Разделы

Телеком Безопасность Бизнес Цифровизация Конференции Инфраструктура Внедрения

Транспорт настроен залатать ИТ-дыры и догнать Запад

Транспортная отрасль характеризуется высокой технологической зависимостью. Действительно, своевременная автоматизация, продуманная ИТ-стратегия , правильные и отвечающие всем потребностям участника рынка ИС могут сделать очень много, в том числе - существенно повысить эффективность и предоставить большое конкурентное преимущество. О том, каковы ключевые ИТ-задачи, как поднять уровень безопасности и какие решения сейчас нужны отечественным перевозчикам, говорили участники круглого стола "ИКТ на транспорте: задачи и решения", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Второе актуальное направление – устройства для продажи электронных билетов, которые позволят сэкономить как время пассажиров, так и затраты транспортных компаний.

Ликвидируют ИТ-бреши

Есть области автоматизации транспорта, которые в настоящее время не развиваются или развиваются не так, как должно. О таких ИТ-провалах и современных тенденциях управления транспортировкой говорил Максим Амосов, начальник отдела решений по управлению цепочками поставок и транспортом компании "Ситроникс".

По словам г-на Амосова, одним из ИТ-отстающих секторов является мультимодальный транспорт. В настоящее время все, процессы, связанные с мультимодалом, автоматизированы очень плохо.

15-25% итоговой стоимости товара составляют затраты на логистику. По этой причине любое решение, позволяющее уменьшить это значение, положительно сказывается на суммарных затратах и эффективности экономики в целом.

Все процессы, касающиеся налаживания взаимоотношений между грузоотправителем и грузополучателем, являются очень важным моментом в ИТ-системах. Для повышения эффективности может помочь использование интернета, веб-технологий, портальных средств. ТО же самое актуально для таможни и планирования. В настоящее время уже есть ПО, позволяющее решить эти вопросы. Мировой опыт говорит о том, что использование подобных средств автоматизации позволяет снизить логистические затраты при мультимодале на 5-15%.

Еще одна проблемная отрасль – управление парками подвижного состава – в настоящий момент недофинансирована и недоавтоматизирована. Особенность и сложности сектора заключаются в том, что в России очень много транспорта, есть крупные, распределенные игроки, и чтобы рассчитать оптимальный путь вагонов, необходимо потратить много усилий. Предлагаемый "Ситроникс" подход позволяет существенно сократить затраты в этой области (суммарный кумулятивный эффект – 20%).

Третий сегмент, требующий срочных ИТ-вмешательств, - отслеживание подвижного состава с помощью средств спутникового мониторинга и пр.

Объединят авиаперевозки

Авиаперевозки – отдельный сегмент транспортной отрасли со своими требованиями и задачами. Безусловно, и здесь огромное значение имеют ИТ. О том, какие технологии актуальны для сектора и смогут привнести свежую струю, рассказал собравшимся Антон Колганов, заместитель директора по ИТ "Волга-Днепр-Москва".

Среди актуальных ИТ-задач компании - центр управления воздушными перевозками, реализация инициативы IATO E-freight по электронному оформлению грузоперевозки, внедрение стандарта качества Cargo2000 (также инициатива IATO), внедрение цифровой системы обмена электронными сообщениями между ВС и замлей ACARS, а также Electronic Flight Bag, позволяющий сократить или полностью заменить бумажную документацию в кабине ВС электронными версиями, с предоставлением дополнительных сервисов, обычно выполняемых вручную.

По словам Колганова, самая главная задача, для реализации которой в частности создается центр управления воздушными перевозками, - перейти от управления полетами к управлению перевозками, то есть расширить спектр решаемых вопросов. Другими словами, клиент получает новую услугу под названием "воздушная перевозка", в которую помимо собственно транспортировки входят стадии предполетной подготовки и послеполетного обслуживания. Все это потребует более высокого уровня обслуживания клиентов и безопасности полетов.

Центр управления воздушными перевозками позволит осуществлять передачу знаний и накопление опыта, поскольку все люди, занятые в процессе, будут объединены единым информационнным пространством, а их знания будут доступны любому участнику процесса, который не только находится физически в здании компании.

По данным Колганова, в рамках проекта предполагается создание единого центра управления нештатными ситуациями и предотвращения авиационных происшествий, единого информационного пространства и методологической базы для обеспечения полетов. Кроме того, перед компанией поставлена задача максимально использовать современные прогрессивные ИТ.

Инновационность подхода заключается в том, что в рамках проекта планируется объединить в единое два вида перевозок - чартерные и регулярные – где, несмотря на наличие некоторых общих вещей, процессы строятся по-разному. По словам Колганова, в намерения компании входит реализация концепции "грузового супермаркета".

Следует отменить, что в рамках проекта планируется построить интегрированную ИС, которая будет отслеживать более 1200 показателей. Интересно, что, по оценке Колганова, для чартерных рейсов это значение выросло в разы, а для регулярных – на порядок. Такое большое количество, по словам Колганова, связано с тем, что в авиакомпаниях очень сильно возросли требования к безопасности полетов.

Наладят мониторинг и контроль

Потребности компаний транспортной отрасли в части телематических сервисов - решений по мониторингу и контролю – увеличиваются с каждым днем. Драматически растет и количество механизмов, требующих контроля. Это приводит к тому, что операторы связи расширяют сферу деятельности с точки зрения работы с транспортными компаниями и начинают заниматься новым для них направлением M2M (machine to machine).

По словам Александра Куканова, директора по работе со стратегическими клиентами "Вымпелком", раньше операторы связи выступали исключительно в качестве "трубы", предоставляя услуги передачи данных и их защиты в составе решений по мониторингу транспорта.