Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО

"Железо" банкирам дороже ПО?

Российские банки продолжают наращивать затраты на аппаратные средства. Инвестиции в построение ИТ-инфраструктуры и системы ее управления, вероятно, останутся в фокусе крупнейших игроков отрасли в ближайшие годы. Круглый стол, проведенный CNews Analytics и CNews Conferences, выявил ряд "проблемных точек" в отношении физической "оснастки" развивающегося бизнеса.

Банки увеличивают затраты на "железо"

По данным CNews Analytics, банковский сектор опережает большинство отраслей российской экономки по доле ИТ-затрат в общих ИТ-затратах, осуществляемых всеми предприятиями — 11,5% против 3%, которые составляют долю торговли, или около 5% - добывающей промышленности и электроэнергетики. В последние три года (2004-2006 гг.) при продолжающейся и даже усиливающейся тенденции физического сокращения сектора затраты на ИТ здесь растут, что свидетельствует, видимо, о второй волне информатизации. При этом структура ИТ-расходов банковского сектора отличается несколько завышенной долей затрат на АО (61% против 52% по экономике в целом).

Динамика ИТ-затрат российских банков 2002-2006

Источник: CNews Analytics, 2007

Ключевой задачей банков сегодня становится грамотный подход к выбору программных и аппаратных решений, адекватной методологии управления всеми системами организации, обеспечения бесперебойности их работы и безопасности. ИТ-инфраструктура организаций финансово-кредитной сферы – сложный организм, требующий внимательного комплексного подхода. Набор специализированного ПО, интеграционная платформа, аппаратный комплекс, системы хранения и резервирования данных, информационная безопасность, технические средства защиты, коммуникационные каналы в совокупности определяют надежность всей структуры и возможность ее развития. А значит, возможности роста всего бизнеса банка.

Банковские ЦОД эволюционируют

Из "тяжелых" инфраструктурных решений банки традиционно с интересом относятся к центрам обработки данных. В числе основных задач, реализуемых ЦОД, Даниил Плитман, директор центра компетенции Unix-технологий компании "Линкс", называет консолидированное хранение и обработку данных, предоставление пользователям прикладных сервисов, а также обеспечение функционирования корпоративных приложений. К организационным преимуществам этих решений традиционно относится снижение общей стоимости владения, быстрая внедряемость корпоративных приложений и повышение управляемости.

Александр Старыгин, начальник отдела подготовки технических решений НР, отметил, что в процессе эволюции ЦОД к настоящему моменту набрана критическая масса изменений, которая позволяет говорить о появлении нового поколения этих решений. Их большую эффективность обеспечивают инновационные технологии - консолидация, виртуализация, балансировка загрузки, отказо- и катастрофоустойчивость и др. Основу взаимодействия в схеме "бизнес – ЦОД" сегодня составляют сервисы. В целом же структура ИТ-затрат бизнеса, по мнению г-на Старыгина, требует смещения фокуса от техподдержки к инновациям. В частности, долю инфраструктурных инноваций, которую НР оценивает в настоящий момент в 5%, планируется увеличить до 10%, а долю инноваций в приложениях – с 23% до 45%. При этом должна сократиться доля поддержки приложений с 30% до 15%, а доля поддержки инфраструктуры – с 42% до 30%.

Телекоммуникационная статья расходов устойчива

В условиях современного рынка, когда ни одно предприятие не может обойтись без адекватной телекоммуникационной инфраструктуры, с одной стороны, есть все предпосылки для постоянного развития инфраструктуры связи, а значит – увеличения расходов на эту статью. С другой стороны, по мере развития технологий телекоммуникационные услуги дешевеют. Это ставит новые задачи перед операторами, подталкивая их к разработке и выводу на рынок инновационных решений.

Об особенностях телекоммуникационных проектов, реализованных в Банке России, Среднерусском Банке Сбербанка РФ и "Межтопэнергобанке", рассказал Алексей Рубаков, начальник отдела маркетинга "Центрального телеграфа". Оператор предлагает сегодня банкам, помимо базового сервиса (построения корпоративных сетей передачи данных с резервированием - голос, видео и собственно данные), размещение оборудования на своих технологических площадках, организацию call-центров с "красивыми номерами" и подключением телефонных потоков по оптоволокну, все более дешевый и быстрый интернет, а также варианты многоадресных рассылок документов.

Электронные документы повышают качество работы

Дополнительным вектором дискуссии в рамках круглого стола CNews стал электронный документооборот. Николай Пестерев, руководитель проектов внедрения Directum, определяет решения этого класса как одно из звеньев инфраструктуры, которое составляет ее платформу, служит связкой систем и сотрудников.