Спасут ли авиацию антикризисные ИТ-стратегии?
В период кризиса любой бизнес ищет способы выживания. Конечно, это касается и авиакомпаний. Им особенно нелегко по причине длительного срока окупаемости инвестиций. Облегчить ситуацию поможет грамотная ИТ-стратегия, направленная на увеличение мобильности, совершенствование логистики и экономии во всех сферах. Также необходимо экономить и на самих ИТ.Среди прочих способов экономии средств в этой области можно также отметить ПО с открытым кодом (Open Source), бесплатное программное обеспечение (Freeware), а также «облачные вычисления». Одним из наименее затратных способов сэкономить является исключение программных продуктов с дублирующим функционалом. Это наиболее вероятно в случае объединения авиакомпаний и централизации ИТ-ресурсов. Как видно из графика, расходы авиакомпаний на программное обеспечение занимают одну из ведущих позиций, поэтому сокращение расходов на ежемесячное поддержание и обслуживание софта приносит существенную экономию. В качестве примера можно привести одного из российских авиаперевозчиков, где при тщательном анализе семейства информационных систем было выявлено дублирование десятков функций и типов данных. В результате оказалось возможным отказаться от использования и поддержания двух информационных систем общей стоимостью владения до 1 млн. долл. США.
При внедрении программных продуктов отраслевой направленности (системы размещения ресурсов, планирования расписания, производственные системы) весьма важен опыт авиакомпаний-партнеров либо тех перевозчиков, которые находятся приблизительно на той же стадии внедрения. В этих условиях существенную экономию средств и времени представляет объединение усилий ИТ-подразделений перевозчиков в реализации проектов по внедрению систем. В этой связи к экономии расходов приводят встречи по проблемным вопросам внедрения и эксплуатации, разработка общей базы знаний по продукту, а также совместная организация обучения пользователей.
ИТ-оборудование – лучше в аренду
Затраты авиакомпании на ЦОД, коммуникационное оборудование, автоматизированные рабочие места (АРМ) и офисную технику также представляют значительную часть расходов на содержание ИТ-инфраструктуры. В настоящее время все чаще звучат идеи по поводу аренды дорогостоящего оборудования в дата-центре и передачи оборудования на удаленное администрирование (аутсорсинг) либо размещение собственных, уже приобретенных серверов, ЦОД, на площадке стороннего дата-центра (collocation). Эти меры становятся особенно актуальными в случае объединения авиакомпаний в группы и развертывания единой ИТ–инфраструктуры.
Все больший интерес и внимание завоевывают средства виртуализации отдельных составляющих ИТ–инфраструктуры. Это виртуализация и хранилищ данных, и бизнес-приложений, специализированных информационных систем. Особенно популярными являются идеи консолидации АРМ в ЦОД, размещаемые удаленно. Связь пользователей с ЦОДами осуществляется посредством каналов связи беспроводного соединения через пользовательские терминалы. В данном случае решаются сразу несколько ключевых задач. Во-первых, экономия средств на приобретение персональных АРМ и отсутствие необходимости их массовой замены. Затем, упрощение учета основных ИТ-средств авиакомпании и процессов обеспечения информационной безопасности при доступе и обмене сведениями между сотрудниками компании (все данные хранятся в ЦОД, снижается риск утечки информации на внешние носители).
Однако не стоит забывать о том, что приобретение оборудования и амортизационные расходы также повышают капитализацию предприятия.
Оргструктура и персонал
Оргструктура отдела информационных технологий должна предусматривать наличие позиций, тесно контактирующих с бизнесом, с представителями заказчиков услуг инфраструктуры, информационных систем, и постоянно находиться в диалоге с ними. Именно с этой целью рекомендуется учитывать при возможных сокращениях объем и специфику работ сотрудников ИТ-подразделения, занятых в совместных проектах с бизнесом по внедрению или развитию специализированных информационных систем, отдельных частей инфраструктуры. То же самое касается системных аналитиков и специалистов по описанию бизнес-процессов.
Для объединяющихся авиакомпаний и в условиях централизации ИТ-подразделений в единую службу рекомендуется предусмотреть единые стандарты взаимодействия с бизнесом и предоставления услуг. Как вариант, предлагается выработать внутреннее соглашение о стандартах обслуживания (Service Level Agreement) либо обязательно заключить таковое со сторонней ИТ-организацией в том случае, если руководством принято решение выделить ИТ-подразделения в отдельное юридическое лицо или же отдать ИТ-инфраструктуру на аутсорсинг.
Спад объемов авиаперевозок и глобальные сокращения персонала практически во всех структурах и на всех уровнях приводит к массовым увольнениям и в ИТ-подразделениях. Особенно остро этот вопрос стоит в сливающихся, объединяющихся компаниях. Стоит помнить, что если сокращение персонала после всех принятых альтернативных мер неизбежно, то его следует проводить один раз, чтобы исключить губительную для ИТ-подразделения и компании в целом демотивацию сотрудников и снижение качества работы.
Выход – централизация ИТ
Предложенные меры в части, касающейся каждой составляющей ИТ–инфраструктуры в соответствии с выбранной ИТ-стратегией, можно проводить, ориентируясь на степень интеграции бизнесов объединяющихся авиаперевозчиков и структуру руководства.
Основные источники экономии авиакомпании на содержание ИТ-инфраструктуры
Источник: "Авиационные стратегии и маркетинг", 2009
В любом случае, стратегия централизованного управления информационными ресурсами в виде единой структурной единицы или отдельного юридического лица либо передача информационных технологий в управление на аутсорсинг представляется наиболее эффективной с точки зрения экономии бюджетных средств, максимально динамичного управления изменениями и тесной интеграции с бизнесом.