Разделы

Цифровизация

Андрей Шевченко, Hostkey: Как изменила рынок хостинга авральная цифровизация

В цифровую эру год всегда шел за пятилетку, а после прихода пандемии и локдаунов ИТ-ландшафт меняется стремительно. Значительная часть процессов сейчас происходит в условиях авральной цифровизации, когда вынужденное внедрение новых бизнес-процессов из-за тотальной «удаленки» влечет за собой экспоненциальное расширение ИТ-инфраструктуры. Конечно, все это справедливо и для такого сервиса, как хостинг. О том, с каким вызовами столкнулся этот сегмент рынка и как новые запросы изменили его, CNews поговорил с Андреем Шевченко, генеральным директором международного хостинг-провайдера Hostkey в России.

CNews: С какими новыми вызовами столкнулся рынок хостинга в условиях пандемии?

Андрей Шевченко: Мы попали в идеальный шторм, когда в одной точке сошлось сразу множество проблем. Конечно, главная из них — это переход компаний на удаленку, что потребовало резкого увеличения мощностей, а следовательно, расширения парка оборудования. Одновременно случился бум на рынке криптовалют, вызвавший небывалый спрос со стороны майнеров на мощные серверы и серверы с GPU-картами. При этом на мировом рынке образовалась проблема с цепочками поставок комплектующих и дефицит микрочипов. Листы ожидания на их поставку и на аренду вычислительных мощностей измеряются уже несколькими месяцами. Добавьте резкий рост цен на электроэнергию в Европе, который значительно повлиял на стоимость услуг дата-центров, а значит — и на цены хостинга для клиентов.

CNews: Каких новых подходов к организации ИТ-сервисов потребовали эти изменения?

Андрей Шевченко: Главное — радикально выросла скорость изменений, требования к time to market постоянно ужесточаются. Там, где раньше были оффлайн или гибридные решения – все ушло в онлайн. Это, в свою очередь, подстегнуло глобализацию: международные компании вынуждены развивать инфраструктуру в разных регионах, чтобы обеспечить надежность бизнес-процессов. А средние и небольшие компании благодаря всеобщей «удаленке» получили возможность нанимать персонал из других регионов, что также требует организации ИТ-инфраструктуры вдали от расположения главных офисов.

Сказанное справедливо для структур любого размера – от ИП и SMB до компаний федерального масштаба и транснациональных корпораций. Бизнес сегодня как никогда нуждается в обеспечении бесперебойной работы, быстрого запуска новых процессов при сохранении качества сервиса, причем за разумные сроки и деньги.

Андрей Шевченко, Hostkey: Бизнес сегодня как никогда нуждается в обеспечении бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры

Пандемия ускорила те процессы, которые развивались и до ее начала. И, конечно, многие из них останутся после ее окончания уже как стандарт работы. Рынок хостинговых услуг не исключение. В новых условиях обычного набора услуг хостинг-провайдера стало просто недостаточно клиентам. Сегодня хостинг это не только про «подключить сервер к сети». В изменившемся мире, где в любой момент могут закрыть авиасообщение или запретить доступ на объекты, а всех сотрудников перевести на удаленку, провайдеры должны уметь гораздо больше. Именно комплексные услуги сегодня де-факто становятся стандартом для рынка.

CNews: Что в связи с новыми требованиями изменилось в структуре услуг Hostkey, как вы перестроили работу?

Андрей Шевченко: Мы давно поняли, что рынок движется от простой сдачи в аренду вычислительных мощностей или стоек под серверы к подключению инфраструктуры к мировым сетям и созданию комплексных услуг к построению мировых сетей и комплексным услугам, которые закрывают множество потребностей клиентов. Мы и до того планомерно двигались в этом направлении, но пандемические явления значительно ускорили нас.

Так, мы в Hostkey разработали комплексную услугу по размещению и обслуживанию оборудования клиентов в дата-центре, которая покрывает весь жизненный цикл ИТ-инфраструктуры. Мы предлагаем клиенту не только поставить его оборудование в стойку ЦОД в дата-центре и подключить его к мировым операторам связи, но и подобрать и купить оборудование, причем в сжатые сроки и со значительными скидками, так как хорошо знаем особенности европейского и российского рынков. Купленное оборудование надо как-то доставить и где-то хранить. Логистику и складские услуги тоже берем на себя. Затем монтаж, настройка и запуск оборудования, техподдержка, устранение нештатных ситуаций, модернизация и ремонт оборудования. Демонтаж, утилизацию или продажу БУ оборудования мы тоже обеспечим.

Сегодня сотрудники клиента могут вообще ни разу не появиться в ЦОДе, где размещены их серверы! Все вопросы решаются удаленно, на основе согласованных технических заданий и спецификаций, а работы контролируются клиентом в режиме реального времени с помощью видеостримов. И даже с учетом стоимости услуг, для клиента все равно выходит значительная экономия. В помощь — наш пятнадцатилетний опыт на международных рынках и давние партнерские связи с крупными поставщиками — AMD, Dell, Gigabyte, Supermicro, Asus и другими. А самое главное, что масштабирование ИТ-инфраструктуры происходит быстро и в предсказуемые сроки.

Ну а если говорить о специфическом «ковидном» влиянии, то нашим ответом на него стала новая услуга «Remote Smart Hands» (если переводить дословно — “удаленные умные руки”). Когда стало понятно, что пандемия это надолго, и что планировать командировки совершенно невозможно, мы начали получать запросы на услуги по обслуживанию оборудования в разных дата-центрах в Нидерландах. В связи с возникшим спросом мы и создали эту услугу, обеспечивающую поддержку ИТ-инфраструктуры клиентов в любом нидерландском ЦОД.

Рынок движется от простой сдачи в аренду вычислительных мощностей или стоек под серверы к подключению инфраструктуры к мировым сетям и созданию комплексных услуг к построению мировых сетей и комплексным услугам

Вот случай из практики — к нам обратилась компания с просьбой разобрать их стойку в одном из ЦОД в Амстердаме, так как она им больше была не нужна и до конца месяца им надо было ее освободить. Мы выехали в регион, где находился ЦОД, демонтировали все оборудование и освободили стойку. Часть оборудования была отправлена клиенту транспортной компанией, часть мы выкупили для себя, остальное утилизировали.

CNews: А как повлияли изменения на вашу собственную инфраструктуру?

Андрей Шевченко: Во-первых, в связи с резко возросшим спросом на хостинг, мы постоянно расширяем свои серверные площади в дата-центрах как в Европе, так и в России. Так, этой осенью мы запустили новые площадки в новом московском ДЦ Data Pro класса Tier IV и ДЦ euNetworks класса Tier III в Амстердаме. Там мы арендуем значительные площади для размещения серверов наших клиентов, в том числе — в рамках услуги colocation.

При этом клиенты могут арендовать и большое количество стоек для развертывания масштабной ИТ-инфраструктуры, и буквально один юнит — место для размещения одного сервера в серверной стойке. То есть доступ к хостингу в дата-центрах мирового уровня получают не только крупные корпорации, но и небольшие компании, даже частные лица.

Кстати, аренда небольшого количества стоек востребована не только малым бизнесом. Это может потребоваться и крупным компаниям, которым по той или иной причине нужно вынести часть инфраструктуры в другой регион или за границу. В современных условиях часто требуется, чтобы ядро инфраструктуры было распределенным.

Во-вторых, несмотря на дефицит комплектующих на рынке, благодаря нашим устойчивым партнерским связям с поставщиками над удается предлагать клиентам оборудование последних поколений, например GPU-серверы на базе профессиональных графических карт RTX A5000 и RTX A4000. А вы помните, что с начала года GPU-карты стало невероятно трудно купить из-за бума майнинга.

В-третьих, мы запускаем самые неожиданные продукты. Например, для того, чтобы компенсировать нехватку мощных серверов с процессорами AMD EPYC, мы используем высокопроизводительные серверы на базе процессоров AMD RYZEN с возможностью удаленного управления через IPMI. Это не только решает вопрос дефицита оборудования, но и экономичнее, чем серверы на EPYC.

CNews: Если услуга colocation сейчас так востребована, почему бы компаниям не арендовать стойки напрямую у операторов дата-центров?

Ну во-первых, потому что дата-центры просто не станут работать с клиентами на одну стойку или один юнит в стойке. Им это невыгодно и неинтересно.

А мы арендуем в ДЦ значительные площади на специальных условиях, получаем скидку «за объем». И значит можем в свою очередь предложить клиентам выгодные цены и лучший сервис, чем при прямой аренде.

И что важнее — мы обеспечиваем гибкость размещения, консалтинговые и технические сервисы, которые упрощают работу с ИТ-инфраструктурой. Размещение собственного или арендованного оборудования заказчика, бесшовная миграция в ЦОД, монтаж, демонтаж и переподключение при изменении количества арендуемых стоек, — все это мы готовы взять на себя, а оператор дата-центра такими вопросами не занимается. Даже если ваши серверы находятся в вашем городе, это небанальная задача, требующая серьезных затрат и привлечения дорогостоящих специалистов. А если инфраструктура находится в нескольких тысячах километров от вас?

Например, если компания по каким-то причинам вынуждена держать часть своей инфраструктуры в Европе, а сама находится в России или США, ей необходимо или регулярно командировать инженеров для обслуживания инфраструктуры, или нанимать их на местном рынке. Отсюда трудности: далеко, долго, дорого, незнание языка и местных особенностей, удаленность от главного офиса.

Там, где раньше были оффлайн или гибридные решения – все ушло в онлайн

К тому же проблемы с локдаунами, закрытием многих стран и направлений для перелетов. Но серверы надо обслуживать. Компаниям приходилось нанимать специалистов на местном рынке, а действительно профессиональных команд немного, их непросто найти и сложно контролировать в чужой стране. Все это создает огромные риски для бесперебойной работы и стабильного развития, которые дата-центры решать не готовы.

Как пример — в конце прошлого года одному из наших российских корпоративных клиентов потребовалась срочная миграция оборудования, так как его ЦОД в Амстердаме в один «прекрасный» день поднял цены на электричество сразу в пять раз. Мы разработали план миграции, схему коммутации и перевезли стойку из одного дата-центра в другой на расстояние 150 км. В стойке было более 30 серверов, несколько СХД, около 6 единиц различного серверного оборудования и более 200 оптических кроссировок. На месте наши специалисты все смонтировали и запустили под удаленным контролем инженеров клиента. Общий простой составил менее 10 часов — в ночь с пятницы на субботу.

Cnews: Почему же сами дата-центры не запускают такую услугу?

Андрей Шевченко: У дата-центров хватает забот по поддержанию своей инфраструктуры и вводу в эксплуатацию новых мощностей, это просто не их хлеб. Также услуга по комплексному обслуживанию серверов на colocation непростая — требуется индивидуальный подход, надо вникать в особенности ИТ-архитектуры и процессы компании, чтобы предлагать эффективные решения с учетом долгосрочного влияния на бизнес. Нужны связи с разными игроками на локальных рынках. Все это требует накопленного опыта, прежде чем вложенные средства и усилия начнут приносить финансовую отдачу. Мы этот опыт накопили за более чем 15 лет работы на международном рынке, обслуживания собственного парка серверов (в котором уже больше 5000 единиц) в дата-центрах Нидерландов, США и России. Все это позволяет нам предоставить качественные услуги, а не учиться этому бизнесу на наших клиентах.

Недавно у нас был такой кейс: мы устанавливали для клиента кластер из 40 модульных серверов Dell — 10 шасси по 4 лезвия в каждом. Оборудование пришло в ЦОД в коробках, большая часть компонентов была приобретена клиентом на вторичном рынке по отдельности — память, процессоры, диски и т.п. Мы собрали и протестировали серверы, настроили на них удаленное управление и смонтировали всё в стойку с коммутацией витой парой. Общее время работ составило около 16 часов, и стоило это клиенту менее 1500 евро. Сам ЦОД от таких работ фактически отказался, выставив заградительную цену.

CNews: Почему в Европе вы выбрали Амстердам, а не Лондон или, например, Франкфурт?

Андрей Шевченко: На европейском рынке найти площадку, которая по своим параметрам позволяет обеспечить качественный хостинг за приемлемую стоимость, сегодня не так просто. Нидерланды — это оптимальный вариант в Европе. Это самая англоговорящая страна (после Великобритании, конечно), здесь сильная конкуренция, а значит — высокое качество услуг и приемлемые цены. Плюс государство создает бизнес-преференции для ИТ-сектора. Все это позволяет держать высокое качество обслуживания при доступных ценах.

Размещение оборудования заказчика, бесшовная миграция в ЦОД, монтаж, демонтаж и переподключение — все это мы готовы взять на себя.

Наша новая точка присутствия в Амстердаме размещена на площадке международного провайдера euNetworks, это позволяет предоставлять клиентам достаточное количество стоек и создать резерв для устойчивого развития, что важно в условиях стоечного дефицита в Западной Европе и непредсказуемости спроса в будущем.

Оборудование Hostkey напрямую подключено к сетям передачи данных euNetworks, связывающим ведущих мировых операторов связи и точки обмена трафиком AMS-IX, NL-IX, Speed-IX, Data-IX и Global-IX через магистральные оптоволоконные каналы высокой пропускной способности. То, что один из центральных узлов связи и обмена трафиком, находится непосредственно в нашем ЦОД, гарантирует бесперебойную доступность услуг и высокие скорости. Это дает нам огромные возможности по организации сетевой связанности в Нидерландах, Европе, Северной Америке и по всему миру.

При этом все сотрудники нашей инженерной службы в Амстердаме говорят и по-русски, и по-английски, координируются опытными инженерами локально и из Москвы. Это позволяет нам сделать взаимодействие с клиентами из России, Восточной Европы и Азии быстрым и беспроблемным.

Также немаловажно, что размещая свое оборудование в Нидерландах, российские клиенты заключают договор именно с российской компанией, это заметно облегчает расчеты и документооборот, плюс дает возможность оформить возврат НДС. Хотя мы предоставляем возможность работать и через нидерландское юрлицо.

Важно, что у клиента всегда есть возможность выбора локации сервера. При этом географическое расположение оборудования не влияет на качество обслуживания и надежность систем.

CNews: А каковы сегодня стандарты надежности?

Андрей Шевченко: Все наши новые мощности мы размещаем в дата-центрах, соответствующих уровню надежности не ниже Tier III, как например у ДЦ euNetworks в Амстердаме. Класс Tier III по международной классификации Uptime Institute означает, что ДЦ гарантирует безотказность работы на уровне 99,982%.

А наша новая площадка в Москве — дата-центр Data Pro III — в ближайшее время пройдет сертификацию на соответствие стандарту Tier IV. Это максимальная степень надежности, гарантирующая отказоустойчивость на уровне 99,995%. В Европе и России очень немного сертифицированных на таком уровне дата-центров.

Для того, чтобы получить сертификацию на уровне Tier III и Tier IV, инфраструктура ДЦ должна соответствовать высочайшим стандартам резервирования охлаждения и электропитания, быть оснащена лучшими многоуровневыми системами контроля доступа в здание и машинные залы, физической безопасности серверов и противопожарной защиты. Каждая стойка в них подключена к двум независимым лучам электропитания, а в случае серьезных проблем с электричеством включаются дизельные генераторы, которые могут поддерживать бесперебойную работу дата-центра в течение многих часов. По нормативам простой в работе оборудования за год может составить не более 1,6 часа.

CNews: Каковы на ваш взгляд главные тренды для рынка хостинга на ближайшие годы?

Андрей Шевченко: Однозначно, будущее за комплексными решениями. Бесперебойность сервиса, скорость развертывания и модернизации инфраструктуры — это уже не вопрос престижа, это вопрос выживания для большинства бизнесов. И будущее за теми хостинг-провайдерами, которые смогут обеспечить своим клиентам не только место в стойке и «быстрый канал», но и будут готовы взять на себя многие другие функции от бесшовной миграции и закупки оборудования до построения и поддержки ИТ-инфраструктуры под ключ. Позволив тем самым своим клиентам сконцентрироваться на основной деятельности и экономить бюджет на обслуживание ИТ-инфраструктуры.