Дмитрий Головин, «МТС Линк»: Мы намерены задавать новые стандарты коммуникаций
По прогнозам J’son & Partners Consulting, российский рынок корпоративных коммуникаций к 2028 году удвоится. Какое место на нем собирается занять «МТС Линк» и насколько отечественные вендоры готовы составить конкуренцию западным, в интервью CNews рассказал Дмитрий Головин, коммерческий директор «МТС Линк».
CNews: Развитие технологий и тренд на дистанционную работу, возникший в пандемию, привели к росту спроса на средства для корпоративных коммуникаций. Сохранился ли этот тренд в 2024 году?
Дмитрий Головин: В какой-то мере тренд на удаленную работу сохранился. Сотрудники ценят гибкий график и возможность работать из дома. Вместе с тем, оставаться полностью исключенными из офисной жизни люди не хотят: по данным исследования Русской школы управления и исследовательского центра «Зарплаты.ру», больше половины (63%) сотрудников предпочитают гибридный график. Он сочетает преимущества удаленной и офлайн-работы. Офис — это социальная жизнь, общение с коллегами, все, что помогает эффективнее договариваться, получать обратную связь от коллег, сохранять командный дух и чувство единства в коллективе. Вместе с тем возможность часть времени работать на удаленке дает определенную степень свободы и гибкости, развивает у сотрудников ощущение самостоятельности и ответственность за свой участок работы. Согласно исследованию Ассоциации менеджеров и Pridex, сегодня более 60% российских компаний работают в гибридном формате, а наличие гибридного графика в компании — второй по значимости для соискателей фактор после размера зарплаты.
Учитывая этот тренд, мы представили модуль «Линк Rooms» — программное обеспечение и оборудование для переговорных комнат, которое позволяет эффективнее проводить совещания в распределенных командах. А для случаев, когда сотрудникам необходимо подключаться к встречам из мест с нестабильным интернетом, мы интегрировали платформу с телефонией «МТС Exolve»: теперь к мероприятиям «МТС Линк» можно присоединиться, просто набрав номер со стационарного или мобильного телефона. Централизованные решения становятся трендом: они упрощают и ускоряют подключение и управление коммуникациями, делая их более эффективными.
CNews: Помимо тренда на гибрид, какие еще тенденции вы наблюдаете в корпоративных коммуникациях? Как вы учитываете их при развитии своих продуктов?
Дмитрий Головин: Ведущей тенденцией остаются унифицированные коммуникации (UCaaS). Все чаще онлайн-сервисы для общения воспринимаются неотделимо друг от друга: бизнес ищет интегрированные решения для всех форм делового взаимодействия. По прогнозу Fortune Business Insights, мировой рынок унифицированных коммуникаций и совместных инструментов будет расти на 17,7% ежегодно до 2030 года. В России темпы роста могут быть такими же или даже превысить этот показатель. Именно поэтому «МТС Линк» фокусируется на экосистемности. На данный момент «МТС Линк» включает шесть взаимосвязанных сервисов: «Встречи», «Вебинары», «Чаты», «Доски», «Курсы» и платформу для масштабных онлайн- и гибридных мероприятий COMDI. Наш подход основывается на синергии продуктов, которые наиболее эффективно работают в связке.
Еще один тренд — искусственный интеллект (ИИ) как драйвер развития коммуникационных технологий. ИИ повышает эффективность и темпы рабочих процессов: помогает с аналитикой и систематизацией, создает тексты по стандартным шаблонам, дает рекомендации на основе данных. Недавно мы в «МТС Линк» запустили ИИ-помощника для встреч. Он напоминает об итогах совещаний, находит нужные записи, составляет сводки по определенной теме, выделяет ключевые моменты в обсуждениях. Ему можно задать запрос в свободной форме. Например: «Какие решения были приняты на моих встречах на прошлой неделе?». В ответ помощник выдаст краткий обзор всех договоренностей на базе всех онлайн-мероприятий, на которых присутствовал пользователь и где была включена автоматическая расшифровка. По нашим данным, на каждые сто деловых онлайн-встреч приходится около тридцати просмотров их записей. И если учесть, что в среднем менеджеры присутствуют на трех – пяти встречах в день, несложно заметить, что ИИ-помощник экономит колоссальное количество времени. Согласно нашим замерам, экономия времени составит около 44 часов в месяц на одного сотрудника.
CNews: В рамках UCaaS-стратегии вы планируете приобретать новые продукты или создавать их собственными силами?
Дмитрий Головин: В основном мы рассчитываем на собственные силы. Разработать программное обеспечение с нуля сложнее, чем, например, использовать открытый исходный код. Однако мы понимаем риски использования open-source решений: никто не способен отсмотреть тысячи строк открытого кода, так что уязвимости могут остаться незамеченными. Поэтому мы разрабатываем новые функции и продукты самостоятельно. Например, в апреле мы запустили корпоративный мессенджер «Чаты» — сервис, который так ждали многие пользователи других наших продуктов. В «Чатах» можно переписываться с коллегами, делиться файлами, проводить онлайн-звонки и совещания, создавать каналы для отделов, проектов и задач.
CNews: Пользователи у «Чатов» уже есть? Как развивается мессенджер?
Дмитрий Головин: Да, мессенджер стал востребован сразу после запуска. Сейчас им на постоянной основе пользуются более двадцати крупных компаний. А после ухода Slack спрос на него увеличился.
Следующими ключевыми этапами развития «Чатов» стали релиз серверной версии решения, которого ждали около десяти крупнейших российских компаний, и запуск уникального для российского рынка ассистента на основе искусственного интеллекта, способного генерировать краткое содержание длинных переписок. ИИ выделяет ключевые моменты обсуждений в тредах и формирует итоги с основными тезисами. Они публикуются отдельным постом в конце переписки, их видит только пользователь, который их запросил. На создание итогов ИИ-помощник тратит в среднем 1-5 секунд. Эту технологию мы представили в сентябре.
В ближайших планах развития чатов — функция, которая позволит по-новому взглянуть на администрирование команд в мессенджере.
CNews: «Чаты» — собственная разработка «МТС Линк», но сервис «Доски» появился на вашей платформе относительно недавно благодаря приобретению стартапа. Расскажите, как происходила интеграция сервиса в платформу. Насколько он востребован сейчас?
Дмитрий Головин: Сделку по приобретению сервиса онлайн-досок Jespo мы заключили год назад, в октябре 2023, тогда же провели ребрендинг, и решение получило название «Доски». Мы не стремимся разрабатывать все продукты самостоятельно просто из принципа. Если на рынке уже есть хорошее решение, мы вкладываемся в него. Интерес к теме онлайн-досок у нас появился давно. Онлайн-доски — необходимое дополнение для любой платформы бизнес-коммуникаций, которое прекрасно интегрируется с такими сервисами, как «Встречи» и «Вебинары». Сейчас другие участники российского рынка понимают ценность этого инструмента: в 2024 году после ухода сервиса Miro мы увидели много новых предложений отечественных вендоров.
За год после присоединения к «МТС Линк» сервис «Доски» масштабировался и трансформировался в соответствии с ключевыми запросами крупного бизнеса. Сегодня больше трети пользователей «Досок» — профессионалы из сферы ИТ, включая разработчиков, продуктовых и проектных менеджеров, а также специалистов в области Agile и Scrum. С января по сентябрь 2024 аудитория сервиса выросла в 30 раз.
CNews: Чем отличаются запросы крупного бизнеса? Какие возможности «Досок» для этой аудитории важнее и интереснее всего?
Дмитрий Головин: В числе приоритетов — надежность, защищенность и безопасность. Не менее важны удобство администрирования и возможность интеграции с другими элементами экосистемы. В «Досках» доступен раздел «Организация», который позволяет назначать администратора от компании-заказчика. Администратор получает права на создание команд и управление правами пользователей из своей компании. Есть логирование действий пользователей. Сервис «Доски» интегрирован с решениями «Встречи» и «Вебинары» от «МТС Линк»: совместная работа над онлайн-досками доступна прямо в окне встречи или вебинара без необходимости заново вводить логин и пароль — в решениях «МТС Линк» доступен вход по технологии SSO.
CNews: Несмотря на все сложности, многие российские компании до сих пор используют иностранные решения в сфере коммуникаций. С чем, по вашему мнению, это связано? Какова доля иностранных продуктов для бизнес‑коммуникаций и совместной работы на российском рынке?
Дмитрий Головин: Осторожное поведение бизнеса вполне объяснимо. Внедрение нового программного обеспечения во многих случаях непростая задача, требующая перестройки процессов, формирования новых привычек, затрат времени на обучение сотрудников. Даже те, кто уже установил у себя российские решения, одновременно продолжают пользоваться и западными.
Вместе с тем компании понимают, что миграция неизбежна. Действие лицензий рано или поздно закончится, работа на иностранном ПО без поддержки будет становиться все сложнее. Санкции ужесточаются: так, с сентября США запрещает разработчикам предоставлять облачные сервисы на территории России. Запрет затронул, в частности, корпоративный мессенджер Slack и лидера рынка онлайн-досок Miro. Хорошая новость — к настоящему моменту большинство компаний уже успели протестировать российские решения и разработать план по внедрению российских решений в ИТ-инфраструктуру. В результате компании стали активнее переходить на российские решения. Например, значительно вырос спрос на перенос досок из Miro. В связи с этим мы направили основные ресурсы команды «Досок» на совершенствование импорта из Miro. Сегодня любую доску Miro можно сохранить в «Досках» от «МТС Линк» без потерь. Резервную копию могут создать даже пользователи бесплатного тарифа.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, продажи отечественных решений для корпоративных коммуникаций в ближайшие годы вырастут в четыре раза. Среднегодовой темп роста продаж отечественных систем ВКС, включая ПО и оборудование, составит 35%, корпоративной телефонии — 23%, а продажи российского ПО для корпоративных мессенджеров будут расти в среднем на 59% в год.
Тенденция по увеличению доли российских продуктов отчетливо видна уже сейчас. Не последнюю роль в этом играют роль усилия отечественных вендоров по созданию качественного продукта. Дело не только в том, что компании вынуждены переходить на российские решения. Используя их на практике, они видят, что отечественные вендоры могут создавать ПО и оборудование не хуже, а иногда и лучше западного. По результатам тестирования J’son & Partners Consulting, проведенного в 2024 году, по стабильности работы ВКС российские решения обогнали иностранные, а «МТС Линк» занял первое место, обеспечивая надежную связь даже в сложных и нестандартных условиях.
CNews: Поделитесь планами компании. Чего ждать пользователям от «МТС Линк» в ближайший год?
Дмитрий Головин: Мы продолжим работать над интеграцией сервисов и внедрением функций для повышения эффективности. Продолжим поддерживать на высоком уровне качество и доступность сервисов, а также безопасность их использования. Последнее особенно важно, поскольку, по данным «Лаборатории Касперского», в первом полугодии 2024 года количество критичных киберинцидентов выросло на 39% по сравнению с тем же периодом 2023 года, а в некоторых отраслях увеличилось в разы. Поэтому мы планируем продолжать инвестировать в повышение уровня безопасности.
Мы не стоим на месте и не ограничиваемся обновлением существующих сервисов. Недавно мы запустили новое направление разработки — бизнес-юнит «Обучение». Новая команда займется созданием комплексной платформы для корпоративного обучения, включающей в себя линейку цифровых продуктов для бизнеса любого размера, инструменты сквозной аналитики, а также ряд сервисов на базе искусственного интеллекта. По нашим расчетам, внедрение решения поможет повысить эффективность усвоения материала сотрудниками на 22%. Первым шагом к запуску платформы станет масштабное обновление сервиса «МТС Линк Курсы», которое состоится уже в текущем квартале.
CNews: Как вы видите развитие рынка корпоративных коммуникаций в России и свое место на нем?
Дмитрий Головин: Как уже обсуждали выше, рынок корпоративных коммуникаций будет расти, причем очень внушительными темпами. Мы считаем, что будущее за UCaaS-платформами как продуктом, обеспечивающим эффективную работу гибридного офиса, — а есть все основания полагать, что тренд на распределенные команды в ближайшие годы как минимум сохранится, а, скорее всего, усилится.
Что такое продвинутая UCaaS-платформа для крупных компаний? Это средство для надежных, быстрых и безопасных коммуникаций, которое, с одной стороны, четко отделяет личное пространство от делового, с другой — стирает границы между общением онлайн и офлайн. И — следующий шаг — повышает эффективность работы за счет инструментов на основе ИИ. Именно на развитие такой платформы мы и направляем наши усилия. Наша цель — создать платформу унифицированных коммуникаций безальтернативного качества, учитывающую и предвосхищающую потребности enterprise-сегмента в деловом общении. Мы собираемся наращивать свою долю на рынке и своим продуктом задавать новые стандарты качества коммуникаций для крупного бизнеса. Существенную часть пути к достижению этой цели мы уже прошли.
■ Рекламаerid:LjN8KJDdoРекламодатель: ООО «ВЕБИНАР ТЕХНОЛОГИИ»ИНН/ОГРН: 7707340808 / 1157746417575Сайт: https://mts-link.ru/