За последние годы компания «Обит» трансформировалась из телеком-компании в игрока на ИТ-рынке, провела ребрендинг, заявив о намерении стать «оператором ИТ-решений». Чем был продиктован этот переход и каково приходится компании на новом для нее высококонкурентном рынке, рассказал Андрей Гук, генеральный директор «Обит».
Андрей Гук«Обит»
CNews: За последние годы компания «Обит» вышла за рамки классического оператора связи. Развитие «нетелекомовских» сервисов — это непременное условие для роста и развития?
Андрей Гук: Нет, конечно, это не обязательное и даже не единственное условие. Некоторые операторы остаются классической телеком-компанией и развиваются в этой сфере. Но для нас ИТ-направление оказалось вполне естественным.
Три года назад мы рассматривали несколько направлений развития, но, проведя интервью с клиентами, поговорив с сотрудниками, потенциальными заказчиками, мы поняли, что ИТ максимально гармонично вписывается в нашу стратегию. Тем более, что за это время мы сами прошли путем цифровизации и импортозамещения, стали подготовлены к этим вызовам, выработали подходы и методики, которые теперь могут помогать другим бизнесам справляться с этими задачами.
Если углубляться во взаимоотношения между телекомом и ИТ — видна тенденция, что они становятся все более связаны. Мы не первая телеком-компания, которая выбрала путь взращивания ИТ-крыла, но наша «сильная сторона», заключается в едином центре компетенций для клиента — с твердой базой в телекоме, сервисе и опытом в интеграции различных ИТ-решений.
Мы всегда отличались амбициозностью, стремились реализовать то, что ещё не реализовывали, охватить то, что не охватывали, достичь новых горизонтов.
CNews: ИТ-портфель компании расширился за счёт целого ряда направлений. Одно из них — ИТ-аутсорсинг. Почему именно на этот сегмент растет спрос в последнее время?
Андрей Гук: Итоги прошлого года показали, что ИТ-аутсорсинг стал еще более востребованным, спрос на него вырос почти в два раза по сравнению с предыдущим годом. Драйверы последних лет — это импортозамещение, развитие рынка отечественных решений и цифровизация как крупных, так и небольших компаний.
Бизнесу нужны не столько ИТ-продукты, сколько бесперебойно работающие цифровые процессы.
Каждый день появляются новые продукты, новые экосистемы, и все они требуют квалифицированной поддержки, обновления, развития и т.п. Мало кто за это берется — разработчикам ПО это не интересно, а у самих компаний не всегда есть возможность делать это своими силами. Кроме того, не секрет, что ИТ-специалисты в большом дефиците, а спектр их задач и нагрузка постоянно увеличивается. В сложившейся ситуации мы видим возможность для нашей компании — брать на себя поддержку ИТ-решений и даже в целом ИТ-инфраструктуры наших клиентов, освобождая для них время и кадровые ресурсы под решение более профильных задач.
Наша особенность в том, что мы можем поддерживать все ИТ-системы, которые есть на рынке — не конкурируя с поставщиками и разработчиками, а помогая им. И наша стратегия — осваивать все большее количество различных ИТ-продуктов, чтобы приходить к нашим клиентам с готовыми компетенциями.
«Клиенту проще, когда одна компания отвечает за полное обслуживание»
CNews: Какие комплексные решения может предложить «Обит» в сфере ИТ-аутсорсинга?
Андрей Гук: Мы сформировали блок ИТ-направления, который занимается комплексными проектами — системная интеграция продуктов, эксплуатация инфраструктуры и сервисов.
С ИТ-аутсорсингом мы за несколько лет хорошо набили руку. Мне кажется, у нас так повелось — в первую очередь слушать клиента, не приходить с готовым решением, а подобрать те вопросы, благодаря которым клиент сможет рассказать, что ему надо, и с этими ответами прийти в наш ИТ-блок и придумать индивидуальное решение. Клиенту проще, когда одна компания отвечает за полное обслуживание.
CNews: Еще одно относительно новое направление «Обит» — это облачные решения. Считается, что в России эта сфера развивается пока не очень активно. Вы согласны с этим утверждением или опыт вашей компании говорит об обратном?
Андрей Гук: Любому новому направлению нужно время, чтобы разогнаться. Облачные решения, как мне кажется, находятся на стадии раскрытия своего потенциала для бизнеса. В первую очередь этому способствует потребность в масштабировании инфраструктуры, а расширять свою инфраструктуру on-premise и нанимать новых специалистов затратно. Облака же позволяют оперативно наращивать дополнительные мощности и поэтапно инвестировать в облачные ресурсы с увеличением потребностей бизнеса.
Большим драйвером развития рынка облаков остается уход зарубежных компаний-разработчиков и связанные с ним сложности с заменой импортного ПО и оборудования.
В целом бизнес приходит к пониманию, что облака — рабочее решение, таких решений появляется все больше, они безопасны и удобны, а стоимость их владения, включая поддержку, настройку и эксплуатацию дешевле, чем содержание собственных мощностей.
Мы постоянно тестируем различные облачные платформы российских производителей и замечаем, что они быстро эволюционируют, адаптируются под новые реалии и требования рынка, догоняя западные аналоги.
CNews: А какие решения «Обит» предлагает своим клиентам в области информационной безопасности?
Андрей Гук: Информационная безопасность — крайне актуальная сфера, где уже набралось много интересных кейсов, когда мы приходим на помощь в критические моменты. С каждым днем таких проектов становится все больше. Мы предлагаем комплекс решений: от аудита всех систем до поставки и внедрения средств защиты информации и обучения сотрудников киберграмотности.
Частой точкой входа является аудит оборудования и ПО компании, в процессе которого мы проводим пентест на выявление слабых мест на серверах, и в зависимости от состояния системы безопасности готовим отчет по выявленным уязвимостям, а также рекомендации ПО и аппаратно-программного комплекса.
Часто бывает, что компания задумывается о какой-то системе защиты только после того, как столкнется с DDoS-атакой на свою сеть. У нас много подобных примеров. Одна из компаний обратилась к нам, когда на ее клиентские сервера SIP злоумышленники организовали DDoS, используя скромпрометированные пакеты SIP и дополнительно подключили нагрузку ботов на сайты. В итоге атака привела к большим убыткам для компании.
В условиях когда инструменты кибератак усложняются все больше с каждым днем, важно предпринимать превентивные меры к построению информационной безопасности.
«Поворот в ИТ стал для нас естественным следствием роста»
CNews: Какие требования рынка и запросы бизнеса стали драйвером для трансформации пакета услуг «Обит»?
Андрей Гук: Поворот в ИТ стал для нас естественным следствием роста. И это оказался поворот «в верном направлении».
Что для нас ребрендинг? Ребрендинг — решение, которое было продиктовано выходом на новый рынок, новые аудитории и вывод новых услуг. Ребрендинг — фиксация обновленного образа для нас, но что важнее — для клиентов, партнеров, внешнего мира.
Одна из важных внешних тенденций, которая повлияла на решение в сторону трансформации образа «Обит» — перенасыщение отрасли телекоммуникации. Рост рынка проводного интернета из года в год небольшой — пару процентов в год.
Также повлиял внешний спрос на сложные, комплексные ИТ-услуги, связанные с полным закрытием потребностей в цифровой трансформации бизнеса. Телеком — это, несомненно, основа для нас как классического телеком-оператора, но почти каждая компания сейчас переживает цифровую трансформацию и испытывает потребность в цифровых и ИТ-сервисах.
Рынок ИТ в России, наоборот, растет двукратными темпами.
Для нас самая эффективная стратегия на этом рынке: поддержка, обслуживание и развитие ИТ-решений. Масштаб этих проектов может варьироваться — от локального внедрения ПО для оптимизации определенного бизнес-процесса до запуска полноценной цифровой экосистемы и даже цифровизации компании.
«Наш образ оператора ИТ-решений — человечный, технологичный, профессиональный»
CNews: Что в первую очередь выигрывают ваши клиенты от обновленного позиционирования компании?
Андрей Гук: Наш новый слоган — «Делаем сложное простым». Это ключевая вещь, которую мы заложили в новое позиционирование. В «Обит» любая компания может прийти с максимально сложным вопросом — например, потому что не хватает своих специалистов, квалификации, или речь идет о новой отрасли. Мы постараемся разложить этот вопрос на простые компоненты и решить его. Это основной посыл, который мы несем в своем новом бренде.
Также в новом бренде мы поменяли свой дескриптор. Теперь мы называем себя «Оператор ИТ-решений». Оператор — это наше прошлое, наш фундамент, то, как нас знают клиенты, уверенные в том, что мы для них надежный партнер. ИТ-решения — это наше будущее, то, к чему мы идем. И объединяя это в едином дескрипторе, мы хотим показать, что мы теперь являемся крепким симбиозом прошлого и будущего, объединяя в себе два ключевых сегодня блока компетенций.
Наш образ оператора ИТ-решений — человечный, технологичный, профессиональный.
CNews: Какими принципами вы руководствуетесь при взаимодействии с клиентами и партнерами?
Андрей Гук: Нам важно поддерживать и развивать партнерские отношения. Все-таки мы компания «с человеческим лицом», поэтому стараемся относиться к клиентам, коллегам, бизнесу «по-человечески». И при этом мы всегда стараемся очень тщательно подходить к выбору технологических решений и партнеров в любом проекте, выбирая в первую очередь те решения, которые имеют подтвержденные успешные внедрения в отрасли.
Этот принцип — стержень нашей сервисной составляющей и конкурентное преимущество. Я придерживаюсь мнения, что работает не компания с компанией, а люди с людьми. Когда мы выстраиваем доверительные отношения с нашими партнерами, когда общаемся не сухо по-деловому, а по-человечески, тогда нам действительно могут доверять свои, в том числе критические, задачи. В ИТ-сфере это особенно важно. Например, когда в компанию приходит подрядчик и предлагает нужные на его взгляд решения, то ИТ-директор чувствует определенную конкуренцию. Мы же стараемся выстроить такие отношения, чтобы ИТ-директор чувствовал в нас поддержку и помощника, ни в коем случае не конкурента. Мы не претендуем на его лавры, не хотим его заменить — наоборот, мы приходим на поддержку в сложной ситуации.
CNews: Какие еще «нетелекомовские» сервисы, на ваш взгляд, могут оказаться интересны для бизнеса в ближайшей перспективе?
Андрей Гук: ИИ является одним из наиболее сильных драйверов ИТ в современном мире, и важно обязательно учитывать его влияние на отрасль в целом, что мы и сделали при разработке текущей ИТ-стратегии.
Решения с ИИ не являются «коробочным» продуктом. И в целом автоматизация каждого процесса в крупной организации — это уникальный проект, требующий реализации специфического функционала. Недостаточно просто установить программу, требуется, во-первых, ее кастомизировать, а во-вторых, постоянно модернизировать ее процессы. То есть это чаще всего «кастомная» разработка с адаптацией решений под нужды заказчика, в частности, — «дообучение алгоритмов», заложенных в продукте.
У нас есть точечные проекты по обслуживанию продуктов на базе ИИ. Например, мы занимаемся поддержкой коммуникационной платформы контакт-центра, и в рамках проекта мы разработали роботизированные решения по маршрутизации вызовов для более быстрого и лучшего приема обращений от абонентов, которые позволяют в момент звонка предугадать, по каким вопросам звонит клиент, и перевести его сразу на нужного сотрудника, минуя предшествующие звенья.
CNews: Как планируете развиваться в новом для себя образе?
Андрей Гук: Что касается непосредственно ИТ, мы планируем дальше развивать услуги системной интеграции, облачных сервисов, информационной безопасности. Из новых услуг планируем запускать SaaS-сервисы для наших клиентов. В долгосрочной перспективе — сервисы на базе искусственного интеллекта, в таких областях как предиктивная аналитика, системы принятия решений и другие. Среди наших клиентов растет спрос на качественные российские сервисы в области видеоаналитики, облачных вычислений, управления ИТ-активами.
В планах разработка программного обеспечения своими силами, когда стек технологий решения для клиента соответствует нашим возможностям. Мы планируем существенно расширить наш потенциал в вопросах заказной разработки ПО.
Наша глобальная цель — стать единым оператором ИТ, цифровых, телекоммуникационных решений для нашего клиента.
■ erid:LjN8KZaDpРекламодатель: Общество с ограниченной ответственностью «ОБИТ»ИНН/ОГРН: 7810204213/1037821038860Сайт: https://www.obit.ru/