Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Спасут ли авиацию антикризисные ИТ-стратегии?

В период кризиса любой бизнес ищет способы выживания. Конечно, это касается и авиакомпаний. Им особенно нелегко по причине длительного срока окупаемости инвестиций. Облегчить ситуацию поможет грамотная ИТ-стратегия, направленная на увеличение мобильности, совершенствование логистики и экономии во всех сферах. Также необходимо экономить и на самих ИТ.

Две основные задачи, стоящие перед ИТ-подразделением любого предприятия, формулируются следующим образом. Во-первых, это стратегическое управление спросом на услуги ИТ, и, во-вторых, стратегическое управление предложением ИТ-услуг.

Эти задачи приобретают особое значение, если рассматривать их применительно к ИТ-структурам авиакомпаний. Особенностью бизнеса авиакомпаний, аэропортов и иных предприятий гражданской авиации является продолжительный период окупаемости инвестиций, а, следовательно, и необходимость стратегического планирования, бизнес-планирования на длительный промежуток времени. В результате имеем бизнес-планы на 5, 10, 20 лет. На такой же срок возникает необходимость планирования развития и ИТ-инфраструктуры.

Так продолжалось до второй половины 2008 года, когда наступил мировой финансовый, а затем и экономический кризис. После этого бизнес-планирование авиакомпаний стало осуществляться преимущественно не стратегически, а скорее тактически. Это коснулось всех аспектов их деятельности, в том числе и ИТ-направления.

Авиа в период кризиса

8 июня 2009 года на ежегодной генеральной встрече в рамках мирового саммита Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) в Куала-Лумпуре генеральный директор ИАТА Джиованни Бизиньяни так определил основные стратегии авиакомпаний в условиях нового мирового экономического развития: "Некоторые стратегии уже очевидны: Наличные деньги – это все. Дефицит средств в мировой авиаиндустрии достигает 170 млрд долл. США. Существенную помощь (авиакомпаниям) оказывает партнерство. Главные слиянияKLM-AirFrance, Lufthansa-Swiss, Delta-Northwest, JAL-JAS, Cathay Pacific-Dragonair – образовали более сильные конкурентоспособные компании. Управляйте провозными емкостями…"

В российском авиационном сообществе также преобладают стратегии слияний и поглощений. Наряду с этим также актуально создание новых авиакомпаний на базе реструктурированных предприятий. В последнее время многие российские авиакомпании также большое внимание уделяют эффективности управления расписанием, парком ВС и провозными емкостями.

Таким образом, можно сделать вывод, что в период экономического кризиса, а также в последующий этап при дефиците наличных средств и спаде объемов предоставления услуг, особенно в авиационной отрасли, одним из главных условий выживания становится экономия средств, сокращение операционных и капитальных затрат, в том числе и на ИТ.

Тем не менее, учитывая, что любая экономия требует изначально некоторых вложений, мы попытаемся дать такие рекомендации по формированию ИТ-стратегий, которые окупят себя в максимально короткие сроки. Важно, чтобы в этих изменениях был заинтересован сам бизнес, причем не только словом, но и активным участием.

ИТ - игрок командный

Вышеперечисленные условия необходимы, но недостаточны. Помимо указанных требований ИТ-подразделения в предприятиях и группах компаний должны быть «командными игроками». Именно это условие способствует пониманию ИТ-структурами задач бизнеса и наиболее динамичному управлению изменениями в соответствии со стратегическими целями и задачами предприятия.

Квадрат Gartner. Роль ИТ-подразделения в предприятии

Источник: Gartner, 2009

В соответствии с квадратом Gartner, наиболее эффективная роль, отводимая ИТ-подразделению и ИТ-организации в крупной компании, подразумевает полноправное участие ИТ в решении общих задач бизнеса и даже выделение ИТ-подразделения в отдельную структурную единицу группы компаний, отвечающую за всю ИТ-инфраструктуру.

Тем не менее, главным критерием эффективности ИТ-инфраструктуры, а следовательно, правильного выбора ИТ-стратегии будет являться повышение качества услуг и одновременного снижение стоимости владения и затрат на производство ИТ-продуктов.

Удешевляем ИТ

Главным условием выживания на рынке авиаперевозчиков сейчас, безусловно, представляется экономия. Однако, нужно помнить: экономя – главное, не перестараться. Еще одно правило: любая экономия стоит денег.

Среднегодовые составляющие затрат на содержание ИТ-инфраструктуры одного из российских авиаперевозчиков

Источник: "Авиационные стратегии и маркетинг", 2009

Не рекомендуется прерывать начатые проекты внедрения информационных систем, развития инфраструктуры и замораживать их на середине пути, поскольку возобновление процесса внедрения приведет к еще большим расходам. Их необходимо довести до логического завершения. Не стоит забывать о том, что большая часть проектов связана с автоматизацией и обеспечением технологических и производственных процессов.

Связь в авиа

В условиях слияния авиакомпаний в альянсы и холдинги и минимизации издержек необходимо выбрать из всего множества поставщиков услуг только тех, кто будет обеспечивать основные и резервные коммуникации. Вполне естественно, это касается и услуг мобильной, стационарной, спутниковой и телексной связи. В этом случае значительная экономия средств на содержание такого уровня ИТ-инфраструктуры достигается за счет объединения каналов связи и коммуникаций, а также за счет пересмотра условий по тарифам вследствие изменения трафика данных и суммарного эфирного времени на всю группу компаний или альянс.

Сократить затраты авиакомпании на приобретение оборудование можно также за счет оптимизации и реорганизации географически распределенных телекоммуникационных сетей и объединения телекоммуникационного оборудования объединяющихся авиакомпаний в единую сеть.

ПО и лицензирование

Эффективное управление лицензиями на специализированное программное обеспечение, а также аренда ПО вместо его приобретения позволяют существенно растянуть по времени выплаты, а именно, заменить единовременную оплату лицензий ежемесячной арендной платой в течение срока полезного использования софта. То же самое касается и управления лицензиями на офисное программное обеспечение, например, корпоративную операционную систему. По тому же принципу в зарубежных авиакомпаниях с целью экономии ресурсов и продления сроков оплаты пользуется спросом такая услуга как SaaS (software as a service – софт как услуга). Помимо механизмов оплаты компания получает возможность экономить на серверном оборудовании, ЦОД, поскольку расходы авиакомпании на SaaS уже включают в себя стоимость аренды оборудования.