Спецпроекты

Оптимизация ИТ-инфраструктуры: как это делают EMC, "МегаФон" и другие

Интеграция Конференции Инфраструктура ИТ в банках
29 мая в Москве прошла конференция CNews Analitics и CNews Conferences, посвященная инновациям и трендам в оптимизации ИТ-инфраструктуры предприятий. Встречи участников этого рынка давно стали традиционными, и от одного мероприятия к другому можно наблюдать, как меняются основные тенденции.

"Сбербанк" построил и запустил собственный мега-ЦОД в Москве, являющийся ядром обработки данных для всей структуры банка. Об этом интереснейшем проекте, давно привлекающем внимание ИТ-общественности, рассказал Сергей Пегасов, управляющий директор блока ИТ. Это первый ЦОД такого уровня, построенный в России для нужд финансового сектора. Общая площадь машинных залов, вмещающих 2000 серверных стоек, превышает 5000 квадратных метров. Уровень надежности системы – 99,982%, что означает не более 1,6 часа простоя в год. Наличие резервных каналов питания (ЦОД потребляет 20МВт) и дублирование систем хранения позволяет проводить многие операции, включая замену оборудования, в горячем режиме.

Что же дало банку введение в эксплуатацию такого ЦОДа? С финансовой точки зрения, это снижение совокупной стоимости владения ИТ на 500 млн долл в год, начиная с 2015 года. С точки зрения ИТ, все процессы управления и эксплуатации инфраструктуры оказались консолидированы в одном месте, что значительно повышает их гибкость и надежность. Кроме того, ЦОД построен с использованием технологий, минимизирующих вредное воздействие на окружающую среду.

В 2012 году планируется запустить второй ЦОД в Сколково, и "Сбербанк" будет обладать самой совершенной системой хранения и обработки данных в финансовом секторе.

То, что не вывести в "облака"

Три доклада позволили взглянуть с разных сторон на проблему, которая всегда остается актуальной: оптимизация затрат на печать. Михаил Хургес, представитель компании "Сервис-Директ", непосредственно занимающийся оптимизацией процессов печати, рассказал об общих проблемах и структуре предложений в этой сфере, а Андрей Водолазский, начальник отдела системного администрирования НПО "Наука" – о собственном опыте модернизации системы печати в крупной государственной организации. Андрей Герасимов, начальник отдела ИТ компании "Мир Детства", в свою очередь рассказал об успешно проведенной оптимизации печати как об одном из участков проекта по общей оптимизации ИТ-инфраструктуры компании.

Во многих организациях система печати используется так, как это "сложилось исторически": "зоопарк" принтеров, небольшое количество сетевых устройств, несколько обслуживающих компаний и отсутствие бюджета на модернизацию. Между тем, печать – один из самых затратных участков в жизненном цикле документов.

С этим и столкнулось ИТ-руководство НПО "Наука". 300 принтеров, находящихся у них в эксплуатации, оказались практически неуправляемой системой. ИТ-специалисты рассчитали, что внедрение новой системы печати позволит в течение трех лет сэкономить до пяти миллионов рублей, однако их проект не нашел поддержки из-за больших единовременных затрат. Такая ситуация, увы, типична.

Что может предложить компания - аутсорсер печати? Чаще всего – перенос печати на производительные сетевые устройства. Скорость печати значительно возрастает, а стоимость копии может упасть в два-три раза. Эти устройства могут находиться в лизинге, что заметно снижает затраты клиента. Кроме того, эксплуатацией, обслуживанием, модернизацией системы печати занимается одна компания, что повышает надежность всей системы и делает ее более прозрачной.

В компании "Мир детства", производителе детских товаров, к оптимизации ИТ- инфраструктуры подошли комплексно. Были виртуализированы все business-critical приложения, многие процессы отданы на аутсорсинг, в их числе – печать. В итоге, значительно сократились затраты на расходные материалы и ремонт, а также на хранение и утилизацию использованных расходников.

Без почты – никуда

Какие бы информационные технологии не использовались в бизнесе, от своевременной доставки отваров и корреспонденции зависит само существование бизнеса. Сергей Лапин, первый заместитель генерального директора "СПСР-Экспресс", рассказал о создании ИТ-инфраструктуры крупнейшего оператора доставки. Компания поставила перед собой задачу предоставить заказчикам одинаковый уровень сервиса вне зависимости от того, в какой точке России они находятся. На сегодня она имеет 200 филиалов по России, обслуживает более 4 тыс. населенных пунктов и ежедневно пропускает через свою логистическую систему до 60 тонн грузов. Компанию выбрали своим оператором доставки крупнейшие интернет-магазины, поэтому уровень сервиса и его бесперебойность особенно важны.

Для создания единого информационного пространства компании было разработано типовое инфраструктурное решение для филиала, при создании которого широко использовалось программное обеспечение open source. Большая часть ИТ-процессов была централизована: организация связи и доступа в интернет, поддержки и обслуживания. Кроме того, контакт-центр компании был вынесен в Смоленск, что снизило затраты на его эксплуатацию. Система продолжает развиваться, но уже сегодня понятно, что основная цель достигнута.

Области разные – подход один

То, что оптимизация и развитие ИТ-инфраструктуры подчиняются одним и тем же законам, было видно на примере докладов из совершенно разных областей.

Юрий Зеленков, директор по информационным технологиям НПО "Сатурн" ("Объединенная двигателестроительная корпорация"), рассказал о подходе к построению гибкой ИТ-инфраструктуры, отвечающей требованиям динамичной предметной области. Одной из задач, стоявшей перед руководством компании, было сокращение продолжительности проектирования двигателей. Ключевыми моментами, позволившими успешно справиться с этой проблемой, был вывод большей части проектирования на субподряд (фактически, аутсорсинг) и создание виртуальной среды проектирования, в которой ресурсы рабочих групп используются наиболее эффективно.

Группа "Полюс-Золото", крупнейшая российская золотодобывающая компания, столкнулась с ситуацией, нетипичной для многих других компаний. Руководитель службы ИТ Василий Долгов рассказал, что предприятия группы расположены за Уралом, в местности со сложным рельефом, где качественная связь и квалифицированные ИТ-сотрудники по сей день остаются проблемой. Для нормальной, управляемой эксплуатации ИТ-инфрастркуктуры группы сервисная часть ИТ была выделена в отдельную компанию, базирующуюся в Красноярске. По сути, сервис и эксплуатацию вывели на аутсорсинг.

Павел Литвинов, директор департамента ИТ "Независимой лаборатории «Инвитро»", поделился с участниками опытом оптимизации процессов управления инфраструктурой в распределенной компании, имеющей множество небольших точек присутствия в российских городах. В "Инвитро" упор был сделан на создание единой многоуровневой службы поддержки, имеющей инженеров в местах присутствия компании. Централизованный прием и распределение заявок пользователей позволил внедрить превентивный подход к обработке инцидентов, снизить затраты на ИТ и повысить надежность системы в целом.

Антон Хавторин / CNews


Презентации участников конференции

Презентация Попова Мария, старший аналитик CNews Analytics
Презентация Ирз Денис, директор департамента новых технологий и проектов Столичного филиала МегаФон
Презентация Серов Денис, руководитель направления технического консультирования EMC
Презентация Пегасов Сергей, управляющий Директор блока Информационных Технологий Сбербанка России
Презентация Хургес Михаил, директор по развитию ServiceDirect
Презентация Водолазский Андрей, начальник отдела системного администрирования НПО "Наука"
Презентация Лапин Сергей, первый заместитель Генерального директора СПСР-ЭКСПРЕСС
Презентация Зеленков Юрий, директор по информационным технологиям НПО "Сатурн"
Презентация Долгов Василий, руководитель службы ИТ, Полюс Золото
Презентация Литвинов Павел, директор департамента информационных технологий, "Независимая лаборатория «Инвитро»"
Презентация Емелин Дмитрий, заместитель Директора Департамента сопровождения ИТ-инфраструктуры СК «Альянс»
Презентация Герасимов Андрей, начальник отдела ИТ, Мир детства
Презентация Козлов Михаил, консультант по развитию технологического бизнеса и оценке эффективности использования информационных технологий для бизнеса DevBusiness.ru
Презентация Скачать все презентации (архив)

Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Точки роста

BIM в России. Что его стимулирует, а что — тормозит

Информационное моделирование приходит в строительную отрасль.