Разделы

Цифровизация Внедрения

Врачи против ИТ: кто победит?

Сегодня мультимедиа и автоматизация инженерных систем считаются перспективными ИТ-направлениями. Обе эти технологии нашли применение в концепции умного здания. Алексей Карпинский, коммерческий директор компании iCore, в интервью CNews рассказал об умной клинике — преломлении данной коцепции в сфере здравоохранения. Эксперт считает, что препятствием для ее широкого распространения в России является низкая информатизация государственных клиник: по степени внедрения ИТ они на восемь лет отстают от коллег из коммерческого сектора.

УМНЫЕ КЛИНИКИ

CNews: Одно из перспективных направлений в области умных зданий относится к сфере здравоохранения. Что из себя представляет смарт-клиника?

Алексей Карпинский: Это пример специализации концепции умного здания под конкретную индустрию. Медицина в данном случае очень интересная отрасль. Во-первых, в нашей стране в этом секторе достаточно низкая степень информатизации. Во-вторых, данная отрасль бурно развивается в остальном цивилизованном мире, где технологии ушли далеко от наших реалий.

Умная клиника состоит из двух элементов. Во-первых, это смарт-доктор. Задача состоит в том, чтобы максимально обеспечить верной информацией доктора для принятия правильного решения в короткий промежуток времени, так как в медицине вопрос времени — это вопрос жизни и смерти. Вторая часть концепции смарт-клиник – удобство и безопасность пациента во время его нахождения в лечебном учреждении.


Алексей Карпинский: Команда iCore участвовала в уникальном для России проекте по созданию смарт-клиники на базе нового здания клиники «Медицина» в Москве

Умное здание включает в себя оба этих направления. В случае с доктором речь идет об умной операционной. Это специализированное помещение, в котором применяются те же самые мультимедиа-технологии и управление. В операционной надо следить за чистотой воздуха, управлять температурой, освещением, дверьми с контролем доступа. Все то же самое касается и других помещений, но там эти показатели не так критически важны. Кроме того, средствами мультимедиа оснащены медицинские приборы. Даже ложечка, с помощью которой стоматолог осматривает рот, уже имеет камеру и может вывести сигнал на экран. В процессе операций используется масса сложных приборов и дисплеев, на которые попадает информация как с самих медицинских приборов в операционной, так и результаты всех анализов, диагностики, МРТ, УЗИ и т.п. Это нужно, чтобы доктор быстро понял динамику состояния за нужный период и принял решение. Более того, сейчас с развитием телемедицины стало возможным оперативно получать консультации узкого специалиста в случае, если компетенции доктора не хватает.

Второе направление — реализация умного здания с позиции пациента, которое включает три блока. Первое – это блок развлечений. Пациент должен иметь доступ к интернету, электронной почте, Skype, просмотру видео и т.п. С точки зрения пациента эта система выглядит как единый пульт управления, а лучше — обычный планшет. С его помощью он может управлять телевизионной панелью, акустической системой или использовать его как «прикроватный» компьютер. Пациент должен чувствовать себя расслабленно и комфортно.

Второй блок – управление микроклиматом, температурой, освещением, жалюзи на окнах. Все эти настройки также есть в планшете пациента.

Третий блок касается медицинской информации. Любому нормальному пациенту интересно, как его лечат и от какого заболевания. У него должна быть возможность посмотреть, какие лекарственные средства ему назначены, какие исследования должны быть проведены. Конечно же, доступ к этой информации должен зависеть от врача, который настраивает права доступа для пациента. Кому-то вообще нельзя знать, что ему прописали. Медицинская часть смарт-палаты имеет тройной доступ. Первый – непосредственно для пациента. Второй – для среднего медицинского персонала, который должен знать, что прописано, когда везти пациента на процедуры и пр. Третий уровень доступа должен быть у лечащего врача, который приходит в палату со своим планшетом и «логинится» в системе. Врачу необходим доступ к исчерпывающей информации о пациенте: о всех поставленных диагнозах, анализах, снимках и предписаниях.

CNews: Концепция действительно очень интересная. Есть ли примеры реализации в вашей практике?

Алексей Карпинский: Нам удалось участвовать в уникальном для российского рынка проекте по созданию смарт-клиники на базе нового здания клиники «Медицина» на Тверской улице в Москве. Концепция была написана компанией IBM, проектирование выполнено Schneider Electric в сотрудничестве с другими вендорами. Мы приняли участие непосредственно в реализации и взяли на себя часть работ в рамках создания центра обработки данных и мультимедиа-систем. Заказчику удалось создать команду интеграторов, учитывая экспертизу и сильные стороны каждой компании в конкретной отрасли. Готового решения для смарт-клиник нет, поэтому потребовался кропотливый процесс изобретения и интеграции.

CNews: В «Медицине» были реализованы все компоненты смарт-клиники, которые вы назвали ранее?

Алексей Карпинский: Да. Перед нами стояли задачи по интеграции на уровне смарт-палаты упомянутых трех блоков. Блок развлечения и управления помещением оказалось реализовать проще, а вот интеграция и доступ к медицинским данным — та задача, которую еще предстоит решить в ближайшее время. Кроме того, мы оборудовали конференц-залы для проведения консилиумов, настроили управление аудиовизуальным комплексом зон релаксации. Сейчас клиника запущена и работает на полную мощность.