Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Российский рынок ИТ-услуг: тенденции и перспективы

Исследование CNews Analytics показало, что российский рынок ИТ-услуг в ближайшие годы будет активно развиваться. На первое место выйдут консалтинг и аутсорсинг, в то время как доля системной интеграции будет снижаться. Активизируются процессы консолидации: уже сегодня на 10 ведущих поставщиков в России приходится около 80% общего оборота данного сектора рынка.

Лидер роста российского рынка ИТ-услуг – ИТ-аутсорсинг – совокупный оборот этого показателя по 10 крупнейшим компаниям по итогам 2006 года увеличился на 55,3% по сравнению с результатами 2005 года. На втором месте – ИТ-консалтинг, динамика которого в отчетном периоде превысила 43,3%. Примечательно, что венчает тройку лидеров ИТ-обучение – более 43% роста в отчетном периоде. Это обстоятельство легко объяснить невысоким объемом услуг по данному направлению в прошлые годы и возросшим спросом в последние годы. Многие из рассматриваемых компаний открыли у себя специализированные учебные центры, среди которых IBM Learning Services, R-Style Learning, учебный центр ЛАНИТ, мультивендорный демонстрационный центр Verysell и др.

ИТ-аутсорсинг – лидер роста на российском рынке ИТ-услуг
(структура и динамика российского рынка ИТ-услуг*)

*усредненные данные по 10 ведущим компаниям
Источник: CNews Analytics 2006

Примечательно, что развитие ИТ-обучения происходит в разных плоскостях. Это и активное сотрудничество с вузами, которым занимаются R-Style, Техносерв, ЛАНИТ и IBS, и дистанционное обучение в виде обмена информацией между вендорами, интеграторами, клиентами. Проводятся дистанционные обучающие сессии, вебексы, вебинары, видеоконференции.

Эта область активно развивается у Verysell. Компания IBM предлагает множество электронных курсов E-Learning и т.д. Вместе с тем, некоторые эксперты отмечают, что специфика обучения в рамках ИТ-проектов в России такова, что заказчик требует его именно на месте эксплуатации, поэтому некоторые игроки считают, что ИТ-обучение можно эффективно организовать и через субподрядчиков, не создавая у себя специализированных центров.

ИТ-аутсорсинг

Как уже упоминалось, самую высокую динамику на российском рынке ИТ-услуг демонстрирует ИТ-аутсорсинг. Действительно, большинство игроков отмечают это направление как одно из самых перспективных.

Впрочем, эти же эксперты подчеркивают, что до полноценного ИТ-аутсорсинга России еще далеко: это направление делает здесь лишь первые шаги. Вместе с тем, аналитики отмечают, что не в последнюю очередь прибегать к аутсорсинговым проектам заказчику приходится из-за отсутствия и дороговизны квалифицированных кадров. Так, коммерческий директор компании "Открытые технологии" Андрей Гнездилов убежден, что "технические специалисты заказчика должны иметь сертификаты по продуктам и решениям, которые они поддерживают, а обладание ими – это затраты компании на обучение. Не всегда оправдано держать большой штат технических узконаправленных специалистов", – отмечает эксперт. Впрочем, его коллега Александр Антипов, управляющий директор компании "Sterling Интеграция", входящей в ГК Verysell убежден, что "рынок аутсорсинга развивается нелинейно. На западе в 2000-2001 годах многие компании внедряли ERP-системы, используя внешних консультантов. После сокращения ИТ-бюджета они обзавелись своими специалистами, потому что аутсорсинг выгоден на этапе внедрения, но в дальнейшем, на этапе обслуживания, держать своих специалистов накладно. По всей видимости, такая динамика будет наблюдаться и в России: при ухудшении финансовой ситуации часть задач заказчик вернет себе", – подчеркивает г-н Антипов. Впрочем, коммерческий директор компании "Ай-Теко" Константин Чикин уверен, что при любом раскладе "в компании-заказчике всегда будут оставаться сотрудники, которые обладают глубокими знаниями специфических систем, и которых нельзя по каким-то причинам с точки зрения безопасности делегировать внешней организации".

Вместе с тем, некоторые игроки считают, что в силу определенной специфики полноценных масштабных проектов по ИТ-аутсорсингу в России сейчас нет. "В России такие крупные аутсорсинговые проекты, которые есть в мире, например, у IBM и EDS, пока вряд ли могут состояться", – отмечает заместитель генерального директора компании "Крок" Вероника Тараба. Примечательно, что заместитель генерального директора IBM в Восточной Европе и Азии Сергей Яскевич согласен с коллегой: "На сегодняшний день в России нет ни одного аутсорсингового контракта в том понимании, которое вкладывает в понятие аутсорсинга IBM. Ведь аутсорсинг – это не просто взятие на себя функции партнера, который обслуживает какую-то часть ИТ-бизнеса, это взятие всего ИТ-бизнеса вместе с ПО и людьми".

Компании стремятся к идеальному выстраиванию своих бизнес-процессов, снижению затрат и рисков со стороны непрофильных процессов – именно поэтому активно развиваются аутсорсинг и консалтинг. Одно из основных его преимуществ для бизнеса - возможность формирования предсказуемого бюджета на непрофильные процессы, к которым относятся ИТ в большинстве компаний, считает Александр Замятин, директор департамента информационных и телекоммуникационных технологий компании "ТехноСерв А/С". Также, использование схемы аутсорсинга и услуг профессионального поставщика позволяет компаниям значительно снизить риски, связанные с отказами и простоями ИТ-служб. Не последнюю значимость представляет возможность сэкономить ресурсы на содержание собственного штата ИТ-специалистов, не выполняющих функции, которые компания рассматривает в качестве профильных, - комментирует г-н Замятин.

Любопытно, что г-н Яскевич убежден, что аутсорсинговый контракт по определению не может быть сроком на один год, поскольку основа здесь – долговременное сотрудничество. И, как правило, первые 2-3 года являются убыточными для компании. Но, например, Александр Замятин считает, что год – это не проблема: поскольку отношения с компанией долговременные, то год – всего лишь форма работы. Когда компания предоставляет качественные услуги, заказчик заинтересован в продолжении контракта и будет перезаключать так часто, как это необходимо.

Впрочем, несмотря на высокие темпы роста ИТ-аутсорсинга, многие игроки отмечают, что его развитие в нашей стране пока неустойчиво. Достижение критической массы положительных отзывов заказчиков об удобстве и эффективности аутсорсинга – вот тот спусковой механизм, который даст старт действительно крупным аутсорсинговым проектам.

ИТ-консалтинг

Другой лидер роста российского рынка ИТ-услуг – сегмент ИТ-консалтинга, по словам опрошенных CNews Analytics экспертов, развивается в России весьма специфично. "В Советском Союзе услуги были бесплатные, и даже была такая специфическая вещь, как обмен передовым опытом между ведущими специалистами разных предприятий страны, – комментирует Сергей Яскевич. – О консалтинге как о платной услуге, речь идти не могла, поэтому долгое время сохранялся атавизм отношения к нему как к чему-то бесплатному, идущему бесплатным приложением к техническим средствам или ПО. Такая ситуация оставалась очень долго, до начала 2000 года. И где-то на переломе веков, начиная с 2000-2001 года отношение к сервису, к услугам изменилось. Во-первых, они стали востребованы. Во-вторых, заказчики за них стали платить нормальные деньги".

Другой спецификой развития этого направления была ориентированность не на задачи бизнеса, а на задачи потребителя. "Исторически развитие этого направления в России шло от клиента, тогда как на западе – от процессов, – отмечает Александр Антипов, управляющий директор компании "Sterling Интеграция", входящей в ГК Verysell. – Когда, например, потребовалось автоматизировать финансовые вычисление — появились бухгалтерские программы. Дальше возникла необходимость смотреть, что есть на складе — сделали складской модуль. Эти системы объединили – появилась логистика. Западные же системы появлялись, когда бизнес был на полном ходу".

"Национальной" причиной актуальности консалтинга является сложная и разнородная инфраструктура заказчиков, в которую начинались вкладываться деньги 10-15 лет назад и которая дополнялась новым разнородным оборудованием. Эту особенность прокомментировала Вероника Тараба: "ИТ-инфраструктура крупной компании сегодня представляет собой сплав продуктов и технологий разных производителей. В случае, когда внедряется новый ИТ-сервис или просто увеличивается число пользователей системы, может просто не хватить вычислительных мощностей для работы бизнес-приложений. В такой ситуации очень сложно обойтись без экспертов, имеющих глубокую экспертизу, видящих задачу в комплексе и способных спрогнозировать развитие и поведение ИТ-инфраструктуры в целом".

Чертой российского консалтинга является и то, что он "зашивается" в проекты, и критерием выбора компании является ее опыт. Однако, за опыт пока не платят. "Компании стараются заказать инфраструктурное решение у тех, кто имеет необходимую для выполнения задачи компетенцию, - говорит Вероника Тараба, - в этом случае наличие профессионализма и практического опыта уже входят в стоимость этих услуг". Но не только за опыт выбирают компанию. Как отметил Андрей Гнездилов, "важно, чтобы консультанты общались на языке заказчиков и понимали проблематику в этих областях". Сами интеграторы, похоже, понимают, что "проблематикой" стоит заниматься основательно – у 7 из 10 компаний, принявших участие в исследовании, есть отдельные департаменты по ИТ-консалтингу.

Заказная разработка ПО

Стоит отметить, что несмотря на все усилия отраслевых ведомств и различных ассоциаций, развитие направления заказной разработки ПО в России идет достаточно медленно. Более того, некоторые эксперты, причем из компаний с традиционно сильной разработкой ПО, отмечают, что в последние годы это направление начинает у них стагнировать. Впрочем, Андрей Гнездилов убежден, что это направление никуда не денется: "несмотря на то, что есть стандартные продукты, они закрывают лишь какой-то спектр решений. При этом, заказные разработки позволяют этот спектр расширить", – убежден эксперт.

Некоторые эксперты также отмечают, что небольшая стагнация в сфере заказчной разработки ПО характерна скорее для сегмента среднего бизнеса. Так, Алексей Кузовкин считает, что «задача информатизации компаний крупного бизнеса и предприятий госсектора России часто оказывается уникальной даже в мировом масштабе, поэтому, по сути, при реализации подобных проектов приходится создавать мощуню заказную систему, и здесь объем заказной разработки ПО, безусловно, весьма значителен».

Тем не менее, потребление заказного ПО в России очень невелико. Это подтверждает и тот факт, что динамика данного направления выше у тех компаний, которые разрабатывают ПО на заказ для других стран, а не для России. Тем не менее, и отечественные и иностранные поставщики ИТ-услуг стабильно развивают это направление. Так, относительно недавно IBM открыла в России лабораторию, которая занимается разработкой ПО для своих внутренних нужд глобальной компании.

Перспективы

Как отмечает большинство экспертов, принявших участие в исследовании, наиболее динамично развивающимися направлениями российского рынка ИТ-услуг в ближайшие годы будут ИТ-аутсорсинг и консалтинг. Причем, многие эксперты отмечают, что значительный спрос на ИТ-услуги будут формировать региональные заказчики.

Вместе с тем, для выполнения действительно масштабных проектов в области ИТ-услуг от поставщика требуются высокая компетенция и широкая экспертиза по самым разным направлениям. При этом многие эксперты отмечают, что возможности для органичного роста здесь уже практически исчерпаны, поэтому в ближайшие годы неизбежна консолидация российского ИТ-рынка. Генеральный директор IBS Сергей Мацоцкий также убежден, что "тенденция к консолидации имеет место быть, однако скорее будут формироваться так называемые центры кристаллизации".

Итак, можно попытаться спрогнозировать будущую "картинку" российского рынка ИТ-услуг. На рынке хорошо представлены как западные, так и российские игроки. Динамично развиваются обучение, консалтинг и, особенно, ИТ-аутсорсинг. Разработка ПО и системная интеграция имеют стабильный рост. В отраслевом разрезе по-прежнему на первом месте госсектор, за ним – нефтегаз, финансы, промышленность и телеком. Очевидно, что доля ИТ-услуг в обороте ИТ-компаний будет стремительно увеличиваться, а рынок становиться все менее "железным" и все более сервисным.

Олег Шадрин / CNews

Учебный центр CNews, курс: «Разработка корпоративной ИТ-стратегии» 28.05-29.05