Разделы

ПО Бизнес Цифровизация ИТ в банках

Илья Григорьян: Эксперименты не только позволяют точно оценить эффект новой фунции продукта, но и снижают риски ее запуска

Продакт-менеджер Илья Григорьян работает с цифровыми и высокотехнологичными- продуктами. Он был приглашенным членом жюри PM Contest, международного чемпионата для продакт-менеджеров, и СХ World Awards, известной премии в области клиентского опыта, а также стал автором нескольких научных статей. Илья рассказал о своем опыте работы в Сбербанке, организации AIESEC и компании Find My Kids.

Илья, давайте начнем с того, как вы пришли в профессию: расскажите о вашем образовании, первом опыте работы и о том, с какого момента вы раскрыли свой талант.

В 2016 году я закончил РЭУ им. Плеханова по специальности «Математические методы в экономике» с красным дипломом, но по этому направлению работать не стал. Уже с 2015 я был частью некоммерческой организации AIESEC. AIESEC — это крупнейшая в мире молодежная организация, предлагающая молодым людям платформу для развития своих лидерских и профессиональных навыков. Моя карьера в организации была интенсивной: за 3 года там я вырос из волонтера-менеджера проекта до руководителя российского подразделения. Именно там я приобрел базовые навыки лидерства, основанного на ценностях, научился строить команды и эффективной коммуникации с иностранными коллегами, а также осознал, что управление — это мое призвание. Там мне удалось поработать над совместными проектами с компаниями-гигантами Metro, Сбербанк, PepsiCo, Coca Cola HBC, Scheider Electric, X5. Опыт AIESEC помог расширить свой кругозор и понять, что у меня есть возможность повлиять на мир и сделать его чуточку лучше. Также я понял, что масштаб влияния, создаваемого эффекта крайне важен, и большие дела в современном мире невозможны без применения технологий. Поэтому, в 2018 году я решил двигаться дальше и перейти в сферу ИТ, чтобы создавать ценность для людей на более глобальном уровне, и лучшей позицией для меня тогда стал продакт-менеджемент, который находится на пересечении управления, технологий и решения проблем.

Илья Григорьян: Я решил перейти в сферу ИТ, чтобы создавать ценность для людей на более глобальном уровне

Вы работали в Сбербанке - крупнейшем банке России и Восточной Европы - больше трех лет. Наверняка, было непросто попасть на работу в такую компанию. Расскажите о том, как пришли в Сбербанк и чего достигли.

Да, я проработал в Сбербанке три с половиной года. После того, как я решил перейти в ИТ, мне удалось попасть в одну из команд Сбербанка. Я начал с позиции Customer Journey Expert, а через полгода возглавил разработку нового web-приложения в роли продакт-менеджера. Спустя еще шесть месяцев у меня появилась отдельная команда, которая занималась только этим продуктом — системы управления контентом (CMS) уведомлений SberTone. В 2021 году я возглавил команду мобильного приложения бизнес-юнита «Уведомления» и начал внедрять там продуктовый подход, что в том числе привело к запуску нового продукта-подписки «Совместные уведомления», а также увеличению числа платящих клиентов сервиса «Уведомления».

Управление командой мобильного приложения стало для меня самым крупным проектом: клиентская база сервиса составляет более 75 миллионов пользователей, а команда, которой я руководил, состояла из 15 человек: разработчики, дизайнеры, тестировщики и аналитики. Кстати, согласно внутренней аналитике по количеству запущенной новой функциональности и среднему количеству пул-реквестов на разработчика, именно моя команда стала самой продуктивной среди всех мобильных команд в 2021 году.

Именно в Сбербанке вы сформулировали свою уникальную практику по внедрению продуктового подхода, благодаря которой вам удалось донести до продакт-менеджеров механизм внедрения подхода и достичь значительных результатов в компании. Расскажите о том, какую проблему удалось решить в индустрии управления продуктами и каких результатов вы добились в Сбербанке?

Среди продакт-менеджеров и тех, кто разрабатывает технологические продукты, давно сложилось понимание продуктового подхода. Продуктовый подход — способ создания и развития продукта, который основывается на проектировании решений «от клиента», работе через эксперименты и исследования, наличие метрик/показателей для приоритезации. Проще говоря, это то, как именно должна работать продуктовая команда в сфере разработки ПО или приложений.

Однако, проблема в том, что все знают, что из себя представляет продуктовый подход, но такого же ясного понимания, как его внедрять и поддерживать, нет. Когда я начал работать с мобильным приложением в Сбербанке, я столкнулся с отсутствием ресурсов и рекомендаций относительно того, как внедрять продуктовый подход. Поэтому я сформулировал свою практику, которую опробовал сначала в Сбербанке, а затем и в других проектах. Благодаря использованию этой практики мне удалось достичь значительных результатов: увеличить количество подписчиков сервиса уведомлений на сотни тысяч, а ежедневный приток подписчиков push-уведомлений — в 10 раз, за шесть месяцев количество таких подписчиков увеличилось на два миллиона человек.

Сейчас вы работаете над международным проектом в сфере family safety — Find My Kids, который является одним из лидеров в странах СНГ и Северной Америке. Отвечать за проект такого масштаба — показатель высокой экспертности, ведь его может вести только специалист, который способен успешно решать сложные задачи и принимать решения, влияющие на выручку и рост продукта.

Приобретя опыт в Сбербанке, я решил попробовать себя в работе в менее крупной компании или стартапе. Так в сентябре 2022 года я присоединился к команде Find My Kids — это приложение, которое помогает родителям быть спокойными за своих детей: позволяет узнать, где находится ребенок с помощью смартфона или детских часов с поддержкой GPS, а также дозвониться до него даже при беззвучном режиме. Продукт Find My Kids имеет большую значимость для многих родителей по всему миру, которые заботятся о безопасности своих детей, особенно в возрасте 6-15 лет.

Там я работаю в качестве growth product manager, отвечая за монетизацию и занимаясь увеличением выручки компании на глобальном уровне. Работа на такой позиции может быть сложной задачей, так как требует навыков не только в области продакт-менеджемента, но и аналитики, unit-экономики и особенностей продаж, осуществляемых в приложениях. Кроме того, монетизация играет важную роль для всего бизнеса компании, ведь она позволяет получать доход и обеспечивать дальнейшее развитие продукта. Поэтому лидировать такое направление должен талантливый специалист с соответствующими навыками и способностями, который может успешно решать сложные задачи и принимать решения, сильно влияющие на выручку и рост продукта.

За время работы в Find My Kids вы запустили несколько экспериментов для роста выручки и улучшения воронки регистрации пользователя. Расскажите о них подробнее.

Да, на текущий момент мы с командой запустили более 40 экспериментов. В последнее время мы увеличили скорость их запуска: примерное количество экспериментов в Find My Kids сегодня составляет 10 в месяц. В основном это A/B тесты — эксперименты, завязанные на данных, когда мы сравниваем новый вариант с текущим. При разработке продукта, даже имея достаточное данных, сложно быть уверенным в том, как отреагируют пользователи на то или иное изменение.

Это большая проблема для любого бизнеса: внедрять новую функциональность, не понимая его влияния. Как следствие, экономический эффект от внедряемых изменений неочевиден или же становится ясен через продолжительное время. Конечно, как правило ожидается, что эффект будет положителен (например, вырастет конверсия в покупку и увеличится выручка), но на сколько именно и с какой вероятностью — предсказать сложно. Поэтому мы прибегаем к научному подходу и количественным методам исследований: формулируем наше предположение в формате гипотезы и запускаем изменение экспериментом, сравнивая между собой поведение пользователей и экономику продукта между двумя вариантами, с изменениями и без них.

В общем, задача каждого из таких экспериментов проверить гипотезу о наличии статистически значимой разницы между вариантами. Одними из успешных экспериментов, в которых новый вариант выиграл контрольный по бизнес-метрикам, стали: использование платежных методов, привычных местным жителям в Индии (там не распространены банковские карты: ими владеет всего 5% населения, а большинство населения пользуются электронными кошельками), новая функция: защита ребенка от незнакомых звонков (белый список), регулярный показ пейвола на определенный вход и эксперименты по ценовой эластичности. Каждый из таких экспериментов позволил нам существенно улучшить метрики продукта, выигрывая в новом варианте по конверсиям и выручке на пользователя. Более того, формат экспериментов даёт возможность не только точно оценивать эффект от изменения продукта, но и снижает риски запуска новой функциональности, которая может негативно повлиять на отклик пользователей и их опыт, так происходит за счет того, что в эксперимент попадают не все пользователи, а только часть из них.

Илья Григорьян: Для меня крайне важно создавать продукты, которые меняют мир и жизнь людей к лучшему

Вы были членом жюри в международном чемпионате для продакт-менеджеров PM Contest, где оценивали работы специалистов в своей области. Чтобы стать членом жюри чемпионата такого уровня важно самому быть лидером отрасли и обладать обширным опытом. Расскажите о чемпионате и том, какие инсайты получили благодаря этому опыту?

PM Contest — международный кейс чемпионат для продакт-менеджеров, организуемый ассоциацией Burning Heroes. Идея чемпионата в том, чтобы связать талантливых менеджеров по продуктам с быстрорастущими технологическими компаниями через решение кейсов. Для меня это был, безусловно, яркий и полезный опыт, ведь мне надо было оценивать решения сразу в трех номинациях, а каждая номинация — это продукт с уникальной бизнес-моделью. Участниками чемпионата стали специалисты широкого профессионального контекста: из тех участников, чьи решения оценивал я, большая часть была из Северной Америки, Европы и Южной Азии; при этом были как продакт- менеджеры с многолетним опытом, так и профессионалы, которые уже развивают собственный бизнес. При этом, благодаря такому разнообразию участников по опыту, всем членам жюри удалось познакомиться с нестандартными решениями и подходами. Таким решением, к примеру, стало предложение по встраиванию в мессенджер Telegram полноценной платформы для создания интернет-магазина, привязанного к каналу или аккаунту. Встраивания такого инструментария позволит Telegram капитализировать не только на широкой аудитории, но и на платежной системе и рекламном кабинете, которые уже реализованы в мессенджере.

Илья, вы являетесь автором нескольких научных статей, а также были приглашенным членом жюри таких престижных конкурсов как PM Contest, и СХ World Awards. Какие тенденции в индустрии развития цифровых продуктов вы как эксперт можете выделить?

Первое – это фокус на добавочную ценность в развитии продукта. Сегодня важно делать продукт так, чтобы в нем было достаточно ценности, чтобы люди были готовы отказаться от чего-то привычного ради нового решения, которое упростит их жизнь. Создать идеальное решение сложно, более того, этого не всегда необходимо: продукт должен отличаться от конкурентов настолько, чтобы добавочная ценность от него компенсировала все трудности при переключении с альтернативного (текущего). Опора на такой подход можно существенно упростить стратегию продукта или приоритезацию ближайших задач по его развитию.

Второе — альтернативные “сторы”. Сторы — это виртуальные магазины приложений. Такими являются, например, App Store от Apple и Play Market от Google. Сейчас есть тренд на то, чтобы приложения размещались не только в сторах iOS или Android, но и в альтернативных, созданных производителем (например, GetApps от Xiaomi) или разработанных для жителей конкретной страны (например, RuStore в России). Технически такая возможность существует только для Android, однако существует большая вероятность, что тенденция дойдет и до платформы iOS В любом случае, появление альтернативных сторов усиливает конкуренцию, которая позитивно повлияет на разработчиков приложений: новые источники рекламного трафика или снижение комиссии за покупки.

К чему вы как эксперт в продакт-менеджменте стремитесь в будущем?

Как и любой продакт-менеджер, я стремлюсь развиваться дальше: брать больше ответственности, изучать новые подходы и лучшие практики, создавать более качественный продукт, который создает ценность. Это классический вектор развития. При этом для меня крайне важно, чтобы продукт, над которым я работаю, создавал пользу для общества. В таком контексте, приложение Find My Kids является отличным примером. Да, Find My Kids уже помогает миллионам родителей по всему миру, это огромное достижение, при этом я вижу какие большие возможности у нас есть с точки зрения решения других задач, которые возникают в процессе воспитания ребенка. В целом, мне бы хотелось добавлять пользу в первую очередь для родителей: помогать им в их заботах и преуспевать в воспитании детей. Например, создать новые функции, которые бы решили часть задач, связанных с воспитанием ребенка и организацией его распорядка дня.

Для меня крайне важно создавать продукты, которые меняют мир и жизнь людей к лучшему, и на мой взгляд это не просто мнение, но и важный фактор развития любого бизнеса. Сейчас, когда технологии развиваются с невероятной скоростью, у нас есть уникальная возможность создавать продукты, которые меняют мир вокруг нас. Большие технологические компании уже давно поняли, что успех бизнеса связан не только с прибылью, но и с тем, насколько они помогают людям жить лучше или чувствовать себя лучше.

Именно поэтому я считаю, что продакт-менеджеры, как драйверы развития продуктов, должны уделять большое внимание социальной ответственности и этике в своей работе. Мы должны помнить о том, что наши продукты влияют на жизнь людей, и стремиться создавать продукты, которые помогают обществу и не наносят вреда. Только тогда мы сможем добиваться долгосрочного успеха и создавать продукты, которые по-настоящему меняют мир к лучшему.

Сабина Абасова