Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Водительский профиль: эволюция российского рынка телематики

Сегодня российский рынок транспортной телематики стоит на пороге нового этапа развития. Не секрет, что сейчас отечественные участники предлагают клиентам почти одинаковые услуги, различия заключаются лишь в незначительных деталях. Хотя и в нынешнем положении наблюдается неплохая положительная динамика – по итогам 2012 г. объем рынка телематических услуг достиг 12 млрд руб. против 10 млрд руб. в предшествовавшем году.

По-прежнему сохраняется высокий потенциал для реализации новых продуктов и сервисов, уже распространенных в других странах. "Расшевелить" рынок способна компания "Сидиком", которая известна как один из ведущих в стране поставщиков карт для автомобильной навигации.

Специфика работы компании привела к тесному взаимодействию с организациями в сфере транспортной телематики. В конечном счете "Сидиком" решил использовать свой опыт и собственную геоинформационную базу по России для предложения технологии персонализированной сводной оценки экономичности и безопасности управления транспортными средствами. Сокращенно эта технология называется "Водительский профиль" и, в зависимости от области применения, представляет интерес как для сервис-провайдеров, так и частных автовладельцев.

Водительский профиль базируется на сопоставлении манеры вождения каждого отдельно взятого водителя с идеальным уровнем. Изначально пользователь системы получает оценку в 100%, в дальнейшем происходит снижение в зависимости назначаемых штрафов. Величина последних высчитывается по опасным маневрам, нарушениям ПДД, созданию аварийных ситуаций и множеству других аспектов. Отслеживание ведется установленным в транспортном средстве блоком, состоящим из GPS-приемника, акселерометра и SIM-карты. Последняя необходима для передачи считываемых данных в процессинговый центр.

Интеграционные возможности

Компания "Сидиком" лицензировала технологию водительского профиля у британской FMG, чему способствовало несколько факторов. Во-первых, разработка FMG под названием Ingenium Dynamics создавалась при непосредственном участии мировых лидеров исследования транспортной проблематики, в частности Motor Industry Research Association (MIRA) и Driver Research Group at Cranfield University. Во-вторых, наглядным подтверждением эффективности Ingenium Dynamics стали клиенты FMG. Например, это ведущая страховая группа Великобритании Provisional Marmalade. Или Northgate, крупнейшая компания на британском рынке аренды автомобилей. Наконец, решающей стала возможность "Сидиком" заниматься "кастомизацией", изменением и доработкой технологии под нужны конкретного клиента. То есть, компания оказалась вовсе не в роли "безвольного" провайдера, а наоборот – постаралась максимально сосредоточить в своих руках контроль и управление Ingenium Dynamics в России.

Полномочия "Сидиком" позволяют компании проводить интеграцию с текущей программной средой клиента. Кроме того, "Сидиком" допускает своеобразное брендирование и предложение клиентом продукта под своей маркой. Это может быть интересно в первую очередь организациям, предоставляющим услуги мониторинга транспортных средств.

"Сидиком" стал движущей силой, без которой предложение технологий типа Ingenium Dynamics в России лишено смысла. Дело в том, что без упомянутой выше геоинформационной базы по конкретному государству сам по себе Ingenium Dynamics ничего не стоит. Для того чтобы технология "заработала", необходимо наличие картографической базы с указанием информации об аварийных участках, типах дорог, скоростных режимах и многом другом. Как раз такую базу по России на протяжении последних пяти лет ведет и поддерживает "Сидиком".

Потенциальные пользователи

С точки зрения широкой аудитории внедрение водительского профиля будет заметно в автостраховании. Здесь довольными останутся обе стороны "баррикад". Страховые компании снизят риски и получат инструмент привлечения новых клиентов, а водители увидят реальную выгоду от аккуратного вождения. В данном случае водительский профиль реализуется в рамках подхода под названием "умное страхование".

В автомобиле клиента устанавливается блок слежения, затем на основании собранной за определенное время информации страховщик принимает решение о предоставлении водителю скидки. Конечно, величина "поощрения" зависит от итогового профиля за отчетный период. Также накопленная информация водительского поведения позволяет компаниям оптимизировать тарифные ставки.

В действительности все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Для расчета скидок и тарифов привлекается особый специалист – актуарий – который по сложным математическим моделям определяет конечные цифры. К слову, по информации экспертов, в Великобритании "умное страхование" позволило снизить число аварий на 60%, а водители стали на 53% реже превышать скорость.

Следующая перспективная сфера для внедрения технологии Ingenium Dynamics – транспортные компании, предоставляющие услуги грузоперевозок. Для них конечной целью использования профиля водителя выступает минимизация издержек эксплуатации автопарка. В результате использования профилирования водителей достигается оптимизация расхода топлива, снижается износ узлов транспортных средств, уменьшаются затраты на ГСМ. Ведь водитель, зная о ведущемся отслеживании, старается управлять грузовым автомобилем более аккуратно.

Закономерно сокращается простой машин из-за ремонта, а это прямая выгода компаний в виде возможности выполнять большее число перевозок. Следует вновь вспомнить об "умном страховании", ведь оно будет действовать и в отношении машин транспортных организаций. Приведенные выгоды актуальны не только для компаний, специализирующихся на грузоперевозках. В равной степени рассмотренные преимущества актуальны и для организаций с логистическими отделами и собственными транспортными средствами.

Конечно, использование водительского профиля не ограничивается приведенными примерами. Также технология видится привлекательной для частных компаний, занятых перевозкой пассажиров – таксопарков. Если для всех такси будет использоваться водительский профиль, то клиент сможет при заказе машины выбирать водителя с наилучшими показателями вождения. Наличие статистики водительского профиля может стать весомым конкурентным преимуществом для игроков рынка, а заодно обезопасить пассажиров от услуг недобросовестных перевозчиков.

В продолжение темы пассажирских перевозок упомянем о вероятности внедрении услуг компании "Сидиком" на государственном уровне. Речь идет о том, что профильные органы будут рассматривать в частном порядке "карточку водителя" каждого, кто пожелает сесть за руль и стать ответственным за жизнь пассажиров. В зависимости от показателей профиля, будет приниматься решение о цене лицензии – и в принципе возможности ее предоставления.

Заметим, что в случае с "Сидиком" можно вполне серьезно говорить об использовании водительского профиля в госструктурах. Ведь технологическая платформа Ingenium Dynamics размещается на территории России, что позволяет "Сидиком" рассчитывать на прохождение сертификации и получение разрешения на использование в государственных компаниях.

Напоследок заметим, что вряд ли стоит ожидать в будущем высокую конкуренцию на рынке технологий водительского профиля в России. Предложение новых телематических услуг требует ресурсы, нишевые знания и опыт, которыми могут похвастаться лишь немногие компании в России.

На правах рекламы