Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Что делает BI-проект успешным

Системы класса Business Intelligence позволяют обрабатывать данные о компании, поступающие из различных источников, для своевременного принятия управленческих решений. Однако если исходные данные оказались ошибочными, то и результат анализа будет некорректным. Как выстроить процесс, чтобы он не давал сбоев? Как правильно внедрять технологии BI и что нужно сделать в рамках допроектной подготовки? Этот практический аспект обширной темы бизнес-аналитики российские ИТ-эксперты обсудили на конференции «BI: новые возможности для бизнеса». Мероприятие, организованное CNews Conferences и CNews Analytics, прошло 24 июня 2014 г.

Специализированное решение предпочли и в банке БФА. Речь о продуктах Neoflex. Как поведала Ольга Федоренко, бизнес-архитектор компании «Неофлекс», при внедрении системы автоматизированы все ключевые бизнес-операции, включая рассмотрение и оформление заявок на кредит, выдача и мониторинг кредитного договора. Система бизнес-аналитики интегрирована с другими ИС банка, включая АБС, и обрабатывает данные по автокредитам, потребительским и ипотечным кредитам, кредитным картам. Внедрение систем обслуживания кредитных продуктов осуществлялось разными интеграторами, и для автоматизации процессов тестирования стратегий по работе с кредитными заявками, по словам Ольги Федоренко, применялся компонент Neoflex Strategy Testing Manager. С его помощью реализовано моделирование потока клиентов, близкого к реальному.

Как заключили участники конференции, продукты для бизнес-аналитики и прогнозирования отличаются друг от друга, хотя на практике в подавляющем большинстве случаев используются совместно. Одно из признанных промышленных BI-решений – система SAP Business Object. Этот продукт, как отметил Эдуард Федечкин, ведущий эксперт по системами бизнес-аналитики компании «Терн», в сочетании с решением InfiniteInsight (прежде известным как KXEN InfiniteInsight; в прошлом году компания была приобретена SAP) позволяет заглядывать в будущее компании. Аналитические отчеты, в которых вкупе с фактическим данными отображаются прогнозы на будущий месяц или квартал, интересны руководству вдвойне, отметил спикер.

Аналитика на карте

Геопространственная аналитика – сравнительно новое направление. Основные потребители решений этого класса – это ритейловые, финансовые компании, сектор здравоохранения, производство, госструктуры. Интерес к данным продуктам обусловлен стремительным развитием интернета вещей, «умных данных», ускорением урбанизации и экологическими проблемами. Павел Козлов, директор по продажам в корпоративном и государственном секторе компании Here, отмечает, что по сравнению с классическими BI-решениями, которые, как правило, дают ответы на вопросы «кто?», «что?» и «когда?», геоаналитика отвечает на вопрос «где?». При добавлении еще одного параметра – геотега – можно не только представлять данные в виде таблиц, диаграмм, но и визуализировать их на карте. Эта технология, как отмечает эксперт, позволяет решить огромное число задач, связанных с планированием поездок, отслеживанием бизнес-активов, контролем расходов на розничные продажи и др.

Прогноз динамики спроса на решения геоаналитики

Источник: Here, 2014

Географическая бизнес-аналитика включает в себя два направления: описательная и диагностическая геоаналитика. Первая используется для отображения фактических данных, а вторая – для планирования и прогнозирования. По внутренним исследованиям Here, которые озвучил докладчик, сегодня спрос на решения для диагностической геоаналитики растет особенно быстро. Если в 2014 г. объем соответствующего рынка составляет около $78 млн, то к 2016 г. он превысит $118 млн.

Павел Козлов представил ряд интересных кейсов в области геоаналитики. Так, на основе решений вендора ведется учет преступности в Нью-Йорке, при этом данные выводятся непосредственно на 3D-карту: чем выше уровень преступности, тем более интенсивным цветом маркируются соответствующие сегменты карты. В Москве при участии Here проводилось исследование активности людей, пользующихся мобильными устройствами, определялись цели их перемещения в пределах столицы. При этом осуществлялись и сбор статистики при помощи мобильных приложений, доступных на всех основных платформах, и визуализация данных на карте.

Как подчеркнул эксперт, главное преимущество геоаналитики в том, что изменения показателей можно демонстрировать в динамике – так информацию воспринимать намного проще, нежели в виде столбцов чисел и диаграмм.

Изюминка веб-аналитики

Несколько в стороне от классических технологий бизнес-аналитики стоят решения для электронных магазинов и веб-сервисов. Площадка для проведения электронных торгов B2B Center – это одновременно и потребитель, и поставщик решений для аналитики по проводимым в России аукционам. Как подчеркнула Элина Герштейн, начальник отдела аналитики B2B Center, одна из сложностей при сборе данных заключается в наличии больших массивов неструктурированных данных. Детальные описания заявок довольно часто располагаются во вложенных текстовых документах с произвольной структурой. Тем не менее компании удалось разработать механизмы, которые позволяют «добывать данные» из этих документов и в конечном итоге предоставлять более точную информацию об электронных торгах. Источниками данных для аналитики на площадке B2B Center являются и реляционные БД, куда заносится информация о клиентах, торговых процедурах, классификаторах и рубрикаторах, и объектные БД с нормативными документами, репозиторием документов по торгам. Аналитические инструменты B2B Center, пояснила эксперт, позволяют клиентам получить детальную статистику по торговым процедурам, упрощают планирование закупок. Кроме того, эти же данные дают возможность получать отчеты по отраслевым рынкам, региональной экономической активности.

Источником данных для веб-аналитики (для многих веб-проектов он основной) являются логи посещений. Это, как правило, текстовые файлы определенной структуры. Анализаторы логов наряду с инструментами Google Analytics есть не что иное, как BI-средства для веб-компаний. Как отметила Елена Рубец, ведущий аналитик ВебТВ, в логах интернет-кинотеатра Zoomby ежесуточно накапливается около 20 Гбайт данных, а за все время работы портала собрано около 20 Тбайт данных. Для обработки этих массивов в интернет-кинотеатре внедрены BI-решения, посредством которых проводится ежедневный мониторинг и оптимизируется продвижение и показ рекламы (как правило, видеорекламы). BI в компании базируется на четырех компонентах: системе веб-аналитики, финансовой системе, информационной панели и системе показа рекламы.

Первая обрабатывает все действия посетителей сайта и при соблюдении определенных условий (например, по таймеру) запускает показ рекламных роликов, вторая служит для определения расходов на продвижение услуг и учета доходов от рекламы. Информационная панель сродни виджетам BI-систем, на нее выводятся отчеты о частоте и динамике посещений. Наконец, система показа рекламы обеспечивает демонстрацию рекламных и промороликов.

Сергей Лосев

Презентация Козлов Михаил, управляющий партнер, консультант по развитию, «Развитие Бизнеса / Ру»
BI и Big Data – найдем 3 отличия
Презентация Федоренко Ольга, бизнес-архитектор, Неофлекс
Внедрение модуля Neoflex Reporting «Анализ продаж розничных кредитных продуктов» в банке БФА
Презентация Рыстенко Михаил, директор по информационным технологиям, Альбатрос Лоджистикс
Выбор комплексных показателей для аналитики состояния бизнеса
Презентация Гештейн Элина, начальник отдела аналитики, B2B-Center (ОАО «Центр развития экономики»)
Аналитический инструментарий для электронных торгов
Презентация Мухин Сергей, начальник системно-аналитического отдела, РОСТ БАНК
Опыт разработки и использования информационно-аналитических систем на предприятиях и в банках. Задачи, возможности, сложности
Презентация Оболенский Александр, руководитель дирекции систем планирования и отчетности, ТД ЦентрОбувь
Какие препятствия возникают в ходе подготовки и реализации bi проектов
Презентация Рубец Елена, ведущий аналитик, ВебТВ
Что важнее в BI - инструментарий или подход
Презентация Скачать архив целиком