Разделы

ПО Бизнес Цифровизация Внедрения

ИИ помогает страховщикам оценить ущерб от ДТП по фото

Елена Волченко

к.т.н., руководитель отдела аналитики компании «Финолаб.ру»

Страховым компаниям нужны современные инструменты, чтобы ускорить выплаты, избежать ошибок, повысить точность расчета ущерба вплоть до 93%. Как реализовать на практике такой сервис? Рассказывает Елена Волченко, к.т.н., руководитель отдела аналитики компании «Финолаб.ру».

Инновации в урегулировании страховых случаев

В 2022 году мы вывели на рынок CarDamageTest — сервис дистанционной оценки технического состояния автомобилей на основе нейронных сетей и классического machine learning.

Виды определяемых повреждений и детектируемые нашим сервисом сегменты автомобилей полностью соответствуют требованиям и нормативным документам, регулирующим страхование автомобилей. На сегодняшний день сервис выделяет 35 сегментов на автомобилях и определяет 11 классов повреждений, начиная от мелких сколов краски и ржавчины и заканчивая отсутствующими деталями. Продукт имеет конкурентные показатели на глобальном рынке: точность классификации повреждений достигает 92,6%.

CarDamageTest является разработкой компании «Финолаб.ру». Сервис доступен в виде приложения для мобильных устройств и API, которое интегрируется в ИТ-систему заказчика. Количество скачиваний приложения растет ежемесячно на 40%.

Классы детектируемых повреждений

Как мы разрабатывали наш сервис

Предварительная обработка данных

Для получения качественной входной информации пришлось приложить много усилий. На старте мы располагали датасетом размером 250 000 изображений автомобилей, среди которых были как целые, так и авто с повреждениями. Далее мы набрали команду разметчиков и начали обучение, а ровно через неделю поняли, что один разметчик за смену размечает 12-15 изображений, и для разметки всего датасета нам нужны годы. Да и размечать изображения «с нуля» оказалось для них очень сложно.

Поэтому, разметив вручную первую тысячу изображений, мы в дальнейшем обучили нейронную сеть выполнять черновую разметку. Корректировка такой разметки занимает в среднем на 36% меньше времени. Получив размеченный датасет из нескольких тысяч изображений, мы дообучили GAN (генеративно-состязательную сеть), добавили фильтрацию ансамблем нейронных сетей и получили возможность генерировать синтетические размеченные изображения, большинство из которых нуждается в минимальной корректировке. Периодически проверяли точность генерации изображений и при необходимости вносили корректировки. Даже на первых этапах такой подход позволил нам сократить время разметки в 4,2 раза, а постоянное дообучение обеих нейронных сетей на вновь размеченных данных позволило нам ускорить разметку более чем в 7 раз.

Сейчас наш датасет — это объединение реальных и искусственных авто, имеющих одинаковую ценность для создания сервиса. Это решение подходит как для сегментации изображений, так и для разметки повреждений.

Ручная разметка сегментов и сегментированное искусственное изображение

Ручная разметка сегментов и сегментированное искусственное изображение

Следующим этапом стала предварительная обработка данных, которые мы получаем от клиента. Страховые компании традиционно оценивают автомобиль по пяти изображениям, сделанным на уровне задних и передних фар и фотографии крыши, но проведя анализ удобства таких требований для клиента, функциональности современных мобильных приложений, да и просто оценив, насколько правильно делают фотографии клиенты, мы приняли решение не ограничивать наших клиентов фотографиями, а дать им возможность записывать круговое видео автомобиля.

Таким образом, для работы с нашим сервисом клиент может как сделать фотографии, так и записать круговое видео (можно даже по частям) своего автомобиля. Ну а если он что-то не снимет или снимет некачественно, мы ему об этом сообщим и попросим доснять.

Кроме оценки полноты входных данных (наличие автомобиля на фото или видео в целом и всех частей кузова в частности) предобработка изображений в нашем сервисе включает в себя оценку затемненности и засвеченности изображений, анализ присутствия всех деталей кузова на предоставленных материалах. Также для ПСО, согласно требованиям страховых компаний, предусмотрена фильтрация изображений, на которых присутствует грязь и снег. Для выполнения этих задач нами разработана модель фильтрационной воронки с использованием нескольких типов нейронных сетей глубокого обучения, позволяющая не только качественно выполнить фильтрацию, но и сделать это за минимальное время.

Размытое и затемненное изображения автомобиля, отклоненные на этапе предобработки

Завершает этап предобработки разработанная нами модель идентификации автомобиля в пространстве, благодаря которой мы не только корректно определяем правую и левую сторону автомобиля, но и с погрешностью не более 5,3 градуса определяем местоположение снимающего относительно автомобиля в момент съемки. Реализация этого этапа позволила отказаться от выделения классов левых и правых передних дверей, левых и правых задних дверей и т.д. Заменить их классами — передняя дверь, задняя дверь, передняя стойка и т.д. Тем самым мы сократили количество сегментов с 47 до заявленных ранее 35, улучшив сходимость алгоритма.

Сегментация деталей автомобиля

Для успешного решения задачи сегментации деталей корпуса на разных этапах работы над сервисом было протестировано несколько типов нейронных сетей глубокого обучения — таких, как двухстадийные детекторы Mask R-CNN и Faster R-CNN и одностадийные семейства YOLO с разнообразными метриками и значениями параметров. Однако на первых порах мы получили парадоксальную ситуацию: качество работы сервиса на пяти изображениях было выше, чем на видео, где в нашем распоряжении была сотня фотографий. Причина этой коллизии оказалась в психологии автолюбителей: оказывается, существуют «любимые» и «нелюбимые» углы съемки автомобилей.

Распределение количества фотографий, снятых с различных ракурсов

Как видим, фотографии обычно делаются со стороны пассажира на уровне передней и задней фар.

Добавив фотографий с «нелюбимых» ракурсов в обучающий датасет и разработав ансамбль классификаторов с дополнительной пред- и постобработками, мы получили 93,1% точности автоматического определения сегментов автомобилей.

Сегментация автомобиля

Сегментация повреждений также имела свои ожидаемые и неожиданные трудности. С одной стороны, невозможно получить даже от опытных разметчиков идеально размеченные фотографии, поскольку человеческий глаз не всегда может отличить ржавчину от грязи, а тени от окружающих объектов — от царапин. С другой стороны, разнообразный характер повреждений; принципиально разные классы повреждений на стекле и металле; грязь, снег, капли дождя, всевозможные тени, отражения и блики существенно усложнили и так сложную задачу.

Примеры ложных повреждений

Классификация повреждений

На сегодняшний день классификатор повреждений — это ансамбль трех алгоритмов, обученных как на подмножествах классов повреждений, так и на всех классах вместе. Для обучения сегментатора была разработана собственная аугментация MosCut на базе библиотеки Albumentations, снижающая вариативность классов во время обучения. Преимуществом решения является не только качественная детекция повреждений, но и низкий процент ложных срабатываний, когда за повреждения принимаются тени, отражения и грязь.

Детекция царапины без учета ложных отражений линий разметки и солнечных бликов

Финальная обработка полученных результатов заключается в сопоставлении найденных повреждений с сегментами автомобиля на каждом изображении и агрегации данных о повреждениях, полученных со всех изображений.

В целом процесс работы нашего сервиса от загрузки фото- и видеоизображений до формирования решений представляется следующим образом.

Результатом работы сервиса может быть сообщение о том, что повреждения не найдены или найденные повреждения с указанием сегментов, на которых они найдены. По результатам работы формируется текстовое описание результатов оценки автомобиля, соответствующее требованиям страховых компаний, а для пользователя найденные повреждения дополнительно визуализируются.

Результаты работы сервиса

Что дальше?

Мы продолжаем развивать сервис за счет новых возможностей, более совершенного алгоритма обработки данных. Получая фото- и видеоматериалы со смартфона автовладельца, мы научились в различных условиях выполнять качественную оценку автомобиля независимо от наличия снега, грязи, яркого солнца с бликами и неравномерной освещенности. Благодаря исследованиям и применению лучших практик Deep Learning сегодня мы успешно сегментируем подавляющее большинство марок и моделей автомобилей.

erid:Pb3XmBtzsyzU27JibjUMthfRsZyz3QLQHRHxGTiРекламодатель: ООО МКК «КРЕДИТТЕР»ИНН/ОГРН: 7702463482/1197746100530Сайт: https://finolab.ru/