Разделы

Бизнес Законодательство Кадры Телеком Беспроводная связь Инфраструктура Контент Мобильная связь Цифровизация Внедрения Системное ПО

Российские власти усложняют жизнь телефонным мошенникам. Отправлять SMS во время звонков запретят

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) России выступило с инициативой запретить отправку SMS-сообщения во время звонка. Законопроект разрабатывается с целью помехи злоумышленникам получать личные данные россиян. Предлагаемая мера уже обсуждается с российскими операторами связи. Всего же рассматривается пакет из 30 мер по противодействию кибермошенничеству.

Ограничения для телефонных мошенников

Минцифры России предложило запретить отправку SMS-сообщений во время звонка, об этом пишет газета «Ведомости». Сама мера призвана защитить россиян от телефонных мошенников.

В настоящее время министерство обсуждает инициативу с операторами связи. Предлагается настроить правила на сетях так, чтобы SMS-сообщения приходили после звонка. Это лишь один из способов борьбы с мошенничеством по телефону и в мессенджерах, который прорабатывается регулятором.

Со слов глава Минцифры Максута Шадаева, сейчас в Минцифры России готовят целый пакет из 30 мер по антифроду, которые будут оформлены в законопроект. Это должно снизить риск мошенничества. Например, предотвратить передачу конфиденциальной информации, включая коды подтверждения.

Власти усложнят жизнь мошенникам и запретят оправлять SMS-сообщения во время голосового звонка

Заместитель главы Минцифры Александр Шойтов добавил, что в рамках национального проекта «Экономика данных», который начнет действовать в следующем году, планируется запуск единой системы для противодействия кибермошенничеству.

Новая ИТ-платформа

Злоумышленники используют разные способы для обмана, поэтому Минцифры вместе с Министерством внутренних дел (МВД), Центральный банк России и другими участниками рынка создает ИТ-платформу, объединяющую существующие системы: «Антифрод» для борьбы с мошенническими звонками, «Антифишинг» для защиты от поддельных сайтов, «Мультисканер» для проверки сайтов на вирусы и прочие.

Шойтов рассказал о том, что в борьбе с мошенничеством необходимо консолидировать усилия банков, операторов связи, правоохранительных органов и Центробанка России. Для этого Минцифры с федеральными органами исполнительной власти активно обсуждают создание единой ИТ-платформы по противодействию мошенничеству. Со слов Шойтова, нужно правильно спроектировать облик для этой ИТ-системы, здесь две крайние точки. Первая - это дашборд, то есть на платформе будет собираться общая информация, которая впоследствии будет распределяться между всеми участниками. Вторая - единый ЦЕРТ, который будет комплексно противодействовать мошенничеству.

Упомянутый в Центральном Банке «ФинЦЕРТ» – это центр взаимодействия и реагирования Департамента информационной безопасности, специальное структурное подразделение ЦБ. Согласно сайту Банка России, этот центр лежит в основе системы системы информационного обмена между участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи, системными интеграторами, разработчиками антивирусного программного обеспечения и другими компаниями, работающими в сфере информационной безопасности. В данном случае ЦЕРТ – это аббревиатура от computer emergency response team (CERT), группа реагирования на компьютерные инциденты.

Руководитель «Т-защиты» Олег Замиралов поддержал идею создания ТелеЦЕРТа по аналогии с ФинЦЕРТом. Если гражданин получает звонок от мошенников, зачастую он идет жаловаться в банк. Банки могут передавать информацию в ТелеЦЕРТ. Дальше ТелеЦЕРТ через оператора связи может восстанавливать маршрут звонка, добивать оставшуюся подмену номера. Замиралов объяснил, главное - выявлять не банковских дропперов, а телекомовских, на которых массово оформлены серийные SIM-карты. Эти SIM-карты нужно блокировать не поштучно: как только мы выявляем, что есть такой владелец многих SIM-карт, надо отключать ему доступ у всех операторов связи, пока не пройдет идентификация и разбирательство. Также Замиралов заявил, что помимо этого необходимость ЦЕРТа обусловлена отсутствием показательной статистики по звонкам. Он считает, что внедрение ИТ-системы поможет выявлять недобросовестных игроков, накладывать на них санкции и обмениваться фидами, как в банковском сообществе, так и между операторами связи. Также он предположил, что можно будет не только обмениваться информацией о дропперах, но и защищать жертв в режиме реального времени.

Статистика звонков

В I квартале 2024 г. доля российских пользователей, которым поступали телефонные звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество, увеличилась в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.

По данным приложения Kaspersky Who Calls, в январе–марте 2024 г. подозрительные вызовы поступали 42% россиян. Доля пользователей, которые получали различные нежелательные звонки, спам в первые три месяца, составила 94%.

«Приметой времени в начале 2024 г. в телефонном мошенничестве стало применение в схемах злоумышленников дипфейков: пользователи получали аудиосообщения якобы от знакомых, коллег или руководителей, где их просили помочь или оказать содействие в чем-либо. Мошенники использовали множество легенд, однако цель оставалась одной - похитить собственные и кредитные средства жертвы», - пояснил главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.

По данным «Лаборатории Касперского», среди новых техник злоумышленников — получение одноразовых кодов подтверждения с помощью функции трансляции экрана в мессенджере во время разговора, без использования вредоносного программного обеспечения (ВПО) или программ для удаленного управления устройством.

Антон Денисенко