Разделы

Цифровизация

Оксана Мелехова, Минздрав Пермского края: Качественный перезапуск МИС поможет перейти на новый уровень цифровизации

Цифровизация здравоохранения — не просто тренд, а повседневная необходимость. Она позволяет внедрять современные технологии, открывая новые возможности для сохранения и улучшения здоровья населения, повышения качества работы с пациентами. Иногда для последующего развития ранее внедренных цифровых сервисов в регионе требуется серьезный импульс. Как этого добиться и что необходимо пересматривать, рассказывает первый заместитель министра здравоохранения Пермского края Оксана Мелехова.

CNews: Оксана Борисовна, что представляет собой единое цифровое пространство в региональном здравоохранении?

Оксана Мелехова: Это единая региональная медицинская информационная система (МИС), объединяющая медицинские организации федерального, ведомственного подчинения и частной формы, работающие или передающие данные в региональную МИС, а также центральный архив медицинских изображений и другие сервисы.

Единое цифровое пространство должно включать в себя электронные записи, телемедицину, системы управления больницами, платформы для взаимодействия пациентов и врачей. Это способствует анализу больших данных, позволяя выявлять тенденции и паттерны в здравоохранении, что может привести к разработке новых методов лечения и профилактике болезней. При соблюдении всех необходимых норм и правил единое пространство обеспечивает безопасность и конфиденциальность данных.

Медицинские специалисты хотят видеть полномасштабную медкарту пациента со всеми сведениями из социального фонда, бюро медико-социальной экспертизы, минсоца, минобра и других организаций и ведомств. Кроме того, очень хочется взаимодействия между регионами в рамках единого цифрового контура. Данная потребность возникла давно, но до сих пор полностью не реализована.

Оксана Мелехова, Минздрав Пермского края: Мы так привыкли жить в цифровизации, что не представляем, как может быть по-другому

CNews: Когда началась цифровизация здравоохранения в Прикамье? На каком этапе находится регион?

Оксана Мелехова: Наша история цифрового здравоохранения уходит корнями в 2007 год и начинается с внедрения программы «ПроМед». Уже тогда мы работали в формате электронной регистратуры, выписывали электронные направления, сдавали реестры счетов. И настолько привыкли жить в цифровизации, что не представляем, как может быть по-другому.

Однако привычка привела к тому, что мы остались в своем видении, перестали учиться. Уходят сотрудники, которое отлично знали предыдущую версию МИС, приходят новые. Провести аналогию с существующей «ЕЦП.МИС», которая сейчас работает в регионе, всё сложнее, в том числе и потому что модули функционируют по-другому.

При этом в целом специалисты уже не представляют себе работу без информационной системы. Сформировалось поколение медиков, которые не умеют писать листы нетрудоспособности и рецепты на получение лекарства в бумажном варианте. Фельдшеры неотложной и скорой помощи оценили удобство при осуществлении выездов просматривать историю болезни пациента в электронном виде на планшете.

Что дальше? В 2025 году планируем качественно перезапустить МИС, что поспособствует развитию новых цифровых сервисов в регионе. Кроме того, нам необходимо оперативно решить незакрытые вопросы по импортозамещению программного обеспечения.

CNews: Расскажите немного подробнее об истории внедрения МИС?

Оксана Мелехова: Система «ПроМед», которая стала основой для «ЕЦП.МИС», была разработана в Перми. В регионе ее внедряли поэтапно, в зависимости от того, как разрабатывались модули. Первоначально она устанавливалась локально в каждой медорганизации, затем была переписана и перенесена в «облако» на уровне региона.

В феврале 2009 г. компания-разработчик организовала службу техподдержки для Пермского края. На базе Регионального межотраслевого центра переподготовки кадров (РМЦПК) проводились семинары для медорганизаций. В медицинском информационном аналитическом центре (МИАЦ) проходили инструктажи для ИТ-специалистов медучреждений по настройке системы. Когда у разработчика появился свой учебный центр, началось масштабное обучение врачей и медсестер.

Как и сейчас, тогда выявлялись лидеры среди медицинских специалистов, которые лучше остальных смогли разобраться в работе системы и помочь другим с ее освоением.

CNews: Как применение технологических сервисов повлияло на работу специалистов?

Оксана Мелехова: Цифровизация явилась прототипом разделения функционала между врачом и медсестрой. Так, многие медсестры работают в системе лучше врачей. У них шире спектр вводимой информации, они знают больше тонкостей и лайфхаков. Да, врач зачастую всё это умеет тоже, но если есть рядом хорошо обученная медсестра, то прием пациентов проходит намного комфортнее и быстрее.

CNews: Помогает ли МИС собирать аналитику, контролировать качество предоставления медицинских услуг?

Оксана Мелехова: Безусловно. С 2007 года в региональной МИС аккумулируется информация о видах и причинах обращения жителей Прикамья за помощью к специалистам государственных медорганизаций. Это огромный массив данных. К сожалению, он пока не однородный и не до конца структурированный, но мы работаем над этим.

CNews: Какие сервисы уже работают в Прикамье? Каких результатов удалось достичь?

Оксана Мелехова: Как и в других регионах, самые популярные сервисы — запись на прием к врачу и вызов врача на дом. В 2024 году доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно, составила в Прикамье 90% — это более 17 млн записей в рамках обязательного медицинского страхования в подсистеме федеральной электронной регистратуры ЕГИСЗ. Очень помогло и продолжает помогать в этом вопросе отслеживание «Инцидента №38» на федеральном уровне, разработанного для решения организационных и технических проблем, возникающих при записи к врачу через портал госуслуг.

За время участия в проекте мы смогли повысить эффективность записи в первую очередь за счет правильного составления расписания и усилия контроля. То есть не расширяя штатное в условиях сохраняющегося кадрового дефицита, а строгий контроль за отработкой времени согласно занимаемой ставке, формируя расчетное плановое количество слотов, меняя соотношение конкурентных и неконкурентных слотов в зависимости от потребности и загруженности специалистов.

В 2024 году в подсистему РЭМД ЕГИСЗ передано более 30 млн электронных медицинских документов, что в 1,7 раз больше, чем в 2023 году. Сегодня более 85 видов медицинских документов (свидетельства о рождении, смерти, заключения медосмотров и другие) подписываются электронной подписью врача и хранятся в цифровом виде. В личном кабинете пациента «Мое здоровье» по факту оказания медпомощи доступны 10 документов (направления, протоколы, результаты диспансеризации или профмедосмотра, выписной эпикриз в стационаре и другие). Публикацию медицинских документов на ЕПГУ реализует Минздрав РФ в содружестве с Минцифры РФ.

CNews: Как обстоят дела с развитием телемедицины?

Оксана Мелехова: В Прикамье активно применяются телемедицинские консультации (ТМК) по типу «врач-врач», их количество увеличивается с каждым годом. В 2024 в регионе проведено более 55 тыс. ТМК. Особенно они востребованы среди медицинских работников удалённых районов. Так без очереди, без стресса для пациента формируется пакет документов в краевое учреждение для консультации.

Широкое распространение в 2024 году получили ТМК внутри одного юрлица: например, сельского фельдшера с узкими специалистами центральной районной больницы. При этом администрация районной больницы сама определяет, какие ТМК может оказывать, в зависимости от наличия и загруженности специалистов. Возможность обратиться, например, к неврологу напрямую с ФАПа по определённым показаниям позволяет обойти районного терапевта, что значительно упрощает процесс получения медпомощи на селе.

Лидер по подобным телемедконсультациям в крае — Чайковский округ, который развивает данное направление два года. Центральная районная больница первая предоставила возможность фельдшерам получать консультации у кардиологов, неврологов и т.д. Это огромный плюс для постановки своевременного диагноза, кроме того, разгружает районных терапевтов. Квалифицированный фельдшер вполне может определить направление для дальнейшей диагностики.

Более всего ТМК в Прикамье оказывает краевая детская клиническая больница, где создана отдельная служба по этому направлению и работает много врачей востребованных специальностей. Показания для запросов, по которым можно получить консультации, здесь четко определены, сформировано расписание, в структуре КДКБ выделен штат специалистов для проведения ТМК. Всё это безусловно способствует повышению доступности медпомощи.

Внедрение ТМК по типу «врач-пациент» стоит в плане развития на 2025 год, что будет также востребовано.

CNews: В регионе применяются сервисы с искусственным интеллектом?

Оксана Мелехова: Мы приступили к этому. Так, в декабре запустили в промышленную эксплуатацию три сервиса по применению искусственного интеллекта: систему поддержки и принятия врачебных решений (СППВР) в части расчета рисков по болезням системы кровообращения, а также возможности искусственного интеллекта для анализа цифровых изображений маммографии и флюорографии. Ожидаем масштабное практическое применение данных сервисов уже в начале 2025 года.

CNews: Расскажите о планах Пермского края по технологическим изменениям?

Оксана Мелехова: В планах на 2025 г. стоит перезапуск ранее внедренных сервисов, а также среди ключевых задач регионального минздрава — продолжение работы над чистотой, прозрачностью и правильностью заполнения первичных данных, в том числе качества заполнения дневников, назначений, выбора диагноза, заполнения свидетельств о рождении, смерти и так далее. Каждый, кто сводит цифры и заносит информацию в МИС, должен понимать, что это действительно необходимо и может пригодиться в будущем.

CNews: В сентябре 2025 года в Перми состоится межрегиональное мероприятие по цифровизации здравоохранения «ЕЦП.ФОРУМ». Расскажите, почему вы решились на проведение масштабного отраслевого события?

Оксана Мелехова: Пермь серьезно преобразилась за последние годы, в том числе и в плане здравоохранения, нам есть что показать: наработки по цифровизации отрасли и организации процессов, возможности работы новых медучреждений. Однако очень важно при этом услышать сторонние мнения: чего нам не хватает и где отстаем, по каким направлениям опережаем.

В проведении мероприятия вижу огромный плюс для медорганизаций края: не у всех специалистов есть возможность посещать другие регионы для изучения опыта, а в рамках форума это реализуемо. Так, в этом году для проведения деловых секций приглашаем коллег из Иркутской области, Республики Башкирия и Республики Удмуртия, тем самым расширяя форматы подобных встреч. Это послужит стимулом для дальнейшего развития.

Подготовка к принятию гостей в «своем доме» помогает осознать результаты своей деятельности и стимулирует навести порядок там, где давно этого не делали. Мы также ожидаем большой совместной работы с компанией «РТ МИС» по наработке и продвижению новых продуктов.

Рекламаerid:2W5zFGfFKj6Рекламодатель: ООО «РТ МИС»ИНН/ОГРН: 5906159906/1195958020170Сайт: https://rtmis.ru/