Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Укрощение ТОРО: секреты эффективности НЛМК

Металлургов сложно удивить масштабными ИТ-проектами. Информатизация каждого участка деятельности в отрасли – это обычно уникальный пример, достойный значимого места в истории ИТ. Недавно в этот ряд встал и проект по автоматизации процессов технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) на Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК), выполненный компанией "Астерос Консалтинг". Он был и масштабным, и сложным, но главное – проходил в условиях реорганизации ремонтных служб.

Были прописаны регламенты и настроены сценарии для 30 основных бизнес-процессов централизованного ремонтного подразделения НЛМК. В их перечень вошли "Капитальные ремонты", "Текущие ремонты", "Техническое обслуживание". Консультанты создали и внедрили дополнительные модули для самостоятельной разработки заказчиком проектно-сметной документации, а также интегрировали решение с системой календарного планирования на базе MS Project, использующимся на предприятии.

"В процесс были вовлечены и топ-менеджеры, и конечные пользователи. И на всех уровнях мы получали поддержку. Это помогало оперативно решать все текущие вопросы, избегать простоев. При этом, несмотря на сложность и масштабность стоявших перед нами задач, все они были выполнены в срок и в полном объеме", – подчеркивает Юрий Середин.

Критерии оценки

"Главным результатом проекта стало то, что мы поняли структуру наших затрат на ремонты и техническое обслуживание, выяснили, где найти резервы по их сокращению. Мы увидели всю картину целиком, в разрезе основных производственных переделов и агрегатов", – подчеркивает руководитель Центра ТОиР НЛМК Алексей Осеков.


Процесс масштабной реорганизации ремонтных активов НЛМК затронул более 60 цехов, в каждом из которых до этого была собственная ремонтная служба

Процесс масштабной реорганизации ремонтных активов НЛМК затронул более 60 цехов предприятия (в каждом из которых до этого была собственная ремонтная служба). Прошли обучение и стали постоянными пользователями созданной учетной системы свыше 600 человек, начиная от мастеров по обслуживанию и ремонту и заканчивая руководителями ЦТОиР, финансистами и руководством комбината. Порядка 60 специалистов из объединившихся ремонтных служб были переведены в производственные подразделения. Загрузка ремонтников стала более равномерной и сбалансированной, структура затрат на закупку запчастей и обслуживание – более детализированной. Все это поможет сделать выделение средств на ремонт из бюджета НЛМК предсказуемым и обоснованным. Также проект заложил предпосылки для оптимизации доли ремонтно-профилактических работ в себестоимости выпускаемой продукции, построения действенной системы мотивации занятого в ремонтных работах персонала и повышения степени ответственности за простои оборудования.

В результате проекта качественно решена основная задача, поставленная руководителями комбината, – создать инструмент для автоматизации, оперативного управления и анализа процессов ТОиР. Он позволяет использовать, развивать и тиражировать накопленные на НЛМК лучшие бизнес-практики на качественно новом, современном уровне. Комплексная автоматизация с переходом на инсорсинговую модель соответствует тем общим тенденциям, которые прослеживаются сегодня в металлургической отрасли.

Важной составной частью проекта стало создание гибкого аналитического инструментария уровня enterprise, реализованного на базе SAP BusinessObjects. Более 60 пользователей из числа руководителей среднего звена могут пользоваться аналитическим сервисом, формируя отчеты любой формы по необходимым данным. Им предоставлена высокая степень независимости как от разработчика решения, так и от собственного ИТ-подразделения, что отвечает основным требованиям, предъявляемым сегодня к BI-решениям.

Перспективы ТОРО

Автоматизация ТОиР стала очередным наглядным примером, показывающим последовательность НЛМК в деле повышения эффективности производства. Решение этой задачи было приоритетом №1 для комбината с 2010 года. Именно тогда на предприятии успешно закончилось внедрение системы ERP на платформе SAP, признанное специалистами знаковым событием для всей российской металлургии и отечественной ИТ-отрасли.


В результате проекта качественно решена основная задача, поставленная руководителями комбината, – создать инструмент для автоматизации, оперативного управления и анализа процессов ТОиР.

Основной акцент на НЛМК делают не на достижении разового эффекта от автоматизации, а на комплексе мер по постоянному улучшению показателей эффективности, дальнейшей интеграции лучших мировых практик. Одной из них является "ремонт по состоянию", который позволяет уменьшить затраты на капремонты, гибко планировать и эффективно проводить текущие ремонтно-профилактические работы, снизить совокупную стоимость владения и достичь наилучших показателей по всему комплексу оборудования металлургического производства в целом.

"Сейчас мы видим, как формируются затраты, но у нас нет должных критериев оценки их эффективности. Сформировать эти критерии и внедрить методологию "сценариев будущего" на основе статистических данных нам позволит система мобильного техобслуживания. По завершении этого этапа мы будем оценивать экономические результаты всего проекта, принимать решение о дальнейшем развитии системы и ее интеграции с КИС", – делится планами руководитель Центра ТОиР НЛМК Алексей Осеков.

Антон Степанов / CNews