Разделы

Цифровизация ИТ в банках Маркет

Облачные АБС: на пороге перемен

Облачные технологии проникают в нашу жизнь все стремительней, для заказчиков их преимущества становятся очевидней. И даже столь консервативные по своей природе учреждения, как банки, начинают избавляться от привычных страхов и выносить свою ИТ-инфраструктуру на внешнее обслуживание.

Почему же, несмотря на все очевидные "плюсы", банки не торопятся переносить свои АБС в облака? Причин тому, как всегда, несколько. Первая – это известная консервативность банков, которые несут повышенные обязательства за сохранность денег клиентов, своих собственных денег и деловую репутацию. Однако практика показывает, что на самом деле подобные страхи необоснованны. "Поставщики облачных услуг располагают более широкими возможностями для реализации всех необходимых мер безопасности, нежели кто-либо другой. Мы  гарантируем нашим клиентам комплексную безопасность данных на основе лучших мировых практик, в том числе соблюдение требований закона о защите персональных данных, резервное копирование и т.д.", – аргументирует свою позицию Андрей Фомичев.

Еще одно распространенное заблуждение связано с уверенностью многих банкиров в том, что никто не может знать их бизнес лучше, чем они сами, а потому передача ИТ-инфраструктуры на внешнее обслуживание может повредить бизнесу. В реальности же все обстоит ровно противоположным образом.

И все же главным сдерживающим фактором является сложность экономического обоснования перехода к облачным вычислениям. Многие банки уже потратили время и значительные средства на создание внутренней инфраструктуры, которая нормально функционирует и соответствует текущим потребностям. Для того же, чтобы коренным образом что-то менять, нужны веские причины. Задачу еще больше осложняет отсутствие единого каталога услуг и единых параметров производительности, понятных бизнесу. Это делает практически невозможным корректное сравнение предложений разных провайдеров.

Большой вопрос

Помимо этого, далеко не все эксперты согласны с тем, что облака – это дешевле. Согласно опросу издания CIO Insight, 55% компаний при переходе к "облакам" отмечают рост затрат на виртуализацию, 50% – на информационную безопасность и еще 50% – на сетевое оборудование. Ни по одной из рассмотренных 23 статей ИТ-бюджета процент респондентов, у которых затраты сократились, не превысил долю тех, чьи затраты возросли.

Риски возрастают и тогда, когда нет уверенности в надежности поставщика облачных услуг. Не все российские интеграторы пока владеют методологией и опытом реализации масштабных проектов и в прямом сравнении с западными компаниями во многом проигрывают. Тем не менее успешные кейсы есть, и их число растет. То, что казалось невероятным вчера, сегодня становится реальностью. Банки начинают переносить свои системы в облака. Нас ждут большие перемены.

Пионеры прокладывают путь

Как правдиво отмечает Андрей Фомичев, многие CIO уже могут поделиться своим опытом по созданию частных облаков. Реальный же рыночный спрос на публичные облака появится лишь тогда, когда будут прецеденты. Представляется, что в первую очередь в переходе на облачную модель будут заинтересованы банки, которые планируют осуществить рывок в модернизации своей инфраструктуры либо создают ее "с нуля".

Экономически эффективная модель аутсорсинга основной банковской системы реализована в "Старбанке". Она предусматривает доступ к реальным данным банка и оплату по факту использования лицензируемых компонент. Поставщиком услуг выступил давний партнер банка – компания ЦФТ. В рамках проекта был решен целый комплекс специализированных задач: поддержка интернет-банка Faktura.ru, процессинг международных карт "КартСтандарт", прием платежей по "Системе Город", а также предоставление услуг технологического аутсорсинга.  Заказчик получил в свое распоряжение два ЦОДа, call-центр, широкополосный защищенный интернет-канал, Help Desk, Service Desk и собственные независимые службы контроля и безопасности, организованные аутсорсером.

Важно, что провайдер несет ответственность не только за текущую эксплуатацию системы, но и за последующее развитие функциональности, тестирование новых версий системы, внесение обновлений раз в месяц и устранение обнаруженных недочетов. Реваз Бухрадзе, заместитель председателя правления "Старбанка", доволен результатами проекта: "Прежде всего, банк получил готовую технологическую платформу для основной банковской системы. Но это не все – благодаря обращению к услугам внешнего поставщика, мы имеем доступ к масштабной фронтальной инфраструктуре, которая позволяет сконцентрировать усилия на развитии приоритетного для нас розничного бизнеса и оперативном создании розничных банковских продуктов".

Провайдер подчеркивает, что этот проект – не единичный. Банки проявляют большой интерес к новой услуге. Стандартный договор предполагает перенос АБС заказчика во внешнюю ИT-инфраструктуру (в ЦОД аутсорсера), в состав которой входят не только виртуальные вычислительные мощности, но и элементы обеспечения информационной безопасности: контроля доступа, аутентификации, средств отказо- и катастрофоустойчивости. Интегратор размещает при этом на своих мощностях  собственный программный продукт для автоматизации деятельности банков. Таким образом, заказчики могут сами выбрать, какой вариант для них предпочтительней – традиционный, когда они покупают продукт, или облачный – когда он предоставляется как сервис.

Эксперты отмечают, что рынок явно смещается в сторону полного аутсорсинга. Если раньше на внешнее обслуживание передавали отдельные части ИТ-инфраструктуры, то сейчас – приложения в целом. А увеличение количества подобных проектов приведет к качественному изменению расстановки сил – конкурентные преимущества получат те игроки банковского сектора, которые успели "заскочить в отправляющийся поезд" первыми. Остальным придется догонять.

Вера Семушина