Импортозамещение: знакомимся с разными аспектами большого тренда
Переход на санкционно-устойчивый технологический стек продолжают российские компании с разных вертикальных рынков. В этом направлении есть много «историй успеха», освещающих разные аспекты перехода. Некоторые из них были представлены на секции «Импортозамещение» CNews Forum 2024.
Максим Завьялов: Продуктовый подход в корне меняет процессы ИТ-локализации
О том, как компании могут упростить и ускорить процессы импортозамещения в сфере ИТ через проектный подход, рассказал руководитель практики локализации K2 Cloud Максим Завьялов.
CNews: Как развивается процесс импортозамещения в России, по вашим наблюдениям?
Максим Завьялов: После ухода большей части западных вендоров из России в 2022 году российским компаниям стало сложно работать с импортным ПО: оплачивать сервисы и обновлять их. Более 60 крупнейших разработчиков ПО ограничили свою деятельность в России. Кроме того, многие организации столкнулись с проблемой отключения от западной облачной ИТ-инфраструктуры. Это стало серьезным стимулом для российских компаний начать или актуализировать процессы импортозамещения в ПО и hardware. В итоге за последние 4 года российская промышленность инвестировала в отечественное ПО 4 трлн руб. В первом полугодии 2023-го расходы бизнеса и госсектора на импортозамещение составили 53% от общего объема инвестиций в ПО (против 45% годом ранее). Быстрее всего процессы перехода на отечественное ПО идут в госсекторе. Тем более что государство тоже подталкивает к этому: с 2025 года станет запрещено использовать иностранный софт на объектах критической инфраструктуры, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов.
Команда K2Cloud совместно с К2Тех за последние два года реализовала более 100 проектов по локализации ИТ-инфраструктуры российского бизнеса. Правда, пока это преимущественно гибридная, а не стопроцентная локализация. Хотя около четверти заказчиков уже выбирают последний вариант.
CNews: Как можно упростить и ускорить процесс локализации?
Максим Завьялов: На сегодняшний день существует два подхода к локализации: проектный и продуктовый. Проектный подход подразумевает работу с отдельными решениями под задачи клиента и выстраивание из них цельной инфраструктуры. Продуктовый подход отталкивается от базового набора систем, которые мы проектируем для заказчиков, в котором сервисы представляют собой некий продукт. Эту инфраструктуру можно рассматривать как фундамент для построения на ее базе других сервисов или бизнес приложений.
Продуктовый подход предусматривает акцент на консолидированные и проработанные фреймворки. Мы создаем и развиваем инфраструктуру на базе существующей экосистемы крупных вендоров. Например, можно рассматривать базовую инфраструктуру на базе экосистемы продуктов «Астра» и продуктов безопасности от «Лаборатории Касперского».
Мы в целом движемся к продуктовой модели, потому что все проекты разные, но вопросы заказчики ставят одинаковые. Поэтому продуктовый подход позволяет в разы сократить время на реализацию проекта по «приземлению» ИТ-инфраструктуры компаний на российский ландшафт. Это становится возможным благодаря тому, что мы получаем готовый план действий уже на старте: сценарий создания площадки MVP.
CNews: Что включает в себя процесс разработки этого сценария?
Максим Завьялов: Он включает в себя проектирование необходимого перечня ИТ-сервисов и элементов перестройки ИТ-инфраструктуры в случае полного ухода западных сервисов из страны. Сегодня мы можем предложить заказчикам быстрое развертывание коробочных ИТ-сервисов, которые позволят реализовать критический ИТ-функционал, создав обособленную ИТ-инфраструктуру в сжатые сроки.
Разработка базовой версии инфраструктуры и сервисов и является сценарием MVP. Обычно она занимает у нас до 3 месяцев. Например, для консалтинговой компании с 5000 корпоративных пользователей мы в 2022 году за несколько месяцев реализовали полный функционал базовых сервисов и развернули их в облаке. В другом случае мы за 7 месяцев создали для банка территориально распределенное решение по локализации ИТ-инфраструктуры частично в облаке и частично на его серверах.
CNews: Какие сервисы и сценарии локализации можно назвать базовыми?
Максим Завьялов: Благодаря большому количеству реализованных проектов мы определили стандартный для большинства заказчиков набор запросов на локализацию базовых сервисов. Это ключевые инфраструктурные сервисы: служба каталога, базовые и сетевые сервисы, DNS, файловая служба, служба унифицированных коммуникаций, сетевая инфраструктура, терминальный доступ, офисный пакет и т. д. Также в «базовый набор» включены сервисы по обеспечению кибербезопасности компаний. Такие решения пользуются высоким спросом, потому что многим заказчикам важно соответствие требованиям законодательства, в частности 152-ФЗ. Мы предоставляем их в виде консолидированного пакета, куда входят сервисы сетевой безопасности, управления событиями, аутентификации, антивирусы и другие.
Кроме того, на этапе создания прикладных систем реализуются дополнительные сервисы, такие как мониторинг, резервное копирование и т. д. При этом заказчики получают дополнительные возможности по обеспечению безопасной и эффективной работы ИТ-инфраструктуры. Для этого мы предоставляем им варианты ее масштабирования на один или несколько ЦОД. Количество площадок для хранения и обработки данных прямо связано с обеспечением отказо- и катастрофоустойчивости нового ИТ-контура, создаваемого в рамках локализации.
CNews: Предположим, что компания успешно мигрировала на MVP-площадку. Как ей дальше развивать ИТ-инфраструктуру?
Максим Завьялов: Первый шаг после завершения проекта локализации — перенести на новую площадку все ИТ-сервисы компании, которые до этого работали в разрозненном режиме, в отдельных дата-центрах и облаках. Затем наступает этап расширения ИТ-инфраструктуры за счет новых бизнес-приложений, систем ITSM, систем управления большими данными. Задача заказчиков — постоянно расширять ИТ-функционал, причем в основном они делают это в течение первого года после завершения проекта локализации.
В этом процессе участвуют не только сами компании-заказчики. Очень важно, чтобы ИТ-инфраструктура развивалась совместными усилиями команды ИТ-специалистов на стороне заказчика, вендора и интегратора. Тогда этот процесс будет протекать бесшовно и максимально эффективно для функционирования ИТ-системы бизнеса.