Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Услуги Data-центров в России: кто продает, кто покупает?

Считается, что передача ИТ-систем на аутсорстинг позволяет компаниям не только повысить уровень надежности, но и сделать это без дополнительных затрат, более того - сократить общие расходы на ИТ. Однако сами российские компании в большинстве случаев не доверяют свои информационные ресурсы сторонним организациям. Исключением являются лишь «белые» компании.

Центры данных - для «белых»?

В ходе проведенного в 2004 году компанией Market-Visio исследования респондентам было предложено указать, какие ИТ-функции в настоящий момент находятся в обслуживании внешним поставщиком (ESP), а также указать какие функции будут находиться в обслуживании внешним поставщиком в 2005 году. Отдельно респондентам было предложено указать, пользуются ли они услугами центров данных. Результаты ответов респондентов представлены на диаграмме.

Функции, которые передаются внешним поставщикам услуг

 Dia-1

увеличить

Источник: Market-Visio

По данным проведенного исследования услугами центров данных (за исключением услуг по размещению веб-сайтов и порталов) пользуются не более 7% опрошенных предприятий, причем некоторые предприятия пользуются услугами data-центров аффилированных структур.

Проведенные в процессе исследования фокус-группы с ИТ-директорами предприятий показали достаточно скептическое отношение к возможности передачи в центр данных информации, являющейся ценной для бизнеса. Большинство ИТ-директоров опасаются за безопасность критической информации, что говорит о недоверии поставщикам услуг data-центров.

Например, в процессе интеграции удаленных подразделений “Очаковского комбината ЖБИ” стал вопрос об интеграции баз данных, содержащих схемы и чертежи, по которым осуществлялось производство продукции предприятия. В качестве одного из вариантов ИТ-директор рассматривал возможность централизации всех данных во внешнем data-центре. Однако руководство предприятия негативно отнеслось к такому варианту решения задачи, считая содержащуюся в базе данных информацию своим ноу-хау.

Участники фокус-групп считают, что передать в центр данных критически важную информацию могут «белые» компании, которые используют ресурсы центра для резервного копирования СУБД и восстановления информации после несчастных случаев. Для остальных компаний услуги центров данных интересны скорее для размещения веб-сайтов, почты и порталов.

Основным барьером на пути использования внешних центров данных являются опасения за безопасность данных. Между тем , проведенные фокус-группы показали, что уровень защиты информации на самих предприятиях часто ниже, чем в data-центрах. ИТ-директора признаются, что осуществить «вынос» серверов на их собственных предприятиях значительно проще.

Участниками исследования в ходе фокус-групп были высказаны весьма интересные тезисы:

  • место расположения data-центра должно быть засекречено от собственных ИТ-специалистов предприятия;
  • инженеры службы поддержки центров данных не должны знать об уровне критичности информации, размещаемой в центре;
  • data-центр не должен иметь историй успеха (success stories), так как никто не должен знать, какие компании пользуются услугами таких центров;
  • идеальная PR-компания услуг data-центра – размещение на его мощностях информации конкурирующей фирмы;
  • «лучшая крыша – это государство». Возможно «дружба» data-центра с одной из силовых структур (что подразумевает негласное соглашение о «неприкасаемости») может сильно способствовать центру в продвижении своих услуг.

    В целом, если большинство вопросов, связанных с ИТ-аутсорсингом находится в ведении ИТ-директора (все, что связано с поддержкой), то за «вынос» информации и инфраструктуры за пределы предприятия ИТ-директора не готовы нести ответственность. Решение по передаче данных и инфраструктуры, должно приниматься только руководителем предприятия, а ИТ-директор готов отвечать только за то, что находится в его ведении.