Жизнь после РАО ЕЭС: энергетики дают ИТ-прогнозы
Круглый стол, проведенный CNews Analytics и CNews Conferences по теме "ИКТ в энергетике: сценарии развития", ставил задачу определить – как будет происходить информатизация сектора после завершения реформы РАО ЕЭС и прекращения существования этой структуры. В мероприятии приняли участие представители российских энергопредприятий, а также поставщики ИТ и телекоммуникационных решений для отрасли.Андрей Бордачев, руководитель группы отдела управленческого консалтинга TopS BI, обращает внимание на то, что управление бизнесом и ИТ-поддержка в энергокомпаниях различны по историческим причинам в различных регионах. При этом перед всеми, очевидно, стоит ряд общих задач, в контексте которых просматривается несколько сценариев дальнейших стратегий информатизации. Во-первых, минимизация стоимости владения ИТ – например, за счет унификации систем, постепенного отказа от решений с дорогостоящей поддержкой. Во-вторых, развитие ИТ как минимально-достаточной поддержки бизнеса – включая внедрение ERP среднего класса и постепенный отказ от дорогостоящих систем. В-третьих, в условиях смены владельца энергопредприятиям имеет смысл рассматривать ИТ как один из инструментов повышения капитализации и качества управления – а это значит, выбор более дорогих (но, и как правило, и более функциональных) решений. В любом случае, подчеркивает Андрей Бордачев, стратегия ИТ должна основываться как на требованиях бизнеса, так и на понимании роли ИТ в достижении стратегических целей компании.
Телеком-поддержка бизнеса
Непрерывность бизнеса энергопредприятий обеспечивают надежные телекоммуникации. Помимо построения базовой телеком-инфраструктуры, необходимо предусмотреть резервную систему связи – на случай неисправности сетей наземных операторов, аварий, стихийных бедствий. Здесь, по словам Олега Куца, генерального директора "Стэк.Ком", может быть целесообразным развертывание мультисервисной VSAT сети - предлагающей достаточно широкие возможности и являющейся безальтернативной технологией в удаленных труднодоступных районах страны.
Среди наиболее актуальных преимуществ VSAT – в том числе, и для энергетиков – помимо отсутствия географических или инфраструктурных барьеров, простота обслуживания, быстрая масштабируемость, возможность быстрого демонтажа и установки в другом месте, а также низкое потребление энергии и в целом экономическая эффективность.
VSAT, перспективы которого в России оцениваются достаточно высоко, при условии снижения стоимости оборудования и упрощения процедуры регистрации, поддерживает в инфраструктуре энергопредприятия корпоративную мобильную связь (TETRA, GSM), подключение к КИС (ERP или специализированным системам) всех подразделений, включая удаленные, а также передачу данных АИИСКУЭ (9,6-64 кбит/с, 1000 мс).
Аутсорсинг управления проектами
Аутсорсинг – вполне освоенный уже российскими энергетиками формат получения услуг, и в сфере ИТ, и в сфере управления проектами. В последнем случае прибегать к помощи внешнего поставщика, по мнению Андрея Бадина, директора департамента аутсорсинга управления проектами компании PM Expert, целесообразно при стремительном росте количества проектов и нехватке собственного персонала. Предполагается также, что компания берет на вооружение стратегию вывода этой деятельности как непрофильной вовне.
Статистика спроса на аутсорсинг УП в России
Источник: PM Expert, 2007
В качестве примера Андрей Бадин приводит опыт аутсорсинга управления проектами в ФСК ЕЭС. Программа охватывает все регионы РФ – и более 60 подрядчиков. Основной причиной привлечения аутсорсера (в данном случае – PM Expert) стало отставание по срокам реализации. В результате перехода на новую модель и внедрения ИТ-системы управления проектами информация по статусу работ в регионах стала прозрачной, достоверной и прогнозируемой, а решение всех проблем - оперативно возможным.
Что после РАО?
До недавнего времени стратегия информатизации в рамках РАО ЕЭС определялась – в той или иной мере - департаментом ИТ. Он просуществовал 3 года, в течение которых реализовывал функцию стратегического управления ИТ в холдинге, резюмирует Александр Селютин, зам начальника ДИТ РАО ЕЭС. Были разработаны, в частности, две редакции "Технической политики в области управления ИТ", стандарты оказания ИТ-услуг энергокомпаниям. Были достигнуты соглашения с крупными вендорами, позволяющие снизить затраты на ИТ в дочерних компаниях. В целом "ИТ стали понятнее и прозрачнее в деньгах и в задачах", - считает г-н Селютин, что, вероятно, должны будут увидеть и оценить новые владельцы.
Вопрос новых владельцев – и главное – нового координатора процесса информатизации предприятий отрасли на сегодня является особо актуальным. Никому пока не очевидно, кто теперь будет принимать решения об ИТ – для постреформированной энергетики. Как сохранить и развить наработанные в этой области методологии и рекомендации? Есть разные предположения в этой связи – и о том, что экспертный совет необходимо вынести за пределы новых энергокомпаний, и о том, что часть регулирующих и контролирующих функций могло бы унаследовать "Росэнерго". В любом случае ясно, что потребность в некоем координирующем или консультирующем органе, а также в площадке для дискуссий относительно дальнейших путей развития ИТ-стратегий у новых энергопредприятий появится, если уже не появилась.
Мария Попова / CNews Analytics
Презентации участников круглого стола