Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения Кадры

РТЛ: Мы можем продавать наши ИТ-услуги вовне

Иногда бывает так, что компания, изначально далекая от ИТ, приходит к выводу, что на рынке нет решений, удовлетворяющих ее потребностям. И вот начинается процесс разработки своей собственной системы. О том, как это получилось у представителя логистического бизнеса, компании «Российские транспортные линии», рассказал ее генеральный директор Юрий Воронцов.

Система, как я уже говорил, состоит из модулей, которые и определяют ее функционал. Это терминалы для приемки техники, терминалы для приемки оборудования на СВХ, это таможенное оформление, это логистика и планирование, это управление автопарком, это приложение для ведения внутреннего и внешнего документооборота. Все основные модули системы, все ПО — кроме прикладных программ — это наши собственные разработки.

CNews: Используете ли вы в качестве инструмента M2M?

Юрий Воронцов: Конечно. Программный модуль у нас свой, а сами приемо-передаточные устройства — от стороннего разработчика. Мы покупаем прибор, устанавливаем его в машины, причем экономия получается раза в три по сравнению с пакетными предложениями от посредников, инсталлируется он на сервисе, далее реализуется связь данного модуль с программным продуктом, с самой системой — это уже наша задача.

В разных регионах мы используем услуги разных операторов — в зависимости от тарифов. У «МегаФона» хорошие беспроводные решения, где-то мы используем «Билайн», где-то — МТС. Мы как сервисная компания, которая старается поддерживать наилучшие отношения с нашими клиентами, ищем таких же партнеров — проявляющих максимальную гибкость и лояльность.

CNews: Для вас время является критически важным фактором. Расскажите о системах репликации и отказоустойчивости.

Юрий Воронцов: Мы, конечно, стараемся реплицировать многие механизмы. Наши информационные центры построены таким образом, что имеют дублирующие подсистемы, которые 24 часа в сутки делают резервирование, причем это происходит в режиме реального времени. Восстановление запускается моментально.

Таких же возможностей мы требуем и от партнеров. Если это интернет-линии, то их должно быть две, а то и три, и желательно от разных шлюзов. Конечно, бывают форс-мажоры, но мы стараемся по максимуму все предусмотреть.


Юрий Воронцов: Мы думаем сейчас над тем, чтобы развивать наше ИТ-направление, поскольку у нас есть надежная команда профессионалов, готовых решать амбициозные задачи

Если говорить об аналитике, то у наших инженеров тоже есть KPI, есть время реагирования, за которое они должны восстановить ту или иную неполадку. Включение модулей производится каскадом. Основные сервисы, такие как терминалы, таможня — должны функционировать бесперебойно. Даже три минуты простоя системы, когда разгружаются машины, приводят к серьезным проблемам. Мы конечно, можем приостановить разгрузку на эти три минуты. Но тут самое главное знать, что система не работает, потому что когда человек сканирует машины и думает, что эта информация попадает в базу, машины размещаются на терминале, а потом оказывается, что мы не знали, что с ними и где они, мы их уже не найдем. Для предотвращения таких случаев и повышения удобства и скорости работы сейчас во всех устройствах есть обратная связь: это касается и терминалов, и устройств в кабине водителя, чтобы водитель общался не посредством телефона, а с помощью своего внутреннего коммуникатора, соответственно, имея возможность подтверждать заявки, напрямую общаться с системой. Например, подъезжая к терминалу, водитель сообщает системе, что он въехал на территорию периметра, и ИС проследит, чтобы был открыт въезд в ангар, на склад, чтобы машину никто не искал. Если машину готовы принять, водителю приходит СМС: «Заезжайте». Въехав на терминал, он уже не займет чужое погрузочное место, максимально быстро загрузится и максимально быстро уедет.

CNews: Как реализуется работа с персональными данными? Какие механизмы безопасности вы используете в системе?

Юрий Воронцов: По поводу персональных данных. Недавно на федеральном уровне был принят закон о том, что при работе в ПД надо использовать ряд программных средств. Мы как законопослушная компания внедрили у себя эти продукты. Соответственно, любая передача данных программно шифруется. Кроме того, использование тех же стандартных VPN-туннелей, как минимум, отсекает многих потенциальных злоумышленников. Также используется аппаратное шифрование Cisco, что дает надежные гарантии сохранности данных. На самом деле, прецедентов не было, и я надеюсь, что и не будет.

CNews: Какие системы хранения данных вы используете?

Юрий Воронцов: Мы давно ушли от собственных серверных, поскольку уровень бесперебойности, который предоставляют современные ЦОДы, гораздо выше. Тут и вопросы охлаждения, и мощность, и дополнительные интернет-линии. Мы предпочли облачную организацию архитектуры, потому что, во-первых, иначе нереально решить вопросы репликации, а во-вторых, мы стараемся использовать наиболее современные решения. Мы их сначала тестируем, и если приходим к выводу о целесообразности вложений, то начинаем применять.

CNews: Важным активом компании являются ИТ-специалисты. Расскажите о вашей ИТ-службе.

Юрий Воронцов: Можно сказать, что наши выращенные разработчики — это наше конкурентное преимущество, говорящее о том, насколько мы сильны на рынке, о том, что весь сервис в наших руках. И мы стараемся ориентироваться на интересы сотрудников, не привлекаем кого-то со стороны. Максимум, что мы делаем, это отправляем своих инженеров повышать квалификацию, учиться, например, в тот же Oracle.

Специалистов Oracle по-настоящему высокого уровня не много. Наверное, их не всегда надо иметь в штате. Проще пригласить такого человека для консультации, поскольку Oracle очень дружелюбен к своим клиентам.

У нас сейчас построена очень грамотная школа выращивания людей, базовых, в первую очередь, специалистов. Мы берем толковых ребят со студенческой скамьи, и за 2 — 2,5 года они превращаются в хороших программистов. Если человек способен стать из программиста аналитиком и расти дальше, если он может стать из аналитика системным архитектором — мы реализуем все эти возможности. Самое главное, что специфика нашей компании такова, что приходится постоянно ставить новые задачи. Это помогает удержать лучших людей. Одной зарплатой людей не удержишь.

Мы думаем сейчас над тем, чтобы развивать наше ИТ-направление, поскольку у нас есть надежная команда профессионалов, готовых решать амбициозные задачи. Уже сейчас мы имеем портфолио реализованных проектов, нам есть, чем гордиться. Мы можем продавать наши ИТ-услуги вовне, причем нас это очень хорошо характеризует и с точки зрения этики, поскольку мы таким образом «работаем на конкурентов». Но это философия компании, философия нашего бизнеса.

Полина Осокина / CNews