Спецпроекты

Минкомсвязи придется заплатить «Ростелекому» 314 миллионов по долгам прежнего министра

3014
Бизнес Законодательство Телеком Интеграция ИТ в госсекторе

Команда Минкомсвязи под управлением покинувшего свой пост Константина Носкова оставила новому руководству министерства нерешенную проблему в виде 300-миллионного иска со стороны «Ростелекома», который суд 4 февраля 2020 г. удовлетворил в полном объеме. Подробности дела не опубликованы. У CNews есть версия. Если она подтвердится, то именно такое развитие событий редакция прогнозировала год назад.

Многомиллионное взыскание с Минкомсвязи

Как выяснил CNews, Минкомсвязи по решению суда придется выплатить «Ростелекому» за связь 314,3 млн руб. Резолютивная (без каких-бы то ни было подробностей) часть определения служителей Фемиды опубликована в картотеке судебных решений. «Мы хотим взыскать с министерства оплату за услуги связи», — сообщил CNews представитель «Ростелекома», воздержавшись от иных комментариев на этот счет.

Со своим иском оператор обратился в Арбитражный суд Москвы 5 августа 2019 г. В качестве третьих лиц (к которым конкретные требования не предъявляются) были указаны МВД, ФСБ, Минобороны, Министерство иностранных дел (МИД), Минтранс и подотчетное ему Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Минкомсвязи на момент выхода публикации не смогло ответить на вопросы CNews относительно подоплеки дела и возможных намерений министерства опротестовать судебное решение.

rt600.jpg
«Ростелеком» засудил Минкомсвязи на 314 миллионов

Отметим, что из-за чего бы ни был подан иск, он относится к деятельности Минкомсвязи старого состава — во главе с Константином Носковым, либо его предшественником Николаем Никифоровым. Новый министр связи Максут Шадаев был утвержден в своей должности 21 января 2020 г.

Возможная подоплека

Состав основных участников дела, порядок суммы иск и список третьих лиц позволяют предположить идентичность этого разбирательства с иском, по которому «Ростелеком» в феврале 2019 г. обязал Минкомсвязи расстаться с 464,1 млн руб. Минкомсвязи в попытках обжаловать это решение дошло до Верховного суда, однако и он 4 декабря 2019 г. по факту встал на сторону истца.

Данный иск был подан оператором 1 февраля 2018 г. «Ростелеком» потребовал оплатить выполненные им в 2017 г. работы по поддержке и развитию госсистемы паспортно-визовых документов нового поколения. Контракт на эти работы с оператором заключен не был, но он обязан их осуществлять в соответствии со своим статусом единственного исполнителя в рамках этого проекта, которым его ранее наделил Президент России.

«Отсутствие заключенного государственного контракта само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований», — решили тогда судьи.

Из материалов дела можно было заключить, что последний раз деньги за свои работы «Ростелеком» получил по контрактам с Минкомсвязи за 2016 г. По их истечении Минкомсвязи 30 декабря 2016 г. направило в адрес оператора письмо, в котором просило обеспечить функционирование каналов связи системы с 1 января 2017 г. — «для обеспечения информационно-телекоммуникационного взаимодействия». Позже, 17 апреля 2017 г. министерство направило еще одно письмо с просьбой обеспечивать ИКТ-взаимодействие участников в рамках системы — «в связи с высокой важностью (ее; — прим. CNews) бесперебойного функционирования».

«Несмотря на отсутствие государственных контрактов истец в течение всего 2017 года оказывал услуги, увеличивая объем услуг связи в связи с вводом новых объектов или передислокацией действующих объектов ведомственных сегментов пользователей системы на основании писем Минкомсвязи в связи с обращениями к нему пользователей», — отмечали судьи.

В соответствии со всем вышеизложенным, если предположение CNews об идентичности двух исков является верным, то в новом иске речь видимо идет об услугах «Ростелекома» по описанному проекту в 2018 г.

CNews прогнозировал такое развитие ситуации

Отметим также, что, если предположение верно, то CNews окажется прав в своих прогнозах годичной давности. Разбирая в феврале 2019 г. первое дело, редакция обратила внимание на ремарку в судебных документах, касающуюся того, что «на момент рассмотрения настоящего спора истец продолжает оказывать услуги по обеспечению функционирования и развития системы». Моментом рассмотрения здесь следует считать 17 декабря 2018 г., когда была объявлена так называемая резолютивная часть решения суда — без подробностей.

«В этой связи логичным будет предположить, что при благоприятном для “Ростелекома” исходе данного разбирательства (если обжалования Минкомсвязи ни к чему не приведут), то оплату услуг за 2018 г. оператор также потребует с профильного ИТ-ведомства», — писал CNewsгод назад.

Некоторые дополнения

Концепция рассматриваемой госинформсистемы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения была утверждена распоряжением Правительства России от 15 марта 2005 г. №277-р. «Создание данной системы было обусловлено необходимостью повышения эффективности борьбы с угрозой терроризма и незаконной миграции, а также совершенствования паспортного и пограничного контроля», — пояснялось ранее в документах суда. Для исполнения этой концепции 5 августа 2005 г. было принято распоряжение Правительства № 1156-р.

Назначение «Ростелекома» единственным исполнителем по поддержке, обеспечению функционирования и развитию системы было определено распоряжением Президента России от 4 июня 2011 г. №357-рп. На его основе «Ростелеком» предоставлял (и возможно предоставляет) порты и оборудование узлов доступа для оказания услуг связи объектам системы, принадлежащим ее пользователям.



Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»

Тема месяца

Почему программные роботы стали вдруг так популярны?

В связке с ИИ они способны выполнять контрольные и управленческие функции.