Разделы

Бизнес Цифровизация

Мик Вайсман, WaiWai: ИИ-агенты ищут клиентов — менеджеры закрывают сделки

По сути ИИ-агент — это самостоятельный, умеющий принимать решения сотрудник, только у него вместо серого вещества — алгоритмы. Он может сомневаться, размышлять и обращаться к другим агентам или людям. Он похож на живого специалиста, который серфит в интернете, анализирует информацию и взаимодействует с людьми и ПО. Grand View Research оценивает рынок агентов в $5,40 млрд с ростом до 50,31 млрд к 2030 году. При этом наиболее востребованными станут ИИ-агенты для продаж и маркетинга, говорится в исследовании Gartner «Hype Cycle for Revenue and Sales Technology». О кейсах применения ИИ-агентов, как они встраиваются в бизнес-процессы и как работает гиперперсонализация, CNews рассказал CEO стартапа ИИ-агентов для продаж WaiWai Мик Вайсман.

ИИ-агенты меняют бизнес уже сегодня

CNews: Как пришла идея создать ИИ агента для продаж, почему вы начали заниматься именно этим?

Мик Вайсман: Тема WaiWai возникла на хакатоне Etherium ETH Global в Брюсселе. Я делал проект про бенчмарк для измерения эффективности работы ИИ-агентов и занял с ним первое место. В процессе работы размышлял о создании своего рода AppStore для агентов.

Продолжил в Сан-Франциско, где сделал полноценных ИИ-сотрудников, которые выполняли реальные действия. В Сингапуре развивал направление рекрутмента. Хакатоны дали возможность потрогать разные технологии.

Международное сообщество дало ощущение глобальности. На хакатонах не было нездоровой конкуренции — все друг друга поддерживали, искренне интересовались проектами. Это вдохновляет.

Мик Вайсман, WaiWai: Клиенты обычно не чувствуют, что общаются с ИИ, и это вызывает WOW-эффект

CNews: Кто-то из международного сообщества поддержал проект?

Мик Вайсман: DevRel в Circle (компании, создавшей стейблкоин USDC) — Corey Cooper лично поддержал идею. Также Karl Kallas — сооснователь Galadriel — мы подружились, часто созванивались, он тоже поверили в проект.

В Сан-Франциско я взял два золота, что дало дополнительное воодушевление и подтверждение правильности направления.

CNews: Решение какой проблемы вы искали?

Мик Вайсман: У меня есть студия мобильной разработки Trinity Monsters. Но мне всегда больше нравилось заниматься продуктом, а не продажами. И я подумал: а что если продажами будет заниматься ИИ-агент?

Кроме того, на рынке существует проблема найма редких специалистов: их до сих пор находят по связям, а не через HeadHunter. Глядя на малоэффективный мэтчинг, захотелось сделать более точное соединение компаний и сотрудников.

CNews: Почему выбрали российский рынок?

Мик Вайсман: Я вижу наибольшую пользу именно здесь. В России большой B2B сектор, но, в отличие от США, пока мало предложений, которые учитывают местный контекст и нормально работают на русском языке.

CNews: Когда WaiWai перестала быть просто вашим экспериментом и вы поняли, что ИИ-агенты действительно работают?

Мик Вайсман: Когда WaiWai продала свои услуги без моего участия. Уже на первых переговорах представители клиента спросили: «Мы переписку вели с агентом? Реально? Мы вообще не распознали». Мне сразу предложили сотрудничество. Это было очень воодушевляюще — агент сам себя продал, я только пришел на встречу.

CNews: Какой международный опыт вы бы отметили?

Мик Вайсман: Один из самых интересных кейсов — шведская финтех-компания Klarna. Зарубежные СМИ называют ее одной из первых, кто смог по-настоящему адаптировать ИИ. Шведы внедрили ИИ-агента, который управляет платежами, отслеживает возвраты, ищет товары для клиентов. Он самостоятельно обрабатывает свыше 2 млн клиентских запросов в месяц. По заверениям Klarna такой объем эквивалентен полному рабочему дню 700 сотрудников службы поддержки. Сэкономленные средства за 2024 год составили примерно 40 млн долларов.

CNews: Как WaiWai работает в продажах? Где система показывают самую высокую эффективность?

Мик Вайсман: WaiWai может выполнять разные функции. Она нацелена на повышение B2B продаж и может действовать в нескольких направлениях. Первое — поиск лидов. Когда мы работали над повышением продаж для конференций Онтико, то начали с того, что совместно с сотрудниками компании составили ICP — идеальный портрет клиента. Он учитывал несколько параметров: от локации лида до языка программирования, которым он владеет. Также система ранжирует найденные контакты по степени перспективности.

Второе направление — персонализированный аутрич. WaiWai ведет коммуникацию по разным каналам: Telegram, LinkedIn, Facebook, Instagram, электронную почту. Al-агент создает месседжи с учетом профиля потенциального клиента. Их невозможно отличить от тех, что пишет менеджер по продажам каждому контакту лично.

CNews: Кроме поиска клиентов, может ли WaiWai еще как-то ассистировать отделу продаж?

Мик Вайсман: Может и достаточно разнообразно. Например, для медицинского центра система обрабатывает большой поток входящего трафика. WaiWai фильтрует входящие сообщения, отличает реальных клиентов от спама, вежливо отвечает индивидуализированными, не шаблонными сообщениями, категоризирует запросы и распределяет их по разным отделам. Работает на любых каналах: почта, социальные сети, чат на сайте.

Внедрение ИИ-агентов — это коллаборация

CNews: Заменят ли ИИ-агенты менеджеров по продажам?

Мик Вайсман: Противопоставление ИИ человеку только сужает представление о наших возможностях. Мне кажется, симбиоз человека и ИИ, где первому отдана роль импровизатора в исключительных случаях, а второму — рутинная часть, повысит ценность человеческого труда.

Основатель Klarna Себастьян Семятковски кстати, говорит, что в их компании агенты заменили посредственных исполнителей. При этом хорошие работники сохранили места, предоставляя более высокий уровень обслуживания большему количеству клиентов.

CNews: Как происходит внедрение WaiWai в процесс продаж уже устоявшегося бизнеса?

Мик Вайсман: Внедрение агента в компанию начинается со встречи, где мы обсуждаем, как клиент в настоящий момент находит покупателей и обрабатывает входящий трафик. По сути, мы заполняем бриф, чтобы понять специфику бизнеса.

После этого начинается настройка агента под заказчика. Так мы искали клиентов для digital-агентства, предлагающего разработку цифровых продуктов. Это сложный B2B сегмент с высоким чеком и долгим циклом принятия решений. Агенты задавали лидам философские вопросы о роли CTO в компаниях. Это вызвало отклик клиентов и со многими из них получилось выйти на диалог.

Технология новая. Как и с любым инструментом, с ней нужно учиться работать. Мы «ведем за руку» клиента, вместе настраиваем агента, показываем, как он действует, и после согласования запускаем маркетинговые кампании. В процессе работы мы уточняем параметры: тон сообщений, стратегию поиска лидов.

CNews: Как долго встраивается агент в бизнес-процессы?

Мик Вайсман: Реальный результат обычно начинает проявляться примерно через месяц. Это время адаптации, необходимое, чтобы система научилась писать в стиле клиента и точно определять, кто является потенциальным лидом.

CNews: Какие измеримые результаты видят компании после внедрения ИИ-агентов в свои продажи? Можете привести конкретные цифры?

Мик Вайсман: С Онтико на второй месяц работы мы добились увеличения отклика клиентов на 26%, продажи выросли на 16%.

Для АкБарса мы автоматизировали процесс рекрутмента. WaiWai находит кандидатов, общается с ними в таких каналах как hh.ru и другими платформами для поиска и установления деловых контактов. Также система сортирует входящие запросы, которые создавали существенную нагрузку на отдел кадров. Время закрытия вакансий сократилось на 61%. И 48% времени рекрутеров освобождено для других задач. Проект получил награду в номинации «Новая идея года» премии ИИ-Олимп от Digital Leaders.

Сотрудники, которые никогда не спят

CNews: Как решается вопрос качества коммуникации?

Мик Вайсман: Важно, что клиенты обычно не чувствуют, что общаются с ИИ, и это вызывает WOW-эффект. Был забавный случай, когда человек написал, что весь вечер перед сном думал над вопросом, который ему задал наш агент, а утром у него случился инсайт. И я не думаю, что это плохо — побудить задуматься всегда хорошо, неважно, кто именно задал вопрос.

Если наша система сомневается, что сможет звучать убедительно, или не знает ответа на вопрос, она зовет человека.

Персонализация должна быть максимально глубокой — это ключевой момент.

CNews: Какое вовлечение требуется от заказчика, если он внедряет WaiWai? Может ли она сделать все сама?

Мик Вайсман: Я верю, что только клиент по-настоящему знает, как продавать свой продукт, какие у него сильные стороны и как лучше его подать.

Внедрение ИИ-агента можно сравнить с наймом нового менеджера по продажам, который работает 24/7, не спит и постоянно ищет клиентов. Ему нужно дать все необходимые вводные о продукте, тоне коммуникации, целевой аудитории. Поэтому глубокая настройка под клиента — важнейшая часть успеха.

Маркетинг, где встречаются только те, кто нужен друг другу

CNews: Какие новые возможности у агентов для продаж появятся в ближайшие 1-2 года?

Мик Вайсман: Сейчас все предпосылки к появлению маркетплейсов ИИ-агентов по образцу Apple Store. Тотальная автоматизация процессов — от продаж до написания кода.

Главными преимуществами таких экосистем будет повышение доверия к ИИ-агентам с помощью протоколов по образцу HTTPS, а также возможность легко интегрировать в бизнес-процессы новые функции по мере их появления.

Если смотреть более глобально, то цель такая: человек создает то, что ему нравится, а ИИ-агент это продает. То же и с рекрутментом — идеальная ситуация, когда компании находят подходящих людей, а люди — подходящие компании.

Несовершенство XX века — это массовый маркетинг. Мы размещаем рекламу на миллион человек, ставим одинаковые билборды по всему городу… Маркетинг XXI века — персонализированный подход. В идеале реклама должна показываться только тем, кому она действительно релевантна, а всех остальных не беспокоить.

Рекламаerid:2W5zFHaHT8tРекламодатель: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВАЙВАЙ"ИНН/ОГРН: 9714075304/1257700218500