Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

Укрощение ТОРО: секреты эффективности НЛМК

Металлургов сложно удивить масштабными ИТ-проектами. Информатизация каждого участка деятельности в отрасли – это обычно уникальный пример, достойный значимого места в истории ИТ. Недавно в этот ряд встал и проект по автоматизации процессов технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО) на Новолипецком металлургическом комбинате (НЛМК), выполненный компанией "Астерос Консалтинг". Он был и масштабным, и сложным, но главное – проходил в условиях реорганизации ремонтных служб.

Годовое производство стали в России составляет около 70 млн тонн, текущее потребление оценивают более чем в 40 млн тонн. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) хорошо известен в качестве одного из лидеров этого рынка не только по объему производства (почти 12 млн тонн стали в 2011 г.), но и благодаря качеству выпускаемой продукции. Большая ее часть поступает на внешний рынок, где НЛМК удерживает лидерство по ряду позиций.

Акции НЛМК торгуются на ведущих зарубежных и российских биржах. При этом аналитики считают, что показатели себестоимости производства НЛМК по сравнению с другими мировыми металлургическими компаниями одни из наиболее низких. Объем производства на НЛМК динамично увеличивается: в пересчете на одного сотрудника за последние 5 лет он вырос более чем в полтора раза.

Борьба за эффективность

НЛМК лидирует по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью (в частности, производит около половины российского металлопроката с полимерным покрытием), вводит в строй новое доменное оборудование, которое отвечает самым современным требованиям и позволяет достичь рекордных показателей по производительности.


НЛМК вводит в строй новое доменное оборудование, которое отвечает самым современным требованиям и позволяет достичь рекордных показателей по производительности

Важную роль в повышении эффективности сыграл комплексный проект по коренной реорганизации и автоматизации деятельности ремонтных подразделений на базе SAP ERP. Консалтинг и внедрение системы в этом проекте были доверены компании "Астерос Консалтинг", выбранной по результатам открытого конкурса, в подведении итогов которого приняли участие представители 30 структурных подразделений НЛМК.

Об ИТ-компании

Компания "Астерос Консалтинг" (входит в группу "Астерос") специализируется на выполнении сложных консультационных и интеграционных проектов, направленных на повышение качества управления и эффективности организаций. "Астерос Консалтинг" оказывает клиентам методологическую поддержку в реализации инновационных подходов к управлению и развитию с использованием современных методов и инструментов.

Бизнес-процесс технического обслуживания и ремонта (ТОиР) на металлургическом предприятии является одним из ключевых факторов, определяющих качество выпускаемой продукции и эффективность производства в целом. К примеру, прокатный стан по производству холоднокатаного листа – это и огромные механические нагрузки, и высокие температуры, и столь же высокая точность. Не допустить простои, строго соблюдать регламенты и технику безопасности, постоянно контролировать состояние оборудования – специфика металлургического производства.

До начала реорганизации в многочисленных ремонтных подразделениях, закрепленных за конкретными агрегатами, трудилась примерно треть сотрудников НЛМК. Децентрализованная структура имела свои очевидные преимущества и в то же время замедляла распространение лучших практик. Централизованным было только выделение средств ремонтным службам из бюджета предприятия и отчетность, которая предоставлялась в бумажном виде.

"Автоматизация процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) считается одним из самых сложных этапов внедрения ERP-системы. Особенно если речь идет о таких капиталоемких отраслях, как металлургия. В нашем случае все усложнялось тем, что процесс внедрения шел во время структурной реорганизации. Фактически команда "Астерос Консалтинг" выступала в этом проекте консультантом как в области ИТ, так и бизнеса. И это сыграло огромную роль в успехе проекта", – считает вице-президент по ИТ НЛМК Вадим Урьяс.

Реализация проекта

"Комплексная автоматизация процессов ТОиР на НЛМК" стала в моей практике одним из наиболее сложных и, одновременно, наиболее интересных проектов. Проведение автоматизации одновременно с масштабной реорганизацией и централизацией ремонтных служб комбината, переводом их на инсорсинговую сервисную модель не давало право на ошибку и времени на долгие раздумья, – рассказал ответственный за проект, руководитель направления ТОиР компании "Астерос Консалтинг" Юрий Середин. – Нам помогло то, что на протяжении последних лет НЛМК серьезно занимался повышением эффективности производства. На предприятии была создана система нормативов на базе учета трудовых и материальных затрат, накоплена колоссальная база НСИ. Все это дало возможность положить лучшие практики в основу реально используемых сегодня на НЛМК бизнес-процессов ТОиР и вовремя сдать заказчику систему".

О заказчике

НЛМК - ведущий поставщик слябов и трансформаторной стали в мире и крупнейший российский поставщик продукции с высокой добавленной стоимостью, включая прокат с полимерным покрытием, оцинкованную и электротехническую сталь, а также сортовую металлопродукцию. НЛМК располагает современными производственными мощностями, которые по уровню технологичности не уступают ведущим западным производителям.

Компания имеет широкую географическую диверсификацию бизнеса по рынкам сбыта поставляя свою продукцию в более чем 70 стран мира.

Себестоимость производства НЛМК – одна из наиболее низких в мире, средний уровень рентабельности компании по показателю EBITDA составляет около 40% в течение пятилетнего цикла.

Проект "Астерос Консалтинг" по автоматизации вновь созданного на НЛМК единого Центра ТОиР (ЦТОиР) прошел в течение предусмотренных договором 8 месяцев, причем основная часть работ была сделана за полгода. Он включал все этапы внедрения разработанного на базе SAP PM решения и был ориентирован на поддержку структурно-организационных изменений, проводимых на комбинате. Основными факторами, обусловившими успешное завершение проекта, стали тесное взаимодействие и реальная заинтересованность конечного заказчика, а также погружение команды "Астерос Консалтинг" в производственную специфику металлургического комбината.

В частности, совместными усилиями специалистов комбината и консультантов была создана нормативно-справочная база. Она описывает объекты ремонта, каталоги ремонтных сервисов и типовых неисправностей оборудования, справочники и спецификации запчастей и расходных материалов, необходимых для централизации работы складов, обоснования необходимости и расчета стоимости ремонтных работ и пр. Команда проекта провела аудит и миграцию данных в новую систему, причем количество одних только техкарт ремонтов составило сотни тысяч единиц.