Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Финансовые результаты

Фредерик Ваносчуйзе : Будущее облачных вычислений будет зависеть от реакции рынка

Фредерик Ваносчуйзе занимает пост вице-президента МТС по информационным технологиям с 2010 г. Будучи европейцем, он прекрасно понимает, с чем связана специфика российского облачного рынка: огромные масштабы страны, традиционное недоверие в отношении сторонних поставщиков и отсутствие коммерческого спроса на некоторые решения, ставшие нормой для западной Европы. Это стимулирует МТС к поиску новых технологических подходов и бизнес-моделей, которые лучше соответствуют российским условиям и нуждам российских пользователей.

CNews: Если говорить об облачных услугах для российских пользователей, то они будут предоставляться на базе той же инфраструктуры, что и услуги сотовой связи – с разными дата-центрами для разных регионов – или же вы планируете сделать эти услуги более централизованными?

Фредерик Ваносчуйзе: На мой взгляд, для того, чтобы добиться успеха, следует придерживаться более децентрализованной бизнес-модели. Единственные поставщики, которые смогут пережить первую волну интереса к облачным вычислениям – это те поставщики, которые смогут предложить что-то новое за меньшую цену. Почему люди будут переходить на "облака"? Видимо, потому, что они будут обходиться дешевле, чем поддержка собственной инфраструктуры. Но если мы будем размещать приложения пользователей в Москве, то высокая стоимость аренды помещений, электричества и персонала приведет к тому, что у нас будут высокие затраты и низкая маржа, а в таких условиях не приходится говорить об устойчивой бизнес-модели.

Таким, образом, при предоставлении облачных услуг мы должны обеспечивать качественное соединение до офиса клиента и децентрализовать инфраструктуру, выведя дата-центры из более дорогих точек в места с более дешевой инфраструктурой, где мы сможем развернуть более крупные ЦОДы с большей устойчивостью. И я полагаю, что МТС как компания, знающая своего клиента, обладающая корпоративной сетью, контролирующая линию передачи данных от абонентских устройств до наших коммутаторов (особенно в Москве, где мы владеем сразу двумя крупными провайдерами: "Комстаром" и МГТС), много лет работающая с дата-центрами, хорошо знает поставщиков оборудования и особенности внедрения их решений. Таким образом, у нас есть все ноу-хау, необходимые для построения "облаков". Чего нам сейчас не хватает – так это четкого представления о том, как рынок отреагирует на предложение в сфере публичных облачных вычислений.

CNews: Не могли бы вы чуть подробнее объяснить, с какими проблемами вам приходится сталкиваться в связи с недостаточностью интернет-каналов в России и как вы решаете эти проблемы?

Фредерик Ваносчуйзе: Одна из первых проблем – это выбор места для дата-центров. Нынешние технологии предполагают, что для выполнения синхронной репликации расстояние между дата-центрами не должно превышать 150 км. Но что такое 150 км в российских масштабах? В то же время, в центральном регионе и западной части России все работает достаточно хорошо. Но если вы посмотрите на восток, то там часто попросту нет оптоволоконных каналов. То есть, каналы есть, но их пропускной способности недостаточно для удовлетворения нужд всех желающих. Кроме того, у нас нет способов закупить подходящий по пропускной способности канал передачи данных на экономически оправданных условиях для того, чтобы синхронизировать дата-центры на Дальнем Востоке и в центре России. Поэтому нам приходится строить дополнительный ЦОД непосредственно на Дальнем Востоке. С этим ограничением мы будем сталкиваться, полагаю, на протяжении последующих десяти лет.

Разумеется, мы сами строим крупные оптоволоконные каналы, но экспоненциальное возрастание объемов данных создает такой уровень спроса, что тех каналов, которые мы сейчас строим, вероятно, не будет хватать в относительно недалеком будущем. Существует прогноз, что объемы трафика в 2014 году возрастут в сто раз по сравнению с уровнем 2000 года. Например, пять лет назад никто не смотрел телепередачи через интернет, но сегодня есть Youtube, в США существует много услуг, связанных с потоковой передачей видео, так что даже компании AT&T оказалось более не под силу справляться с растущими объемами трафика, и она отказалась от предоставления безлимитных тарифов. Для решения этих проблем потребуются новые технологии, и это одна из причин, почему мы столь активно продвигаем 3G и LTE. Эти технологии приведут к новой эре в области дата-центров и передачи данных.

CNews: Насколько активно вы экспериментирует с новыми облачными технологиями? Есть ли у вас тестовая площадка, где вы сравниваете облачные предложения от разных поставщиков?

Фредерик Ваносчуйзе: Преимущество МТС заключается в том, что мы являемся лидером на российском рынке, и не испытываем недостатка в предложениях партнеров. Поэтому нам не нужно собственное R&D-подразделение. Кроме того, я считаю, что иногда выгоднее разумно следовать чужому опыту, нежели выступать в роли первооткрывателя, и предпочитаю, чтобы какая-нибудь западно-европейская компания совершила ошибки в "облаках" до меня и поделилась со мной опытом, что в "облаках" работает действительно хорошо.

Сейчас мы занимаемся коммерческой стороной дела, проектируем бизнес-модель, и это будет новая бизнес-модель. Мы не будем продавать "" вместе с подпиской на услуги связи – для 90% абонентов "1С" совершенно не нужна. В то же время, те, кому нужна "1С", возможно, будут думать не столько о подписке на услуги связи, сколько о качестве поддержки. Например, если вы частный пользователь и ваша система электронной почты оказалась недоступна в течение нескольких часов, то вы это относительно спокойно переживете. Но если вы директор компании и в вашей организации вдруг перестанет работать электронная почта, то вы не оставите своих ИТ-специалистов в покое, пока все вновь не заработает. В то же время, в условиях "облака" ИТ-специалисты уже ничего не могут сделать, и вы имеете дело только с облачным провайдером. Поэтому сейчас мы думаем, какую бизнес-модель здесь целесообразно реализовать, чтобы на базе нашей инфраструктуры предоставлять пользователям услуги того же качества или даже лучшего качества, чем то, к которому они привыкли.