Разделы

Бизнес Цифровизация Импортонезависимость Техника

Как осуществлять техподдержку после ухода западных вендоров? Опыт «Мобиус Технологии»

Компания «Мобиус Технологии» отмечает свое десятилетие на волне серьезного роста. Год назад она сменила бизнес-модель, ее штат вырос более чем в шесть раз, а плановый показатель выручки по результатам 2023 года ожидается на уровне 1 млрд рублей без НДС. Какую роль в этом сыграла трансформация бизнеса, зачем российским компаниям технологический консалтинг и как он помогает бизнесу решать ИТ-задачи после ухода западных вендоров, рассказывают Сергей Широков, генеральный директор «Мобиус Технологии», и Михаил Сизов, управляющий партнер компании.

CNews: Вы встретили десятилетие на фоне трансформации бизнеса. Почему вы решили сменить бизнес-модель?

Сергей Широков: Мы создали компанию в 2013 году небольшой командой единомышленников. На старте мы придерживались «брокерской» бизнес-модели — перепродажи услуг технической поддержки известного западного вендора. Мы быстро расширялись и вскоре стали предоставлять услуги техподдержки уже по нескольким вендорам. Позднее добавился сервис по обслуживанию устаревшего оборудования, которое сами производители отказывались поддерживать либо выставляли неоправданно высокую цену. При этом мы задействовали своих инженеров и собственную материальную базу — это и заложило основу, способствовавшую трансформации бизнеса в 2022 году.

Михаил Сизов, Сергей Широков, «Мобиус Технологии»

На недавний уход западных вендоров мы отреагировали мгновенно. На тот момент у нас были действующие сервисные контракты, обязательства перед заказчиками, и мы приложили все усилия, чтобы их выполнить – наняли инженеров, привлекли ряд логистических компаний, занимающихся доставкой в страну запасных частей, начали активно наполнять склад, серьезно модернизировали процессы обслуживания. Наша команда разработки с нуля написала софт, необходимый для анализа системной технической информации, собранной с оборудования (раньше для этого использовались западные решения), а также сделала первую версию системы учета, оптимизации и прогнозирования складских запасов компонентов. В итоге мы смогли предоставлять полный цикл услуг по сервисному обслуживанию – то есть, по сути, заменили вендоров. К тому же во время реализации сервисных проектов мы часто сталкиваемся с тем, что инфраструктура заказчика требует модернизации. Это послужило катализатором для развития еще одного направления – инфраструктурного консалтинга. Такую бизнес-модель мы называем ресурсной, потому что теперь все ресурсы, необходимые для ведения бизнеса, находятся у нас.

Михаил Сизов: Важно подчеркнуть, что «Мобиус Технологии» задумывалась как сервисная компания. Это редкое явление на российском рынке, где самые крупные игроки — интеграторы полного цикла. Они поставляют оборудование, лицензии, осуществляют интеграцию. Мы же фокусируемся исключительно на консалтинге и услугах, а оборудование и лицензии поставляем только в том случае, если этого требует консалтинговый проект.

CNews: Помимо трансформации бизнеса, вы провели ребрендинг компании. Как вы разрабатывали новую концепцию?

Сергей Широков: Когда мы выбрали новый стратегический курс, то увидели, что образ бренда ему не соответствует. Тогда мы решили спросить самих сотрудников, какой они хотят видеть компанию, какой свой самый ценный опыт они бы хотели в нее привнести. Мы провели опрос и на основании ответов наметили ориентиры: куда идем, какую компанию хотим построить, каких ценностей придерживаться. Так получилась концепция, которая легла в основу ребрендинга — новой миссии, стратегии, ценностей, позиционирования, фирменного стиля. Теперь слоган компании звучит так: «Мы знаем, как сделать вас сильнее». И он прежде всего про экспертизу: мы — консалтинговая компания, которая несет знание. И я хотел бы подчеркнуть, что этот ребрендинг — не «инициатива сверху», а общее решение, работа всей команды.

CNews: Сколько сейчас людей у вас работает? Команда выросла в связи с трансформацией бизнеса?

Сергей Широков: Сейчас в компании 132 сотрудника, а начинали с 20. Развитие бизнеса по новому плану требовало большого количества компетентных инженеров, которых мы набирали у разных вендоров, в том числе целыми командами.

Сергей Широков, «Мобиус Технологии»: Ребрендинг — не «инициатива сверху», а общее решение, работа всей команды

Михаил Сизов: Да, в основном стимулами роста послужили пересмотр бизнес-модели и трансформация бизнеса. Раньше компании не требовалось столько собственных инженеров: можно было воспользоваться ресурсами компаний-вендоров/производителей оборудования.

С уходом вендоров ситуация радикально изменилась. Мы должны были сохранить уровень сервиса, но теперь — своими силами. Осуществить это без серьезной технической экспертизы не получилось бы. И мы стали нанимать опытных специалистов, работавших в компаниях — лидерах рынка. Так что сейчас в штате «Мобиус технологии» более 60 инженеров, архитекторов и консультантов с опытом работы у вендоров класса А.

Наш бизнес — это люди. У нас работают звезды ИТ-индустрии, суперпрофессионалы с уникальными навыками, которых знает весь рынок. Чтобы привлекать и удерживать этих людей, мы стараемся выстроить сильный HR-бренд. Разумеется, у нас соответствующий уровень зарплат, но речь не только про деньги. Мы делаем все для того, чтобы в компании у этих талантливых и востребованных специалистов были возможности для развития, чтобы им у нас было комфортно. Помимо стандартного отпуска, мы даем сотрудникам оплачиваемые отпуска к важным семейным событиям. У нас очень хороший пакет ДМС с качественными, проверенными клиниками, в него также входит страхование жизни. Работает реферальная программа. Как ИТ-аккредитованная компания мы также предоставляем льготную ипотеку.

Мы делаем приятные мелочи для людей: например, бесплатное мороженое летом. Это кажется пустяком, но такие детали вносят вклад в атмосферу компании, в то, что делает нас единой командой. Наш бизнес — это экспертиза, которую обеспечивают люди. И мы прилагаем все усилия, чтобы работать у нас было комфортно и интересно.

CNews: Из чего состоит технологический консалтинг?

Михаил Сизов: Мы делим его на три семейства сервисов: «Цифровая устойчивость», куда входит обеспечение устойчивости инфраструктуры и техподдержка оборудования, «Цифровая независимость», призванная помочь заказчикам перейти на продукты, устойчивые к санкционным инструментам, и «Цифровая трансформация», способствующая внедрению инновационных решений, таких как блокчейн, ИИ, решения, связанные с квантовыми вычислениями.

Фундаментом, на который опирается эта структура, служит Академия Мобиус. Это учебный центр, который мы запустили осенью 2022 года и который недавно получил государственную образовательную лицензию. Мы не только реализуем проекты, но также обучаем заказчиков и выдаем дипломы о прохождении дополнительного профессионального образования. Изначально мы создавали Академию для обучения своих сотрудников, но потом увидели нарастающий спрос на услуги профессиональной подготовки со стороны клиентов и теперь предлагаем соответствующие учебные программы. Важно, что в Академии Мобиус преподают наши же сотрудники – то есть это не преподаватели, оторванные от актуального опыта, а звезды ИТ- рынка, решающие задачи сегодняшнего дня.

CNews: Сколько у вас уже выпускников?

Сергей Широков: На данный момент около пятидесяти. До сих пор у нас было точечное, а не потоковое обучение. Мы обучаем сложным вещам, делая упор на практику – это наше основное отличие от конкурентов. На своих мощностях в рамках нашего ЦОДа и ЦОДов наших партнеров мы собираем стенды, чтобы заказчик не просто прослушал курс, но и сам отработал полученные знания. Мы также делаем курсы под конкретную инфраструктуру заказчика и его задачи. Наших партнеров-поставщиков, желающих построить свои сервисные службы, мы обучаем основам построения и функционирования первой линии поддержки. Сейчас, после получения лицензии, мы собираемся переходить к потоковому формату. Уже разработаны методология обучения, ряд курсов на востребованные темы, и вскоре мы планируем набор слушателей на эти курсы.

CNews: В технологическом консалтинге вы выделяете какое-то направление как приоритетное?

Михаил Сизов: Основным продуктом для нас по-прежнему остается поддержка инфраструктуры – то, что мы называем цифровой устойчивостью.

Но мы не можем позволить себе замыкаться в этой нише, ведь количество оборудования у клиентов ограничено, и потолок будет достигнут очень быстро. К тому же в этом секторе высокая конкуренция. Поэтому мы развиваем направление профессиональных консультаций по переходу с решений ушедших вендоров, переводя акцент с цифровой устойчивости на цифровую независимость.

Михаил Сизов, «Мобиус Технологии»: Мы и сейчас фокусируемся на сервисе, но обогащаем его консалтинговой практикой в области технологий

В целом наш подход можно сравнить со строительством дома, где все начинается с проекта. Должны быть правильно спроектированы системы электроснабжения, водоотведения, канализации, вентиляции и так далее. И мы делаем эту работу — проектируем дом. При этом строят уже другие люди, а мы осуществляем архитектурный надзор — следим за тем, чтобы заложенные нами идеи были правильно реализованы.

Но я хочу подчеркнуть, что, развивая новые направления, мы ни в коем случае не отказываемся от техподдержки (цифровой устойчивости), так как она востребована и необходима всем заказчикам вне зависимости от индустрии. Но техподдержка и цифровая устойчивость направлены на поддержание текущего состояния, а любой компании необходимо развиваться. Поэтому стратегическую цель нашего развития мы видим в технологическом консалтинге: в правильном выборе технологий для максимально эффективного решения задач наших клиентов.

CNews: Вы собираетесь выходить на международные рынки?

Михаил Сизов: Сначала на рынки СНГ. Мы уже делаем там проекты и в следующем году собираемся открывать офис в одной из стран Ближнего Зарубежья. В дальнейшем планируем выйти в страны БРИКС.

CNews: Расскажите о планах и целях по развитию компании на ближайшие пять лет.

Михаил Сизов: Ключевой план — войти в топ-5 системных интеграторов в нише технологического консалтинга. В прошлом году наш оборот составил 337 млн руб. без НДС, в этом году мы планируем увеличить выручку в два с половиной – три раза. В следующем году мы намерены снова ее удвоить, такие же планы на 2025 год. По нашим расчетам, это позволит нам войти в пятерку крупнейших игроков в нашем сегменте.

CNews: в каких секторах рынка вы работаете?

Михаил Сизов: Мы работаем во всех сегментах: банковский, нефтегазовый сектор, металлургия, ритейл, государственные компании. В том или ином масштабе мы работали или работаем с большинством компаний из списка топ-100 российских компаний.

CNews: Конкуренция на вашем рынке высокая?

Сергей Широков: Да. Многие компании сейчас видят запросы, которые возникли у компаний после ухода вендоров, и пытаются их закрывать. Мы относительно молодая компания и исповедуем принцип партнерства с крупными признанными игроками. Часто внутри компании мы даже не используем слово «конкуренция» в смысле competition, мы говорим – coopetition. И стратегию развития компании мы строим в том числе через развитие этих партнерств. Мы дружим с российскими производителями оборудования и ПО, с большой консалтинговой четверкой, технологическими гигантами из дружественных стран, и другими игроками нашей отрасли. Наша партнерская стратегия заключается в том, чтобы работать в синергии и дополнять друг друга. Мы видим это как конструктивный путь к взаимному процветанию.

erid:2SDnjcbE4ekРекламодатель: ООО «МОБИУС ТЕХНОЛОГИИ»ИНН/ОГРН: 7723890541 / ОГРН 5137746109199Сайт: https://mobius-it.ru