Разделы

Цифровизация Большие города Инфраструктура

Из грязи в князи: как правительство Британии стало электронным

Россия едва ли не на первом месте среди стран Европы по числу нареканий руководства в отношении формирования электронного правительства. Но вот рейтинг его реализации у нас существенно ниже. В то же время лидеры по внедрению новых технологий в государственном управлении продолжают наращивать потенциал. Великобритания готовится создать новый порядок для "старого света". Полный текст статьи опубликован в апрельском номере журнала CNews.

Госструктуры Британии входят в число самых крупных клиентов ИКТ-вендоров. Из федерального бюджета тратится около 16 млрд евро в год на технологии, на долю которых приходится 4,6% общих государственных расходов. При этом Microsoft поставляет всего 19% программного обеспечения, используемого в публичном секторе. Совокупный расход на ПО в 2009 году составил 1,76 млрд фунтов.

Расходы на ИКТ в публичном секторе Великобритании, 2009

Источник: Government ICT Strategy, 2010

Как уже было сказано, архитектура электронного правительства в Великобритании не централизована в полной мере. Для удобства посетителей там функционируют три службы: Directgov, обслуживающая граждан, Businesslink, предназначенная для нужд бизнеса и NHSchoice, сконцентрированная на вопросах здравоохранения. Находятся все три системы на технологической платформе от Microsoft, которая отвечает еще и за совершение транзакций, аутентификацию и безопасность.

Для доступа к каждому из ресурсов необходимо пройти процедуру авторизации. Она дает возможность получить доступ к государственным услугам и делает легитимными транзакции пользователя в сети. Авторизация устроена по принципу tell us once – "скажи один раз". Это означает, что после однократной регистрации, информация о новом пользователе становится доступной каждой из подключенных к шлюзу систем и ведомственных баз данных. Отдельные сервисы требуют дополнительных данных о пользователе и чем сложнее сервис, тем больше необходимо заполнить регистрационных полей.

Навигация по Directgov

Всего на портале Directgov размещена 171 услуга: 124 из них предоставляют органы исполнительной власти и 47 – муниципальные. Помимо государственных услуг в привычном для россиян понимании – направления заявления и пакета документов – британским пользователям доступны многочисленные консультационные сервисы, а также возможности поиска необходимой информации и прямых коммуникаций с государственными служащими. Очень популярны сервисы отдельной от Directgov среды – NHSchoice, посвященной здравоохранению, где предусмотрены пошаговые действия в случае заболевания, возможности отправки запросов в медучреждения и получения советов врачей. Ресурс был отделен от традиционных государственных услуг, потому что так удобнее пользователю.

Пошаговый принцип изложения информации характерен для британских государственных ведомств, это своеобразный стандарт. В нормативных документах он называется check list (контрольный лист), в котором последовательно описаны все требования к юридическому или физическому лицу при обращении за государственными услугами. Применяются контрольные листы и в надзорной деятельности. Среди трех самых популярных услуг по состоянию на январь 2010 года оказались сервисы Департамента таможенных сборов и доходов Ее Величества Королевы (оригинальное название налоговой службы Великобритании).

Услуги, оказанные налоговой службой Великобритании, 2009-2010

Наименование услуги Январь 2010 За период 2009/10 Всего
Оформление Налогового вычета 2 424 810 5 872 375 23 791 210
Оплата подоходного налога 331 603 5 077 005 19 879 286
Платежи в строительной деятельности 123 465 1 278 014 3 758 187
Всего транзакций 3 204 900 14 776 688 57 684 257

Источник: Департамент труда и пенсионного обеспечения Великобритании, 2010

Заметных достижений добились британцы в онлайн-регистрации транспортных средств. В данном процессе участвуют три независимые инстанции, включая частные страховые и технические компании. Предусмотренная на сайте форма позволяет заполнить необходимые данные из всех инстанций и отослать информацию в компетентные органы. После чего заявитель получает сведения о регистрации, и через единый правительственный шлюз данные становятся доступными для всех заинтересованных ведомств. Что особенно важно, частные компании, для того чтобы иметь право работать на этом рынке, обязаны подключаться к правительственному шлюзу для интеграции с другими структурами. Для этого правительство поддержало субсидиями создание автоматизированных рабочих мест на станциях технического обслуживания. Но ставки оправданы. Ранее издержки государства на выдачу лицензии на вождение автомобиля, документы на которую приходилось предоставлять обычной почтой, составляли 17 фунтов. Теперь, благодаря использованию интернета, это стоит 17 пенсов. Экономия колоссальная. В среднем, по статистике, при переходе на онлайн-обслуживание государство экономит по 8 фунтов на каждой услуге. С учетом миллионных объемов транзакций сокращение расходов весьма внушительно.

Организация поддержки фермеров, снабжение сельхозпроизводителей информацией, создание для них регулярных форм для заполнения документов сократило их затраты на 15% и сэкономило отрасли 16,5 млн фунтов в год. Около 90% юридических лиц обслуживаются в электронном виде в Регистрационной палате. Более 85% представляют свои ежегодные отчеты онлайн. В 2007–2008 годах было осуществлено 3,1 млн таких онлайновых транзакций.

Указанные цифры приведены все в том же официальном правительственном докладе Digital Britain и в "Стратегии развития ИКТ в государственном секторе" (Government ICT strategy). Поражает и статистика посещений сайта Directgov, увеличившаяся с 11 млн до 27 млн в месяц, по данным на январь 2010 года. Всего же в системе зарегистрировано 10 млн пользователей – каждый шестой гражданин Великобритании. 55% налогоплательщиков оплачивают дорожный налог по каналам правительственной сети. Технологический шлюз располагает платежным модулем. Допускаются к использованию кредитные карты, возможны банковские онлайн-переводы. Каждой государственной услуге присваивается код, с помощью которого можно безошибочно оплатить выбранный сервис.

Правительство по уму

Директор подразделения по коммуникациям Directgov Майк Хобан отметил ряд фундаментальных проблем внедрения электронного правительства в Соединенном Королевстве. Министерства и органы местного самоуправления стремятся сохранить свою независимость от централизованных систем; отсутствует программное финансирование и политическая воля для императивного включения всех ведомств в единый процесс; ведомства препятствуют интеграции, обосновывая это непримиримыми отличиями форм и баз данных. Здесь мы можем уловить сходство с российской бюрократической ментальностью. Все вышеперечисленные факторы, по словам Майка Хобана, были преодолены.

Среди основных результатов внедрения e-goverment государственный служащий назвал следующие. Количество госорганов, работающих в сети, увеличилось, усиление активности ведомств в интернете повлекло рост интереса населения, возник эффект привыкания к новым формам взаимодействия.

Не так давно законодательство туманного Альбиона пополнилось еще одним документом – Smart Government ("Разумное правительство"). Руководитель подразделения по работе с центральными органами государственной власти Microsoft UK Джонатан Соулер так прокомментировал этот акт: "Первая концепция Directgov касалась в основном оптимизации публичных услуг, новый документ – это уже реформа всего госуправления. По замыслу разработчиков, должен измениться "ландшафт" государственной системы – она будет перестраиваться под потребности граждан и бизнеса". Стратегически определено развитие ИКТ в правительстве до 2020 года. Акцент сместился к экономии финансов.

Для экономии на самом проекте Е-goverment не без помощи все той же Microsoft запущено так называемое G-Cloud ("Правительственное облако") – виртуальная модель, которая содержит основные технологические компоненты для взаимодействия с общей инфраструктурой правительства, способная функционировать на любом сервере в любой точке мира. Это помогает рационализировать деятельность центров обработки данных, которые, как известно, разрознены по ведомственной принадлежности, и сэкономить на накладных расходах. Планируется, что к 2014 году с помощью G-Cloud расходы на ИТ сократятся на 20%.

Чиновники Британии еще не добились полного совершенства – по-прежнему много государственных услуг, подразумевающих оформление документов, не оказывается дистанционно. Но работа не останавливается, проект "Цифровая Британия" ставит амбициозные цели, и уже в 2011 году планируется под "крышей Directgov собрать 95% всех сайтов государственных органов". Нам бы их заботы.

Антон Кураш / CNews