Разделы

Цифровизация Инфраструктура Маркет

Как МТС превращает свою инфраструктуру в частное облако

Крупнейший российский и один из крупнейших мировых операторов связи – МТС находится на пути трансформации своей бизнес-модели от провайдера голосовой связи к предоставлению целого спектра цифровых конвергентных услуг нового поколения. Проект по внедрению передовой архитектуры виртуальных рабочих мест – VDI, реализуемый совместно с компанией Hewlett Packard и на ее технологической базе, призван ускорить этот процесс. Константин Яковлев, системный архитектор департамента тестирования и развития ИТ-инфраструктуры МТС, рассказал о специфике выполнения данного проекта, а также коснулся общей ситуации на рынке телекоммуникаций и обрисовал спектр услуг, обещающих стать наиболее популярными в ближайшем будущем.

Что касается мобилизации по схеме BYOD (англ. Bring your own device – принеси свое собственное (мобильное) устройство), то, на мой взгляд, основным препятствием, тормозящим ее распространение, остается необходимость установки на пользовательское устройство специальной управляющей программы – MDM (англ. Mobile device management – управление мобильным устройством). По моим наблюдениям, мало кто из сотрудников согласится установить на свой смартфон или планшет программу, существенно ограничивающую функциональность гаджета, приобретенного за личные деньги для использования в личных целях.

Поэтому мне видится гораздо более перспективным использование других технологий, например, основанных на использовании шифровального контейнера. Такой виртуальный контейнер запускается на пользовательском мобильном устройстве только на время работы с корпоративной программой, а при использовании гаджета в личных целях находится в «спящем» режиме и никак не проявляет себя: все остальные приложения прекрасно работают, и никто не накладывает на владельца гаджета никаких ограничений. По всей видимости, такая идея в большей степени встретит одобрение сотрудников. В настоящее время МТС рассматривает планы предоставления систем мобилизации своим корпоративным пользователям. «Бум датацентров» и повсеместный перенос вычислительных мощностей пользователей в ЦОДы также рассматривается нашей компанией как перспективный тренд. Наш вновь отстроенный ЦОД предназначен как для собственного использования, так и для обслуживания коммерческих заказчиков. Изначально мы планировали развивать на его базе услуги по сдаче в аренду стойко-мест для размещения пользовательского оборудования в защищенном периметре (collocation). Однако в данный момент нам также кажется перспективным оказание на его основе облачных услуг по схеме IaaS.

Думаю, спросом будут пользоваться и те, и другие услуги в зависимости от заказчика. Что касается целевых категорий клиентов, то, на мой взгляд, наибольшую заинтересованность в таких сервисах проявят малые и средние компании. Крупные же корпорации, скорее всего, предпочтут использование собственных центров обработки данных.

Бизнес-аналитика и большие данные могут стать новым источником доходных проектов. В качестве примера коммерческого использования BI-технологий операторами связи в ряде стран можно привести продажу различных статистических данных рекламным или розничным компаниям.

CNews: Существовала ли виртуализация рабочих мест в МТС до реализации проекта с НР? Если да, то какая система использовалась и по какой причине было принято решение ее заменить или модернизировать? Какие ключевые факторы влияли на выбор поставщиков?

Константин Яковлев: МТС использует виртуализацию на базе VMware с 2005 года. Серверы HP в МТС начали активно использоваться 2 года назад. Мы проводим большие тендерные процедуры на заключение рамочных договоров поставки различных элементов инфраструктуры (системное ПО, сервера, дисковые массивы, сетевое оборудование). В частности, был проведен совместный тендер с компанией Vodafone на поставки серверного оборудования. В этом тендере победила компания HP.

К моменту старта проекта внедрения VDI на тендерной основе были также выбраны поставщики таких инфраструктурных элементов, как дисковые массивы, гипервизор и VDI-брокер. Основными критериями выбора во всех наших тендерах выступают технологические возможности предлагаемого решения, его надежность и, конечно, цена. В итоге можно сказать, что мы выбираем поставщиков по наилучшему показателю соотношения цена/качество.

CNews: В каких ситуациях, для каких компаний, на Ваш взгляд, целесообразно внедрение VDI?

Константин Яковлев: Как показывает наш опыт расчета бизнес-кейса для проекта VDI, реализация подобных проектов имеет смысл в крупных компаниях, которые ежегодно производят обновление, модернизацию или замену большого числа ПК на рабочих местах и оперируют большим числом лицензий на ПО для конечных пользователей.

Также достаточно очевидным является применение технологий VDI для крупных, функционально однотипных подразделений территориально разобщенных корпораций (контакт-центры, офисы продаж, типовые отделения банков и т.д.).

CNews: С какими основными сложностями вы столкнулись при внедрении и «тонкой доводке» элементов архитектуры VDI?

Константин Яковлев: Мы столкнулись с некоторыми техническими затруднениями, связанные с переводом на работу в виртуальной среде наших офисов продаж. Казалось бы, это типовое массовое подразделение, и ему самое место на «тонком клиенте». Однако, в реальности офисы продаж работают с большим количеством разнообразного торгового оборудованием, к которому в первую очередь относятся кассовые аппараты, сканеры штрих-кодов, терминалы для процессинга кредитных карт и МФУ для печати.

Сложность состоит в том, что это разнородное оборудование общается между собой и с системой посредством собственных протоколов и драйверов. Основная задача на сегодняшний день – «научить» все это оборудование общаться между собой через ЦОД и поддерживать работу с «тонким клиентом». На это у нас пущены основные усилия, т.к. этой осенью мы планируем запустить полноценно работающую систему для офисов продаж.

Впрочем, в любом проекте по внедрению VDI возникают те или иные сложности с проприетарным периферийным оборудованием, которое подключается не напрямую в сеть, а через «тонкий клиент». Если для настольных принтеров и сканеров эти проблемы в той или иной степени уже решены вендорами, то для таких устройств, как касса и пин-пад, готового решения нет, и его приходится изобретать на лету.

CNews: Какой процент рабочих мест охвачен виртуализацией, существуют ли планы по расширению проекта?

Константин Яковлев: Сейчас мы находимся в самом начале пути. В настоящий момент у нас виртуализовано и оснащено «тонкими клиентами» около 4,5 тыс. рабочих мест из 32 тыс. Это пока лишь избранные подразделения по всей стране. Они сосредоточены в точках, где расположены контакт-центры, где работают операторы, бухгалтеры и т.п. – именно с этих подразделений началась виртуализация.

Следующая волна накроет наши точки розничных продаж, это произойдет уже нынешней осенью. А всего за 4 года мы планируем виртуализовать не менее 90% от всех рабочих мест МТС в России. В это число включены практически все рабочие места фронт- и бэк-офиса, которые в принципе можно виртуализовать, включая рабочие места высших руководителей компании.

Имеются также планы по тиражированию решения на МТС в Украине и на МГТС.

CNews: Прогнозировалась ли эффективность внедрения архитектуры VDI? Достигнуты ли запланированные показатели эффективности?

Константин Яковлев: Конечной целью проекта по внедрению VDI, как и большинства подобных проектов, является снижение расходов. Экономическая эффективность внедрения планировалась и подробно рассчитывалась на стадии подготовки к проекту. Финансовая модель была просчитана и выверена совместно с финансовым подразделением МТС, которое дает свое «добро» на реализацию проекта, убедившись, что проект действительно доходный.

Как и любой проект, внедрение VDI с одной стороны характеризуется затратной частью, а с другой – последующей экономией. Баланс этих составляющих положителен, т.е. снижение затрат на ПК, электроэнергию, администрирование, количество необходимого персонала и т.д. – все это в совокупности перевешивает затратную часть и дает существенную экономию.

Конкретным примером такой экономии может служить разница в закупочных ценах на ПК, использующиеся на рабочих местах сотрудников при классической архитектуре, и на «тонкие клиенты», устанавливаемые вместо них по мере внедрения VDI. В наших закупочных ценах стандартный массовый ПК стоит в 2,5 раза дороже, чем массовый «тонкий клиент». При оснащении такими клиентами всех 32 тыс. рабочих мест экономия будет очень существенной. Кроме того, срок службы тонкого клиента примерно вдвое дольше аналогичного показателя у классического ПК.

На предпроектном этапе планировались также и качественные эффекты – в частности, возросшее удобство работы с системой и уже упомянутая выше открытость системы для мобильного доступа.

CNews: Какие крупные ИТ-проекты запланированы на текущий и следующий годы?

Константин Яковлев: Прежде всего, это продолжение проекта VDI. В ближайшие планы входит также построение новых ЦОДов, выход на рынок публичных облаков, завершение объединения биллинговых систем фиксированной и мобильной связи.