного построения отчетов, проведения анализа и создания выборок пользователями. Естественно, система должна была быть масштабируемой, т.е. обеспечивать дальнейший рост бизнеса. Также необходимо было создать единую среду работы для всех филиалов и всех сотрудников, т.е. обеспечить интеграцию разнородных источников данных и предоставить полнофункциональный веб-доступ.

Предъявленные требования обусловили выбор конкретного продукта – Сбербанку были предложены решения IBM Cognos 8 Planning и IBM Cognos 8 Business Intelligence.

Хранилище не ради хранилища

С самого первого этапа проекта деятельность специалистов Columbus IT проходила в сотрудничестве с ИТ-отделом банка: было решено сформировать совместную проектную команду. Более того, по итогам проекта, в банке планировалось организовать собственный центр компетенции IBM Cognos, состоящий из сотрудников финансовых и ИТ-подразделений, принимавших непосредственное участие в реализации технической части. Впоследствии, как и ожидалось, развитие и сопровождение решения полностью взяли на себя сотрудники банка. " IBM Cognos 8 – это настраиваемая система, которая для разработки большинства отчетов не требует программирования, и многие отчеты могут быть получены конечными пользователями самостоятельно. Поэтому, в наш центр компетенции IBM Cognos вошли в основном сотрудники отдела анализа и автоматизации банка, что позволило сосредоточить управление системой в руках финансовых подразделений", – отметила Наталья Кливанова.

Columbus IT – международная консалтинговая компания с представительствами в 28 странах мира. Компания предоставляет консультационные услуги по выбору, внедрению и сопровождению корпоративных информационных систем, а также управленческому консалтингу. Работает с такими поставщиками бизнес-приложений, как Microsoft, IBM Cognos 8, Aldata Solution и Automaster. В арсенале компании более 5000 решений для предприятий различных отраслей по всему миру. Columbus IT является разработчиком двух вертикальных решений Microsoft для автоматизации предприятий розничной торговли и для производителей промышленного оборудования.

Первой технической задачей в ходе проекта стало создание единого хранилища данных, на основе которого уже предполагалось развернуть бизнес-модели для построения аналитической, управленческой и регуляторной отчетности, а в дальнейшем – модель планирования, прогнозирования и контроля ключевых показателей эффективности. Создания хранилища заняло 4 месяца. Одновременно проводилась разработка аналитических OLAP-моделей и отчетов на их базе. Все необходимые заказчику отчеты были распределены по аналитическим областям (кредиты, депозиты, генеральная бухгалтерия, казначейство и т.д.). Внутри каждой области специалисты проекта определили набор необходимых показателей и аналитик, и закрепили эту информацию в функциональном дизайне системе. Вся последующая разработка велась именно по выделенным аналитическим областям. Это позволило заказчику не дожидаться полного завершения проекта, поочередно приступать к тестированию и работе с системой по мере подготовки отдельных ее участков, аналитических блоков. Как прокомментировал такой подход Павел Башкатов, руководитель проекта, "это современный подход к построению хранилищ данных, основанный на лучших мировых практиках, мы строим не "хранилище ради хранилища", а в первую очередь удовлетворяем актуальные потребности бизнеса".