Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Системное ПО Внедрения

Сергей Шилов: Российский ИТ-рынок не готов стать "белым"

В структуре российского рынка информационных технологий ИТ-услуги по-прежнему занимают далеко не ведущее место. Тем временем, период бурного роста для большинства российских компаний уже закончен. Перейдя от активного развития к сокращению издержек, бизнес еще по достоинству оценит услуги ИТ-консультантов и системных интеграторов, считает Сергей Шилов, генеральный директор компании AT Consulting. Об этом, а также о борьбе с "серыми" схемами и неизбежности аутсорсинга он рассказал в интервью CNews.

Но есть и положительная тенденция. Заказчики буквально с каждым месяцем все лучше и лучше разбираются в том, зачем им нужны ИТ-услуги и вообще ИТ-проекты, или, скажем, конкретное аппаратное обеспечение. Особенно сейчас, когда рынок в целом перестал активно расти. И я думаю, большая часть проектов, которые будут заканчиваться неудачно, будут означать окончание карьеры участников. Компании начнут считать деньги, и каждый зря потраченный доллар отрицательно скажется на отношении к ИТ-компании.

CNews: Основными потребителями ИТ-услуг традиционно являются крупные компании из ведущих отраслей. Предвидится ли существенный спрос на ИТ-услуги со стороны СМБ?

Сергей Шилов: Никаких изменений пока не предвидится. Крупные компании, используя ИТ-услуги, действительно могут получить преимущество благодаря эффекту масштаба. Небольшие компании, конечно, тоже покупают определенные ИТ-услуги, но их спектр довольно ограничен.

Здесь еще вопрос в том, что считать крупным и средним бизнесом. В США компания с миллиардным оборотом считается средней, у нас это очень крупная компания. Именно поэтому СМБ на Западе воспринимается как крайне перспективный и прибыльный сегмент. А у нас между крупным бизнесом и СМБ огромная пропасть. Средняя российская компания с оборотом до 100 млн долл. обходится простыми и не очень дорогими средствами автоматизации. Она просто не может себе позволить покупать полноценные ИТ-услуги. Да и честно говоря, повсеместное внедрение ИТ в средних организациях не столь уж эффективно, т.к. нет свойственного крупным предприятиям эффекта масштаба. Если у тебя в компании чуть больше сотни человек, то есть большие сомнения, стоит ли покупать систему, которая обойдется в 10-15% от оборота, а потом еще нанимать дорогостоящих консультантов. И еще не факт, что найдешь профессионалов. Так что ничего не изменилось – ИТ-услуги по-прежнему покупают крупные компании.

CNews: Каково, по вашим оценкам, будущее стратегического аутсорсинга? Будет ли он востребован российскими компаниями в ближайшие годы?

Сергей Шилов: Безусловно. До сих пор в России, можно сказать, торжествовало мнение, что свои ресурсы значительно лучше, дешевле, они более управляемы, чем ресурсы любого стратегического партнера. Однако западный опыт показывает, что как только люди начинают думать о сокращении издержек и повышении производительности труда, то стратегический аутсорсинг становится незаменимым. То есть первая причина грядущего развития аутсорсинга – экономическая. Вторая причина – отсутствие квалифицированных кадров. Как известно, российский рынок труда испытывает большие трудности – людей нет, зарплаты растут значительно быстрее производительности. Как решать эти проблемы, большинство компаний еще не знает. На Западе эта ситуация привела к появлению крупных компаний, предоставляющих услуги стратегического аутсорсинга. У нас до сих пор компании предпочитают открывать огромное количество вакансий, повышать зарплаты. При этом собственные ресурсы, когда их много, достаточно сложно мотивировать. Например, не совсем понятно, какие перспективы и карьерный рост могут быть у ИТ-специалиста в банке. Стать ИТ-директором? ИТ-директор один, а ИТ-специалистов много. Если приглашать сотрудников сразу на большую зарплату, то вряд ли будет возможность повышать ее в дальнейшем. Все это приводит к тому, что человек перестает эффективно работать. Осознание этой проблемы только начинает приходить, на рынке появляются первые крупные аутсорсинговые контракты. Мы тоже заключили контракт на аутсорсинг с одной из телекоммуникационных компаний. Уверен, у этого вида услуг большие перспективы.

CNews: Можно ли сказать, что аутсорсинг как ИТ-услуга в России уже стал качественным?

Сергей Шилов: Когда отсутствует опыт оказания определенного вида услуг, о качестве говорить тяжело. Тяжело оценивать уровень в среднем по рынку, потому что чаще всего компании заключают аутсорсинговые контракты со своими прямыми «дочками», т.е. просто выделяют ИТ-подразделение в отдельную компанию. Этот вид аутсорсинга, разумеется, мы не рассматриваем. Если брать ситуации, когда не аффилированные компании договариваются о взаимовыгодной сделке – таких единицы.


Сергей Шилов: Чаще всего требуется либо хорошо говорить, либо думать. В нашей отрасли нужно хорошо делать и то, и другое

Как такового рынка аутсорсинга нет, он только намечается, но качество отдельных имеющихся проектов в целом неплохое. Конечно, по мере роста рынка быстро выяснится, что компаний действительно способных реализовывать большие аутсорсинговые проекты, единицы, а критерии качества будут сильно корректироваться.

CNews: Вы согласны с мнением, что первые неудачные проекты аутсорсинга сильно подпортили его имидж?

Сергей Шилов: Да, конечно. Это одна из причин, почему рынка до сих пор нет. Негативный опыт первых проектов отрицательно сказывается на развитии аутсорсинга. Пока заказчики не убедятся, что собственные ИТ-отделы не справляются со всеми возложенными обязанностями, бурного роста аутсорсинга не стоит ожидать. Мне кажется, сейчас наступила та самая точка насыщения. Очень многие компании недовольны работой своих ИТ-отделов. И в то же время никуда не исчезает дефицит кадров, то есть не исчезает необходимость использования аутсорсинга. Есть работа, которую необходимо сделать, затратив как можно меньше средств.

CNews: Есть ли уже у российских компаний достаточный опыт правильного составления SLA, чтобы качественно регулировать аутсорсинговые проекты?

Сергей Шилов: SLA – это необходимое условие для того, чтобы аутсорсинг вообще состоялся. Необходимо на ежедневной, ежечасной, еженедельной основе измерять уровень качества, удовлетворенности и т.д. Если этого нет, это не прописано в деталях, ожидать качественных услуг не стоит. У нас есть опыт составления соглашений об уровне сервиса. Мы их подписываем со всеми заказчиками. С нашим самым крупным заказчиком мы согласовывали SLA целый год.

CNews: Чем вам интересна ваша работа?

Сергей Шилов: Интересна тем, что здесь необходимо сочетать коммуникативные и аналитические качества. Чаще всего требуется либо то, либо другое - либо хорошо говорить, либо думать. В нашей отрасли нужно хорошо делать и то, и другое. Мне нравится общаться с людьми. Мне нравится, что мы успешно оканчиваем проекты и можем видеть результат. Это приносит огромное удовлетворение.

Екатерина Толкачева / CNews