Спецпроекты

60% банков считают инновации стратегическим направлением

Интеграция Future (Networked society) ИТ в банках
За последние 4 года количество банков, считающих создание технологических инноваций стратегическим направлением, выросло более чем в 1,5 раза.

Инновационность (инвестиции в технологии с невысокой вероятностью окупаемости в перспективе 3–5 лет) в деятельности банков всегда присутствовала, поскольку банки являются лидирующим отраслевым сектором по количеству потребляемых технологий. Аналитики Infosys выяснили, как розничные банки относятся к инновациям и насколько активно планируют заниматься ими в ближайший период. Компания опубликовала ежегодный доклад «Инновации в розничном банкинге» (The Innovation in Retail Banking), в основу которого лег опрос 150 банков по всему миру. Аналитики попытались выяснить, как банки относятся к инновациям, имеют и планируют ли исполнять в ближайшее время конкретную инновационную стратегию (специальный блок в бизнес- и ИТ-стратегии с собственным бюджетом) и кого видят основными соперниками в сфере создания конкурентоспособных инноваций.

За последние 4 года интерес розничных банков к инновациям значительно вырос. Внимание именно розничного блока объясняется просто – доход обеспечивается большим количеством в среднем мелких транзакций, то есть необходимы мощные, оперативные, масштабируемые решения. В 2013 г. 60% банков придерживаются инновационной стратегии. Для сравнения, в 2009 г. цифра была в 1,6 раза меньше – 37% банков.

Стратегический приоритет инноваций приводит к увеличению бюджета. Согласно данным Infosys, 77% банков увеличивают бюджет на инновации и лишь 5% уменьшают его.

Банки по-разному организуют работу над инновациями, например открывают специальные инновационные лаборатории, в которых сотрудники могут работать над соответствующими проектами. Но наиболее эффективным методом инноваций, по мнению банков, является совместная работа с ИТ-компаниями и поставщиками. По шкале Infosys, этот метод работы получил 4,2 балла из 7 возможных. На втором месте по эффективности идет создание тестовых версий ИТ-решений при помощи онлайн-сообщества (4 балла из 7). Третье место заняла совместная работа с учебными заведениями и стартапами (3,1 балла из 7).

В качестве примеров в докладе Infosys приводятся проекты ряда крупных банков по всему миру. Так, финансовая компания ING сотрудничает с банком RBS в сфере создания инноваций. Клиенты последнего, независимые эксперты могут оценить инновационные идеи, предлагаемые RBS, оценки образуют своеобразный рейтинг. Дубайский банк Noor Islamic регулярно проводит конкурсы инноваций с призом в $20 тыс. за первое место.

Если говорить про инновационные направления, то в этом году максимальной популярностью пользовались технологии проведения мобильных P2P-платежей (от пользователя пользователю) – 29% опрошенных отдали им первое место, мобильные кошельки (21%) и распознавание голоса (5%).

Главными конкурентами в гонке инноваций розничные банки видят поисковые компании, в особенности Google. Вторым наиболее опасным соперником банки назвали телеком-компании.

Интерес к новшествам среди финансовых компаний обусловлен стремлением банков нарастить клиентскую базу за счет предложения новых интересных услуг, считает Алексей Перов, главный менеджер управления транзакционных и сберегательных продуктов, «Абсолют Банк». «Со временем клиенты привыкают к существующему уровню обслуживания, поэтому банки постоянно совершенствуют свои технологии и набор сервисов, стараясь предложить самый интересный вариант среди конкурентов», – заключил он.