Разделы

ПО Бизнес Цифровизация

Автобус в смартфоне: как Дептранс развивает транспортную концепцию MaaS в Новой Москве

Жители Новой Москвы уже несколько месяцев могут пользоваться первым в стране сервисом bus on demand («автобус по запросу»). Его принцип похож на хорошо знакомые всем онлайн-агрегаторы такси. Отличие в том, что маршрут у вызываемого автобуса фиксированный, как и цена проезда. Услуга доступна в приложении «Московский транспорт». О том, какие удобства новый сервис приносит по сравнению с обычным общественным транспортом, и насколько быстро он может распространиться по всей стране, мы поговорили с Сергеем Ломтевым, руководителем инновационного центра «Безопасный транспорт» при Дептрансе, и Дмитрием Кохом, CEO компании «Интеллектуальные социальные системы», разработавшей приложение.

CNews: Давайте начнем с «точки входа». Какое приложение нужно открывать для вызова автобуса?

Сергей Ломтев: Приложение «Московский транспорт». С его помощью Департамент транспорта Москвы реализует концепцию MaaS — mobility as a service. Можно строить сложные маршруты с учетом всех основных видов транспорта, узнавать об изменениях в транспортной системе, загруженности транспорта и т.д.

Внутри приложения — сервис под названием «По пути». Не дольше чем через 30 минут после заказа комфортабельный микроавтобус прибывает на ближайшую к пользователю виртуальную остановку — не далее, чем за 500 м от места заказа. Оплата — также через приложение.

Сергей Ломтев, руководитель инновационного центра «Безопасный транспорт» при Дептрансе

Сейчас автобусы по запросу курсируют в нескольких районах Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). С момента запуска сервиса пассажиры совершили более 99 тысяч поездок. И большинство оценили услугу на высший балл.

CNews: А какие планы по развитию сервиса?

Сергей Ломтев: Департамент транспорта Москвы проводит пилот сервиса и постепенно масштабирует его. На данный момент из нескольких поселений в ТиНАО можно доехать до метро «Прокшино», станции МЦД «Силикатная» и обратно. Недавно было «подключено» и поселение Рязановское, жителей которого довозят до станции МЦД-2 «Щербинка».

CNews: Как вы оцениваете перспективы развития такого сервиса?

Сергей Ломтев: Развитие сервисов мобильности и, в частности, услуги bus on demand — общемировой тренд, который отвечает сразу нескольким тенденциям. Во-первых, автобусы по требованию позволяют перемещаться на общественном транспорте с новым уровнем комфорта. Это дает людям больше выбора в средствах передвижения, которые во многом лучше, чем личный автомобиль.

Сервис позволяет оптимизировать транспортную сеть, а населению обходится в разы дешевле, чем такси. Он также будет востребован там, где жилые локации разбросаны, но есть центры притяжения — предприятия, торговые центры, школы и университеты.

Не дольше чем через 30 минут после заказа комфортабельный микроавтобус прибывает на ближайшую к пользователю остановку — не далее чем за 500 м от места заказа. Оплата — также через приложение.

В городах сервис идеально внедрять в комплексе с транспортным MaaS-приложением, подобным «Московскому транспорту». Оно позволяет строить мультимодальные маршруты с учетом всех видов транспорта — метро, автобусов, трамваев, такси, каршеринга, велосипедов, электросамокатов и других. Человек выбирает оптимальный для себя способ добраться до нужного места, исходя из дорожной обстановки, погоды, личных предпочтений и того, насколько он торопится.

CNews: Если представить себе, что у городских властей (не московских) есть интерес к масштабированию такого проекта, то что им потребуется у себя внедрить или довнедрить? Насколько успешно приложение «Московский транспорт» копируется для использования в других регионах?

Дмитрий Кох: Приложение, аналогичное «Московскому транспорту», может быть запущено в любом регионе. Для этого потребуются интеграции с РНИС — региональной навигационно-информационной системой региона, системой билетного сервиса и другими транспортными системами. Под работу bus on demand нужно выделить отдельный автобусный парк, и на автобусах должны быть установлены датчики, передающие телематику. Но это сейчас есть практически везде. Дальше дело только за мобильным приложением от опытных в данном сегменте разработчиков.

Заказчиками могут выступать не только госструктуры, но и крупные частные предприятия. Например, если они уже работают или открывают филиалы в регионах, за чертой города. Транспортная доступность позволит им привлечь больше сотрудников, студентов и т.д., сделает более комфортной рабочую, учебную среду.

Дмитрий Кох, CEO компании «Интеллектуальные социальные системы»

Небольшим городам и поселениям сервис bus on demand будет не менее полезен. Потому что не секрет, что высокая мобильность населения всегда положительно влияет на развитие территории, привлекает инвестиции, девелоперов и новых жителей. Поэтому мне кажется, что у bus on demand в России очень хорошие перспективы.

На старте работы с новой территорией нужно проанализировать дорожные сети, городскую или сельскую инфраструктуру, траектории человеческой мобильности. А затем принимается ряд стратегических решений: где именно расположить остановки автобусов, сколько их нужно, сколько потребуется автобусов и т.д.