Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения Маркет

Олег Симаков: Основной вариант для России – это отраслевой SaaS

На вопросы CNews ответил Олег Симаков, ИТ-директор МИАЦ РАМН.

Что происходит у нас? До недавнего времени 8,5 тыс. учреждений работали в системе ОМС, еще около 2 тыс. финансировались из бюджета РФ или бюджета субъекта. Из этих 10,5 тыс. - менее 6 тыс. амбулаторных учреждений и около 4,8 тыс. стационаров, где тоже могут быть амбулатории. Каждый стационар – это не одно здание, а кампус из нескольких зданий, часть из которых может быть удаленными. Количество далеко расположенных филиалов может достигать 10–12 тыс. Итого получается около 22–25 тыс. точек, куда надо привести каналы. Плюс к этому 46 тыс. ФАПов, примерно 2 тыс. частных лечебных учреждений. Таким образом, мы имеем около 70 тыс. точек, куда надо привести каналы. Это сопоставимо по масштабам со школьным проектом, в ходе которого 56 тыс. школ было подключено к интернету.

Таким образом, везде, где есть ФАП, есть и школы, т.е. каналы связи имеются, но их пропускная способность 256–512 Кбит/с. Но нам требуется уверенный прием, а, следовательно, и куда большая пропускная полоса. Ели мы говорим о том, чтобы обеспечить 60 Кбит/с. на каждое рабочее место, то надо учитывать, что сегодня существует примерно 330 тыс. рабочих мест. На будущее нам надо обеспечить 500-700 тыс. рабочих мест. Умножив это число на 60 Кбит/с и … боюсь, что ресурса связи страны для того, чтобы свести эти потоки в единый федеральный ЦОД не хватит. Учитывая вышеизложенное, я - сторонник многоуровневых "облаков". Если мы не будем каждый раз при приеме больным таблетки в стационаре сигнализировать в Москву, то сможем по ряду направлений уменьшить необходимую емкость каналов раз в десять.

Безусловно, разработанную концепцию надо внедрять. Но для того, чтобы предусмотреть все нюансы, которые могут возникнуть в процессе ее реализации, надо опираться на зарубежные облачные практики. Прежде всего, на американский и английский опыт. Мне могут возразить, что английский проект был очень неудачным. Но, во-первых, им удалось наладить процесс построения двухуровневой системы: национальной и систем графств, которые фактически соответствуют нашим регионам. Во-вторых, опираясь на качество каналов связи и их дублирование, они разрабатываю "облака". Там, где возникают проблемы, одновременно с ними создаются локальные вычислительные ресурсы в учреждениях. Я думаю, что такой компромисс позволяет найти оптимальное решение.

CNews: Для каких задач было бы оптимально использовать различные облачные решения (SaaS, PaaS, IaaS) в медицинских учреждениях России?

Олег Симаков: PaaS – это инструмент скорее для разработчиков, чем для конечных пользователей. IaaS - для тех, у кого есть свое программное обеспечение, и они размещают его на выделенных серверах. Все-таки для России основной вариант – отраслевой SaaS.

Но если мы откроем Википедию, то мы увидим, что SaaS – это не технологическое решение, а способ оплаты аренды программного обеспечения. На мой взгляд, мы должны обсуждать нечто другое – удаленно предоставленный сервис, а не способ аренды или оплаты. Для медицинского учреждения, по большому счету, не имеет значения, где расположена инфраструктура, если она эффективно работает. Поэтому, на мой взгляд, надо вести разговор о технологии удаленного облачного предоставления сервисов обработки информации.

CNews: Каких именно облачных решений, на ваш взгляд, сегодня больше всего недостает?

Олег Симаков: Последнее время мы сосредоточивались на web-интерфейсах, которые на сегодняшний день для здравоохранения – не идеальный вариант. Имеет смысл обратиться к новейшим web-технологиям, типа html-5, и реализовать с их помощью ту же функциональность, которая была в "толстом клиенте". Или признаться, что этого мы не сумели сделать, и уйти к "толстым клиентам".

Но кто заплатит за терминальный доступ? Лишние 6 тыс. рублей на каждый компьютер могут себе позволить только американцы, поскольку у них другая ценовая политика в здравоохранении. Поэтому нам есть куда стремиться, и есть, где применять инновации.

CNews: Какие факторы могли бы, на ваш взгляд, стимулировать распространение облаков в России?

Олег Симаков: Надо проводить политику, которая бы стимулировала медицинский персонал применять новые технологии. Я имею в виду не финансовое стимулирование, как в США. Там последние 4–5 лет частных врачей и клиники стимулировали, если они сдавали истории болезней в электронном виде. Не знаю, о какой сумме шла речь для крупных стационаров, но частно практикующим врачам выплачивали 2 тыс. долларов в год. Наверное, это не очень большая сумма. Но со следующего года с них будут брать 2 тыс. долларов, если они не сдадут истории болезней в электронном виде. Получается, сначала пряник, потом кнут. Уверяю вас, не потерять 2 тыс. долларов даже для достаточно богатых людей – хороший стимул.

Я думаю, мы можем использовать другие стимулы. Во-первых, сейчас оплата за оказанные медицинские услуги осуществляется после предоставления информации в электронном виде по прямым каналам в страховую компанию или в Фонд обязательного медицинского страхования. Реестр счетов надо заполнять из единого ресурса, где бы он ни был – в федеральном или региональном ЦОДе. Таким образом, учреждение должно не сдавать отчеты физически в Фонд обязательного медицинского страхования, а формировать этот отчет из электронных медицинских карт пролеченных больных, которые размещены в "облаке". При этом карты могут быть деперсонализированы, потому что Фонду обязательного медицинского страхования, если процесс лечения укладывается в стандарты оказания медицинской помощи, важнее получить страховой номер, а не узнать фамилию больного. Персонификация требуется только в том случае, если происходят врачебные ошибки и надо их анализировать, общаясь с пострадавшим. Во всех остальных случаях вопрос защиты информации можно решать другим образом.

Сегодня эксперты Фонда обязательного медицинского страхования оценивают качество предоставления медицинских услуг в страховых компаниях. Но это несвойственная для них функция, ведь Фонд – финансовое учреждение. Зачем ему медицинские данные? Предоставление финансовой информации для него и страховых компаний из "облака", на мой взгляд, гораздо эффективнее и позволит отказаться от лишних каналов связи.